Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования)

1444

Аннотация

В статье подробно анализируются исторические аспекты начального образования в России. Также рассматриваются теории, способствующие гуманизации обучения: теория периодизации психического развития в детском возрасте, теория двух типов обобщения и мышления, теория учебной деятельности и ее субъекта, теория развивающего обучения, теория построения учебников и методических пособий. Автор определяет пути реформирования обучения на основе принципов гуманизации.

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 2.

Фрагмент статьи

Современное российское начальное образование несет в себе два тяжелых исторических следа, не позволяющих ему выполнять подлинно гуманную роль в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста.

Первый тяжелый след связан со всей историей российского начального образования. Массовая начальная школа сформировалась в России во второй половине XIX в. Эта школа была первой и последней ступенью образования для подавляющей части детского населения. После окончания начальной школы многие дети вынуждены были заниматься слаборазвитым промышленным и сельским трудом. Дальнейшее образование удавалось получить лишь немногим детям из основной массы трудящегося населения. Для общественной жизни в условиях слаборазвитого труда подросткам, а затем и многим взрослым людям достаточно было иметь общекультурные умения чтения, письма и счета, которые дети могли усваивать в начальной школе на основе утилитарно-эмпирических знаний о слове и числе. Эти умения (или элементарная грамота) имели, конечно, большое практическое значение, однако они не могли обеспечить детям достаточно высокий уровень психического развития (особенно в сфере творческого воображения и мышления).

Второй тяжелый след определялся условиями социально-культурного развития бывшего СССР. После революции 1917 г. в нашей стране еще длительное время обязательным оставалось лишь начальное образование (только в 1958 г. обязательным стало неполное среднее образование). При всех действительно больших успехах советского образования социальное назначение начальной школы оставалось тем же, что и до революции, — дать детям элементарную грамоту. Конечно, в советском начальном образовании происходили положительные сдвиги (особенно в области методики преподавания), но они не меняли, по существу, его подлинного содержания. В начальном образовании приоритетными оставались процессы обучения. Другая составляющая образования — эстетическое, нравственное и физическое воспитание детей — находилась в тени (об этом свидетельствует явное ущемление в учебных планах начальной школы предметов эстетического цикла и физической культуры).

Вместе с тем после революции с каждым десятилетием все большее число детей получало объективную социально-экономическую возможность учиться после окончания начальной школы. Пребывание в неполной средней школе предполагало наличие у каждого учащегося субъективного желания учиться и умения учиться. Однако, как показывают специальные психолого-педагогические исследования, желание и умение учиться возникают и с большим трудом формируются в процессе обучения младших школьников общекультурным умениям на основе утилитарно-эмпирических знаний. Иными словами, традиционная начальная школа многих своих выпускников не может подготовить к дальнейшему учению (с этим связаны большие трудности обучения многих детей в неполной средней школе).

Несколько крупных советских ученых (например, Б. Г. Ананьев [2, с. 24], Л. В. Занков [15, с. 20] и др.) еще в 50-е гг. выявили и описали следующий факт: большие усилия, направляемые на обучение младших школьников, не давали должного эффекта в их психическом развитии. Со всей остротой была поставлена научно-практическая проблема связи обучения и развития младших школьников. Уже в 60-е гг. было обнаружено, что изменение содержания и методов традиционного начального обучения дает определенный положительный эффект в развитии детей [16, 34 и др].

Литература

  1. Александрова Э. В. Математика: Учебники для 1, 2 классов / Под ред. В.В. Давыдова. Харьков, 1992.
  2. Ананьев Б. Г. Формирование одаренности // Склонности и одаренность. М., 1962.
  3. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966.
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. Т. 2. М., 1982.
  5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.
  6. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  8. Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992.
  9. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3 — 4.
  10. Давыдов В. В., Горбов С. Ф., Савельева О. В., Микулина Г. Г. Математика: Учебник для 1 класса. М., 1994.
  11. Давыдов В. В., Горбов С. Ф., Савельева О. В., Микулина Г. Г. Методическое пособие по математике для 1 класса. М., 1994.
  12. Дусавицкий А. К., Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии. 1983. № 1.
  13. Захаров A. M., Фещенко Т. Н. Математика: Учебники для 1, 2, 3 классов / Под ред. В.В. Давыдова. Томск, 1993.
  14. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
  15. Занков Л. В. О начальном обучении. М., 1963.
  16. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  17. Концепция четырехлетнего начального образования // Начальная школа.
    1992. № 7 — 8.
  18. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  19. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  20. Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 1 класс, 2 класс. М., 1992.
  21. Полуянов Ю. А. Изобразительное искусство // Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990.
  22. Полуянов Ю. А., Матис Т. А. Методическое пособие по изобразительному искусству. 1 класс. М., 1994.
  23. Программы развивающего обучения (по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). 1-5 классы. Русский язык. Математика. М., 1992.
  24. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990.
  25. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В. Давыдова.— М., 1983.
  26. Репкин В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вестник Харьковского университета. 1978. № 171.
  27. Репкин В. В. Что такое развивающее обучение? // Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Харьков; Томск, 1992.
  28. Репкин В. В. Возможности и условия реализации программы развивающего обучения // Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Харьков; Томск, 1992.
  29. Репкин В. В. Русский язык: Учебники для 1, 2, 3 классов. Харьков, 1991.
    29а. Репкин В. В. Что такое развивающее обучение? Томск, 1993.
  30. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ. М., 1984.
  31. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, Й. Ломпшера, А. К. Марковой. М., 1982.
  32. Чудинова Е. А., Букварев П. И. Естествознание. 2 класс. М., 1994.
  33. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  34. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  35. Lompscher J. Psychologische Analigsen der Lerntatigkeit. Berlin, 1989.

Информация об авторах

Давыдов Василий Васильевич, доктор психологических наук, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2126
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1444
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3