Стандартизация непредметной методики диагностики уровня развития основ теоретического мышления младших школьников

907

Аннотация

Автор проводил диагностику развития теоретического мышления младших школьников по методике А.З. Зака. На основе полученных данных была проведена стандартизация данной методики. Полученная стандартизированная версия позволяет оценивать достоинства и недостатки различных программ, сравнивать используемые системы и подходы в обучении, прослеживать развитие мышления младшего школьника.

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Приклонских И.В. Стандартизация непредметной методики диагностики уровня развития основ теоретического мышления младших школьников // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 2.

Фрагмент статьи

Известно, что психическое развитие детей зависит от характера, содержания и организации учебных программ.

Современная школа предлагает огромный выбор альтернативных учебных курсов и программ развивающего обучения, которые ставят своей целью совершенствование мыслительной деятельности учащихся, формирование потребности и умения учиться. Но это многообразие вызывает к жизни и массу проблем, связанных с поиском критериев эффективности педагогических воздействий, с оценкой состояния образовательной среды, изучением и учетом психологических закономерностей развития школьников. Поэтому актуальной становится экспертиза в образовании, как форма психологического анализа условий обучения и воспитания [3, 4]. Базой для осуществления деятельностного подхода к проведению экспертизы в образовании являются труды Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.

Одной из задач при внедрении развивающих программ обучения является исследование изменений мыслительной деятельности учащихся. Традиционно используемые предметные методы (контрольные работы, срезы знаний и т. п.) дают возможность оценить знания и достижения школьников, но не всегда умственное развитие как таковое [9].

Литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
  2. Борисова Е. М., Арсланьян В. П. Тест умственного развития младшего школьника. М., 1997.
  3. Гуружапов В. А. Вопросы экспертизы образовательных технологий и сред. М., 1999.
  4. Гуружапов В. А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М., 1999.
  5. Дерябо С. Д. О диагностике эффективности образовательной среды. М., 1997.
  6. Зак А. 3. Диагностика мыслительной деятельности детей. М., 1993.
  7. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка / Под ред. Е. Д. Божович. М., 1999.
  8. Шванцара И. Изменения развития и модели развития. Прага, 1978.
  9. Щебланова Е. И. Диагностика одаренности младших школьников // Школа здоровья. 1999. № 1. С. 26 — 37.

Информация об авторах

Приклонских И.В., психолог, школа № 656 им. А.С. Макаренко