Динамика мотивации учения и адаптации к школе в младшем школьном возрасте

1598

Аннотация

В статье рассматривается проблема мотивации в двух аспектах: проблема мотивирования в непосредственной ситуации учения и проблема развития и формирования личности и ее мотивации в учебной деятельности. По результатам эмпирического исследования авторами выделены закономерности связи дезадаптации ребенка в школе, его статусного положения и учебной мотивации, а также влияния родительского отношения к детям. По результатам исследования авторы дают практические рекомендации для школьных психологов.

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Святогорова М.В., Вачков И.В. Динамика мотивации учения и адаптации к школе в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 3.

Фрагмент статьи

В практической деятельности учителя и школьного психолога вопрос о мотивации учения является одним из самых животрепещущих. При этом очень важно понять, от чего зависит мотивация. Как она связана с адаптацией к школе? Зависит ли учебная мотивация от отношений с учителем и родителями? И вообще, что происходит с мотивацией учения на протяжении школьных лет? Или — более узко — какова динамика мотивации учащихся
на разных этапах обучения в начальной школе?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы провели специальное исследование, результаты которого могут быть, как нам кажется, интересными для школьных психологов и учителей.

Проблема мотивации учения может быть сформулирована в двух аспектах: во-первых, как проблема мотивирования в непосредственной ситуации учения; во-вторых, как проблема развития и формирования личности и ее мотивации в учебной деятельности. Это две стороны одного процесса. По-настоящему гуманистической педагогика станет только тогда, когда на все проблемы обучения, в том числе и на первый аспект проблемы мотивации учения, она будет смотреть через призму личностного роста ученика.

Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

  1. экспериментальным путем определить уровень учебной мотивации школьной адаптации детей в начальной школе;
  2. исследовать взаимосвязь и взаимозависимость школьной адаптации и учебной мотивации младших школьников;
  3. сравнить частоту проявления и выраженность признаков школьной дезадаптации в I, II и III классах;
  4. выявить картину внутригрупповых отношений с целью изучения влияния школьной адаптации на статусное положение ребенка в классе;
  5. изучить динамику зависимости учебной мотивации и школьной адаптации младших школьников от психологического климата в семье и особенностей детско-родительских отношений;
  6. изучить влияние уровня адаптации ребенка в школе на его адаптацию в других сферах общения;
  7. выявить влияние отрицательного отношения к учителю и конфликтного отношения в семье на школьную адаптацию.

Информация об авторах

Святогорова М.В., психолог, Вологда, Россия

Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии факультета психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО "Московский институт психоанализа"), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7784-7427, e-mail: vachkoviv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2455
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1598
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6