Психологическая наука и образование
2000. Том 5. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования)
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 2.
Фрагмент статьи
Современное российское начальное образование несет в себе два тяжелых исторических следа, не позволяющих ему выполнять подлинно гуманную роль в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста.
Первый тяжелый след связан со всей историей российского начального образования. Массовая начальная школа сформировалась в России во второй половине XIX в. Эта школа была первой и последней ступенью образования для подавляющей части детского населения. После окончания начальной школы многие дети вынуждены были заниматься слаборазвитым промышленным и сельским трудом. Дальнейшее образование удавалось получить лишь немногим детям из основной массы трудящегося населения. Для общественной жизни в условиях слаборазвитого труда подросткам, а затем и многим взрослым людям достаточно было иметь общекультурные умения чтения, письма и счета, которые дети могли усваивать в начальной школе на основе утилитарно-эмпирических знаний о слове и числе. Эти умения (или элементарная грамота) имели, конечно, большое практическое значение, однако они не могли обеспечить детям достаточно высокий уровень психического развития (особенно в сфере творческого воображения и мышления).
Второй тяжелый след определялся условиями социально-культурного развития бывшего СССР. После революции 1917 г. в нашей стране еще длительное время обязательным оставалось лишь начальное образование (только в 1958 г. обязательным стало неполное среднее образование). При всех действительно больших успехах советского образования социальное назначение начальной школы оставалось тем же, что и до революции, — дать детям элементарную грамоту. Конечно, в советском начальном образовании происходили положительные сдвиги (особенно в области методики преподавания), но они не меняли, по существу, его подлинного содержания. В начальном образовании приоритетными оставались процессы обучения. Другая составляющая образования — эстетическое, нравственное и физическое воспитание детей — находилась в тени (об этом свидетельствует явное ущемление в учебных планах начальной школы предметов эстетического цикла и физической культуры).
Вместе с тем после революции с каждым десятилетием все большее число детей получало объективную социально-экономическую возможность учиться после окончания начальной школы. Пребывание в неполной средней школе предполагало наличие у каждого учащегося субъективного желания учиться и умения учиться. Однако, как показывают специальные психолого-педагогические исследования, желание и умение учиться возникают и с большим трудом формируются в процессе обучения младших школьников общекультурным умениям на основе утилитарно-эмпирических знаний. Иными словами, традиционная начальная школа многих своих выпускников не может подготовить к дальнейшему учению (с этим связаны большие трудности обучения многих детей в неполной средней школе).
Несколько крупных советских ученых (например, Б. Г. Ананьев [2, с. 24], Л. В. Занков [15, с. 20] и др.) еще в 50-е гг. выявили и описали следующий факт: большие усилия, направляемые на обучение младших школьников, не давали должного эффекта в их психическом развитии. Со всей остротой была поставлена научно-практическая проблема связи обучения и развития младших школьников. Уже в 60-е гг. было обнаружено, что изменение содержания и методов традиционного начального обучения дает определенный положительный эффект в развитии детей [16, 34 и др].
Литература
-
Александрова Э. В. Математика: Учебники для 1, 2 классов / Под ред. В.В. Давыдова. Харьков, 1992.
-
Ананьев Б. Г. Формирование одаренности // Склонности и одаренность. М., 1962.
-
Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966.
-
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. Т. 2. М., 1982.
-
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.
-
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
-
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
-
Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992.
-
Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3 — 4.
-
Давыдов В. В., Горбов С. Ф., Савельева О. В., Микулина Г. Г. Математика: Учебник для 1 класса. М., 1994.
-
Давыдов В. В., Горбов С. Ф., Савельева О. В., Микулина Г. Г. Методическое пособие по математике для 1 класса. М., 1994.
-
Дусавицкий А. К., Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии. 1983. № 1.
-
Захаров A. M., Фещенко Т. Н. Математика: Учебники для 1, 2, 3 классов / Под ред. В.В. Давыдова. Томск, 1993.
-
Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
-
Занков Л. В. О начальном обучении. М., 1963.
-
Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
-
Концепция четырехлетнего начального образования // Начальная школа.
1992. № 7 — 8. -
Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
-
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
-
Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 1 класс, 2 класс. М., 1992.
-
Полуянов Ю. А. Изобразительное искусство // Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990.
-
Полуянов Ю. А., Матис Т. А. Методическое пособие по изобразительному искусству. 1 класс. М., 1994.
-
Программы развивающего обучения (по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). 1-5 классы. Русский язык. Математика. М., 1992.
-
Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990.
-
Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В. Давыдова.— М., 1983.
-
Репкин В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вестник Харьковского университета. 1978. № 171.
-
Репкин В. В. Что такое развивающее обучение? // Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Харьков; Томск, 1992.
-
Репкин В. В. Возможности и условия реализации программы развивающего обучения // Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Харьков; Томск, 1992.
-
Репкин В. В. Русский язык: Учебники для 1, 2, 3 классов. Харьков, 1991.
29а. Репкин В. В. Что такое развивающее обучение? Томск, 1993. -
Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ. М., 1984.
-
Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, Й. Ломпшера, А. К. Марковой. М., 1982.
-
Чудинова Е. А., Букварев П. И. Естествознание. 2 класс. М., 1994.
-
Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
-
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
-
Lompscher J. Psychologische Analigsen der Lerntatigkeit. Berlin, 1989.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2126
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 1444
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3