Психологическая наука и образование
2000. Том 5. № 1
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психологический анализ художественного текста в учебнике
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Граник Г.Г., Концевая Л.А. Психологический анализ художественного текста в учебнике // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 1.
Фрагмент статьи
В своем исследовании структуры смысла жизни В. Э. Чудновский, исходя из того, что в основе структуры смысла жизни лежит иерархия смыслов, «соотношение «больших» и «малых» смыслов», выделяет тип структуры, условно названный им «монолитом». Этот тип структуры «характеризуется тем, что ведущий компонент иерархии становится самодовлеющим. Он как бы поглощает остальные компоненты иерархии». Нельзя не согласиться с В. Э. Чудновским, что «оголенный» смысл жизни «в конце концов ведет к деформации личности» [11].
Человек, у которого эта деформация уже произошла, — это Барон в трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь».
Работе школьников с текстом предшествовала беседа, в которой было дано представление о направленности личности, в частности об узкой направленности, и предложено провести под нашим руководством исследование на тему «Проблема узкой направленности» в трагедии «Скупой рыцарь».
Приводим фрагмент учебника, который потом давался школьникам.
Работая над сочинением, не расставайтесь с текстом. Не торопитесь заглядывать в ответ: побудьте сначала в роли литературоведа — психолога.
Читая трагедию, вы наверняка поняли, что проблема узкой направленности раскрывается прежде всего на главном герое трагедии — Бароне.
Спустимся вместе с ним в его «тайный» подвал. Вот они, шесть «верных» сундуков с золотом, а над ними зловещая фигура Барона, который решил сегодня устроить себе пир. Сейчас он отопрет все сундуки и возле каждого не поскупится зажечь свечу, а мы с вами послушаем, о чем говорит наедине с собой этот «царь Кащей», и посмотрим, «чахнет» ли он над своим «златом».
Литература
-
Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья одиннадцатая. А. С. Пушкин в русской критике. М., 1950.
-
Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.
-
Катасонов В. Н. Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: (Религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А. С. Пушкина) // Литература в школе. 1991. № 6.
-
Лихачев Д. С. Несколько слов об авторе этой книги // Мейлах Б. С. Сквозь магический кристалл. М., 1990.
-
Петровский А. В. Психологические воззрения А. Н. Радищева: Канд. дис., 1952.
-
Психологические проблемы построения школьных учебников. М., 1979.
-
Пушкин А. С. Скупой рыцарь // Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М., 1957.
-
Теплое Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М., 1975.
-
Степанов Н. Л. Проза Пушкина. М., 1962.
-
Цветаева М. И. Мой Пушкин. М., 1981.
-
Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии.
1999. № 2.