Опыт пропедевтики развивающего обучения на занятиях с детьми 5 лет (математика, естествознание)

390

Аннотация

В статье рассматривается проблема преемственности в обучении дошкольников (5-6 лет) и младших школьников (7-9 лет). Авторы анализируют игры, в которых формируется умение работать со схемами, которое понадобится детям в школе на уроках по программам развивающего обучения.

Общая информация

Ключевые слова: школа культурно-исторического типа, предметность знака, система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова

Рубрика издания: Инновационные модели

Для цитаты: Табунова Л.П., Дугарон Г.С., Смирнова А.Е. Опыт пропедевтики развивающего обучения на занятиях с детьми 5 лет (математика, естествознание) // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 3.

Фрагмент статьи

В настоящее время актуальной стала задача организации образовательной среды учебных заведений, созданных на основе соединения детских садов и школ. Это ставит перед педагогами и психологами проблему преемственности в обучении детей 5-6 лет (дошкольники) и 7-9 лет (младшие школьники). Содержательная постановка и способ решения этой проблемы во многом зависят от того, какие идеи положены в основу образовательной среды комплекса «начальная школа — детский сад» как учебного заведения. Комплекс «детский сад — начальная школа» № 92 г. Улан-Удэ является начальным звеном Республиканской школы-лаборатории «Образование XXI века» № 32/92 Министерства образования и науки РБ, ориентированной на концепцию школы культурно-исторического типа [1]. Согласно этой концепции обучение в школе начинается с 5 лет и в течение двух первых лет проходит в форме особым образом организованных мифологизированных игр, в процессе которых дети осваивают способы перехода от чувственно воспринимаемых свойств вещей к их обозначениям с помощью знаков и схем, а затем действию с ними. В результате у детей развивается способность произвольно удерживать в сознании смысл знаков и их схематических изображений. Это подготавливает ребят к обучению во второй ступени школы (так называемая школа-мастерская), в которой учебный процесс организован по технологиям развивающего обучения системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова [2, 3]. Вместе с тем возникает особая задача организации преемственности в обучении детей 5 — 6 лет.

В данной статье на одном примере мы рассмотрим упрощенную схему решения этой задачи. Большинство педагогов и психологов считают, что детей 5-6 лет лучше всего обучать в форме игры. Однако способ организации занятий-игр может быть самым различным и во многом зависит от целей и задач, на которые ориентируются проектировщики программ.

Литература

  1. Рубцов В. В., Марголис А. А., Гуружапов В. А. Культурно-исторический тип школы // Вопросы психологии. 1994. № 5.
  2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

Информация об авторах

Табунова Людмила Петровна, логопед начальной школы, детский сад "Медвежонок" №92, педагог школы мифотворчества Республиканской школы-лаборатории Образование XXI века №32/92, Улан-Удэ, Россия

Дугарон Г.С., педагог школы мифотворчества Ресубликанской школы-лаборатории "Образование XXI века" № 32/92, Улан-Удэ, Россия

Смирнова А.Е., педагог школы мифотворчества Республиканской школы-лаборатории "Образование XXI века" №32/92, Улан-Удэ, Россия