Опыт пропедевтики развивающего обучения на занятиях с детьми 5 лет (математика, естествознание)

406

Аннотация

В статье рассматривается проблема преемственности в обучении дошкольников (5-6 лет) и младших школьников (7-9 лет). Авторы анализируют игры, в которых формируется умение работать со схемами, которое понадобится детям в школе на уроках по программам развивающего обучения.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая деятельность, предметность знака, Д.Б. Эльконин

Рубрика издания: Инновационные модели

Для цитаты: Табунова Л.П., Дугарон Г.С., Смирнова А.Е. Опыт пропедевтики развивающего обучения на занятиях с детьми 5 лет (математика, естествознание) // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 3.

Полный текст

 

 

В настоящее время актуальной стала задача организации образовательной среды учебных заведений, созданных на основе соединения детских садов и школ. Это ставит перед педагогами и психологами проблему преемственности в обучении детей 5-6 лет (дошкольники) и 7-9 лет (младшие школьники). Содержательная постановка и способ решения этой проблемы во многом зависят от того, какие идеи положены в основу образовательной среды комплекса «начальная школа — детский сад» как учебного заведения. Комплекс «детский сад — начальная школа» № 92 г. Улан-Удэ является начальным звеном Республиканской школы- лаборатории «Образование XXI века» № 32/92 Министерства образования и науки РБ, ориентированной на концепцию школы культурно-исторического типа [1]. Согласно этой концепции обучение в школе начинается с 5 лет и в течение двух первых лет проходит в форме особым образом организованных мифологизированных игр, в процессе которых дети осваивают способы перехода от чувственно воспринимаемых свойств вещей к их обозначениям с помощью знаков и схем, а затем действию с ними. В результате у детей развивается способность произвольно удерживать в сознании смысл знаков и их схематических изображений. Это подготавливает ребят к обучению во второй ступени школы (так называемая школа-мастерская), в которой учебный процесс организован по технологиям развивающего обучения системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова [2, 3]. Вместе с тем возникает особая задача организации преемственности в обучении детей 5 — 6 лет.

В данной статье на одном примере мы рассмотрим упрощенную схему решения этой задачи. Большинство педагогов и психологов считают, что детей 5-6 лет лучше всего обучать в форме игры. Однако способ организации занятий-игр может быть самым различным и во многом зависит от целей и задач, на которые ориентируются проектировщики программ.

В курсе математики в системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова используются логические отношения целого и его части [2, 3]. У детей к началу школьного обучения складываются достаточно отчетливые общие представления об отношениях целого и частей при действиях с различными вещами в быту, но им надо обладать еще одним особым умением. Они должны уметь переходить от анализа отношений целого и частей в конкретных ситуациях действия с предметами к их отображениям в знаках и схемах. Также им надо уметь произвольно удерживать в сознании смысл этих знаков и схем в соответствии с «историей» их появления в учебной ситуации. Этот момент для многих первоклассников, представляет объективную трудность. Дело в том, что предметность знака представлена не в его непосредственно воспринимаемой форме, а в условиях договора по поводу его содержания, т. е. связана с ситуацией конкретных действий детей и учителя по переводу предметности вещей в знак [4]. В сознании отдельного ребенка эти действия, как правило, даны в образе всей ситуации — как сумма действий многих людей (одноклассников и учителя), а не как некоторая идея. Ребенку надо еще выделить идею в этом чувственном многоаспектном по содержанию образе.

Важно отметить, что предметность знака представлена не в его форме (эта форма обезличена), а в содержании действий, которые привели к появлению данного знака. Для того чтобы дети могли удерживать содержание знаков, необходимо придать единый смысл всей ситуации их опредмечивания. Рассмотрим, как это происходит в процессе игры «Путешествие на Луну» для детей 5 лет.

Схема организации игры. Задачи: 1) научить детей различать целое и части по схематическим изображениям; 2) научить детей классифицировать животных по разным основаниям; 3) стимулировать детское воображение; 4) развивать речь, обогащать словарь.

Оборудование: карта-схема путешествия, географический атлас, карточки с изображением животных, набор цветной бумаги, игрушка «Лунарик», таблица «Найди ошибку», Красная книга Бурятии, ребусы, музыкальный центр.

В игре участвуют два воспитателя.

Надо отметить, что ситуация путешествия для детей является привычным элементом их жизни в комплексе. Поэтому многие элементы этой игры (выборы командира, разделение на пары и т. д.) им хорошо известны.

К детям приходит воспитатель.

Воспитатель (В). Вы любите путешествовать? У меня есть мечта слетать с вами на Луну. Кто хочет со мной на Луну?

Дети (Д). Хотим, хотим!

В. А вы знаете, что такое Луна? (Ответы детей: «спутник Земли», «планета, но очень маленькая».) Я буду штурманом, буду определять маршрут полета. Нужно выбрать еще командира ракеты. Давайте считаться.

С помощью считалки выбрали командира.

Командир предлагает занять места в ракете, собранной из модулей, и считает:

«5, 4, 3, 2, 1 — пуск».

В. Наша ракета взлетела. Летим. Давайте поиграем в игру «Найди себе пару». У каждого — геометрическая фигура (половинки круга и квадрата разного размера), посмотрите внимательно и сделайте так, чтобы у вас получилась правильная фигура: круг или квадрат. (Дети ищут свои пары и показывают штурману получившиеся фигуры.) Пусть каждая пара назовет свою фигуру!

Д. Круг! Квадрат! (И т.д.)

В. Давайте договоримся, что правильная фигура будет означать целое, а половинка — часть. Договорились? (Воспитатель проверяет, все ли поняли.) Наша ракета приземлилась на Луне. Давайте выйдем. (Дети выходят из «ракеты».) Посмотрите карту-схему путешествия (это знакомое детям по прошлой игре схематическое изображение комнаты).

Дети знакомятся с местами остановок во время путешествия, рассуждают о том, чем они будут заниматься.

У командира ракеты есть своя мини-карта. Он и будет теперь определять маршрут.

Командир (К). Первая остановка здесь (показывает на карте цифру 1). Пойдемте за мной!

Дети идут за командиром в угол комнаты к ширме. Как только дети подходят к ширме, из-за нее выходит второй воспитатель в фантастическом одеянии и говорит: «Здравствуйте, я Лунарик (Л)! А вы кто?»

Д. Мы с Земли. Куда мы прилетели?

Л. Это Озеро интересных задач на Луне. Хотите, я буду вас сопровождать в вашем путешествии по Луне?

Д. Хотим, хотим!

Л. Хорошо, но только сначала объясните, что это за фигурки у вас в руках.

Д. Это части целого. А если их соединить, то получится целое.

Л. Как интересно! Вот яблоко. Оно целое. Какой фигуркой его можно обозначить? (Дети показывают круги и квадратики.) А теперь я разрежу его пополам. Как половинки можно обозначить? (Дети показывают половинки кругов и квадратиков.) Как это на Земле называется?

Д. Это части!

Л. Очень интересно! Угощаю каждого из вас кусочком яблока. (Лунарик дает каждому ребенку по половине яблока, дети их съедают.) Вот у меня есть таинственные письмена. Их оставили путешественники с Земли. (Показывает таблицу с изображением целого яблока и его части.) Они строго наказали пускать на Луну только тех, кто сможет правильно поставить знак: больше или меньше. Вы это сможете? (Дети совещаются и ставят знак.)

У меня есть еще одно загадочное письмо. (Показывает таблицу с изображением целого яблока и двух его половинок.) Знаете, какой здесь надо поставить знак? (Дети совещаются и ставят знак равенства.)

Теперь я приглашаю вас в путешествие по Луне. Командир, посмотри на карту; какая остановка следующая? (Дети под предводительством командира идут к точке

2.    Звучит музыка.) Это Остров геометрических фигур. Здесь в ящике разные геометрические фигуры. Сконструируйте из цветных геометрических фигур любое животное. (Дети конструируют из фигурок схематические изображения животных.) Расскажите, на каких земных животных похожи ваши фигурки. (Дети рассказывают: это корова, это лиса и т. д.)

Командир, куда нам дальше? (Дети идут к точке 3.) Это лужайка «Отдыхай-ка».

Здесь будем танцевать! (Дети исполняют музыкальный номер «Зверобика».)

Командир, куда нам дальше? (Дети идут к точке 4.) Это Море любознательных.

Мы с вами у Моря любознательных. Любознательный — это я! Мне интересно, какие на планете Земля есть животные. Какие они? Я хотел бы о них узнать.

В. Познакомим Лунарика с животными. Расскажем все, что знаем о животных, чем одни животные отличаются от других. У меня припасена схема классификации животных.

Дети рассказывают по схеме об известных им животных, используя при этом классификацию на домашних и диких, травоядных и плотоядных.

Л. А загадки про животных вы умеете загадывать? (Дети загадывают Лунарику загадки, которые он с трудом отгадывает.) Спасибо вам, дети, мне было очень интересно с вами. Я много узнал о животных на вашей планете Земля. Как жаль, что на Луне нет животных. Командир, какой наш следующий пункт?

К. Возвращаемся на Землю!

В. Чтобы Лунарику не было скучно, пусть каждый из вас дома на Земле придумает необычное, фантастическое животное, которое могло бы жить на Луне. Всё, что вы придумаете, вы нарисуете и посылкой отправите ему на Луну. Прощаемся с Лунариком. Возвращаемся на Землю.

Дети садятся в «корабль» и отправляются домой.

Во время таких игр у детей формируется умение работать со схемами, которое им понадобится в школе на уроках по программам развивающего обучения.

Литература

  1. Рубцов В. В., Марголис А. А., Гуружапов В. А. Культурно-исторический тип школы // Вопросы психологии. 1994. № 5.
  2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

Информация об авторах

Табунова Людмила Петровна, логопед начальной школы, детский сад "Медвежонок" №92, педагог школы мифотворчества Республиканской школы-лаборатории Образование XXI века № 32/92, Улан-Удэ, Россия

Дугарон Г.С., педагог школы мифотворчества Ресубликанской школы-лаборатории "Образование XXI века" № 32/92, Улан-Удэ, Россия

Смирнова А.Е., педагог школы мифотворчества Республиканской школы-лаборатории "Образование XXI века" №32/92, Улан-Удэ, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1326
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 406
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0