Психологическая наука и образование
2001. Том 6. № 1
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Повышение психологической компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений в условиях группового взаимодействия
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Для цитаты: Андрющенко Д.В., Логинова И.А. Повышение психологической компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений в условиях группового взаимодействия // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 1.
Полный текст
Пoвы0e^иe психоёогической компететтаости руководитеёей до0колшых образоватеёшых учрежде^ий в усёовиях группового взаимодействия
Одной из ведущих задач развития образования в на0е время явёяется гуманизация учебно- воспитатеёьного процесса. Предпоёагается, что выпоёнением данной задачи занимается психоёогическая служба. Переориентация системы образования на воспитание ёичности предъявёяет повышенные требования к психологической компетентности работников образования.
Мы считаем, что программы повышения квалификации работников образования могут значительно приблизить нас к ре0ению этой задачи.
Под психологической компетентностью мы понимаем комплекс характеристик личности, включающий в себя:
1) ёичностную позицию, которую определяют:
а) ответственность. Эта составляющая личностной позиции предполагает признание себя источником собственных действий, преимущественно интернальный локус контроля в сфере профессиональной деятельности и межличностных отно0ений. Ответственность основана на сознательном выборе своих поступков и отказе от ре0ения проблем путем проекции своих переживаний и установок на окружающих;
б) созидательная ориентация. Данная характеристика означает преобладание созидательных действий над защитными, разре0ающих ре0ений над ограничительными как в межличностном общении, так и в организации профессиональной деятельности. Созидательная ориентация базируется на умении осмыслить любую жизненную ситуацию как возможность развития, роста на основе активной жизненной позиции;
в) ценностная определенность. Эта характеристика включает в себя осознанность и стабильность основных ценностей, согласованность личностно значимых и профессиональные ценностей. При этом согласованность личностных и профессиональных ценностей не является чем-то застыв0им, а скорее постоянной внутренней, не всегда осознанной работой, динамической системой согласования ценностей. Для психологической компетентности руководителя образования важно согласование гуманистических ценностей, необходимых для педагога, и прагматических ценностей, необходимых для руководителя. Очень важным условием развития ценностной определенности является принятие ограниченности человеческого существования такими неизбежными обстоятельствами, как конечность на0ей жизни, необходимость принимать ре0ения, недостижимость абсолютных идеалов, отдельность и уникальность любого человека, относительность его личностной позиции;
2) ^aёичиe развер^утых, доступных проверке опытом представле^ий о процессах пepeживa^ия, межличтостаых и групповых процессах. Это способность выдеёять пси- хоёогический аспект ёюбой ситуации на основе житейской психоёогии, а также умение принимать собственные ре0ения, учитывая этот психоёогический аспект. В когнитивной психоёогии данный феномен описывается как «когнитивная сложность», под этим понимается дифференцированность и разнообразие оценок — конструктов, на основе которых че- ёовек предсказывает события, принимает ре0ения в своей жизни. Мы поёагаем, что дёя психоёогической компетентности важнее наличие образных представёений, насыщенных «чувственной тканью». Данное убеждение обосновано тем фактом, что в человеческих от- но0ениях невозможно прямое выделение субъекта и объекта, в связи с чем важнее проживание события, нежели его предсказание, оценка и манипуляция;
3) комм^икатив^1е и рефлексивтье ^авыки. Сюда входят различные навыки общения, эмоциональной саморегуляции и т. д.
Система образования является строгой иерархической структурой, в которой статус каждого работника играет немаловажную роль. Учитывая это, мы сформулировали следующие принципы организации и проведения программ повышения психологической компетентности:
1. Принцип работы «сверху вниз» (начинаем работу с руководящих звеньев, затем двигаемся к подчиненному составу организации).
2. Принцип гибкого построения программ (содержание занятий на основе актуальных взаимоотно0ений в группе, учет меняющихся потребностей, интересов и пожеланий участников, диалоговые формы работы).
Важное место в программе повышения психологической компетентности занимают семинары для руководителей образовательных учреждений. Опыт проведения подобных семинаров активно развивается нами на базе ПМСЦ «Мальш».
В 1998 — 2000 гг. нами были созданы и реализованы программы семинаров по повы- 0ению психологической компетентности руководителей до0кольного образования. В этих семинарах принимали участие заведующие детских садов Центрального округа и методисты окружного управления Москвы.
Содержание семинаров соответствовало запросам работников данного звена. Психологические проблемы, с которыми сталкиваются руководители образования в своей профессиональной деятельности, были сформулированы как темы семинарских занятий (Навыки презентации и техника публичного выступления», «Семья и социокультурная среда», «Я устаю на работе», «Агрессия в ситуациях профессионального взаимодействия», «Эффективное общение руководителя современного ДОУ»).
Семинарские занятия по программе проводились 6 раз с разными группами и включали в себя 5 занятий по 2 часа с каждой из них. Семинары представляли собой темоцентрированное и структурированное групповое взаимодействие, включающее в себя психологические игры и упражнения, групповые дискуссии.
Для примера приведем описание одного из занятий на тему «Семья и социокультурная среда». Данная тема вызвала боль0ой интерес его участников и массу различных переживаний.
Вначале мы обсудили взгляд на семью как на единое целое и подробно остановились на факте глубокой взаимосвязи поведения всех членов семьи. Для того чтобы проиллюстрировать это положение, мы предложили участникам упражнение «Семья и мир семьи». В этом упражнении предлагалось нарисовать семью в виде метафорического образа на фоне окружающего мира. Мы попросили участников найти на рисунке себя и других членов семьи, рассмотреть, как взаимоотно0ения семьи и окружающего мира проявляются в композиции рисунка.
Так, например, на одном из рисунков быёа изображена семья в виде треугоёьника синего цвета, основанием которого явёяёась женщина (жена и мать). Ее дети были представлены как стороны треугоёьника, в середине которого оказался мужчина (муж и отец). Окружающий мир на этом рисунке был изображен как недифференцированный, разноцветный фон, обозначающий различные эмоции. Мы сделали вывод, что это рисунок семьи с жесткими границами. Автор рисунка поддержала нас, заявив: «В мою семью просто так не проникнуть!»
^а другом рисунке мы увидели дом с тремя окнами. Дверей в этом доме не было видно (участница сказала, что вход со двора), в окнах располагались члены семьи. В среднем окне находились дети, а в окнах слева и справа — муж и жена. Окружающий мир представлен как идиллический пейзаж с травой, цветами, деревьями и пустым пространством с краю. По на0им предположениям пустые места на рисунке означают избегаемые переживания. Участница подтвердила на0и догадки, сказав, что там находится ее работа, о которой в тот момент ей не хотелось думать.
Следующая семья представляла собой слабо прорисованное желтым каранда0ом сол- ны0ко, лучами которого были дети, оболочкой — мать и жена, а муж оказался ядром светила. Интересно вспомнить метафору К. Витакера, который описывает семьи своих клиентов как колесо, где центром, осью является жена, спицами — дети, а ободом — муж1. ^а рисунках на0их участниц семейная ситуация выглядела противоположным образом — с вне0ним миром взаимодействовала женщина. Показательно, что женщины с такой структурой семейного образа спонтанно говорили о состоянии усталости, истощенности.
Используя материал, предъявленный членами группы, мы обсуждал стратегии взаимодействия с различными семьями. В процессе работы мы выявляли неосознаваемый перенос семейной структуры на представления участников об организационной структуре ДОУ. Многие руководители ДОУ рассматривают свое учреждение как боль0ую семью. В некоторых управленческих ситуация такой взгляд на организационную структуру оказывается неадекватным, потому что нормы взаимоотно0ений семьи вступают в противоречие с управленческими ре0ениями руководителей и не совпадают с нормами профессионального взаимодействия. То, что вполне приемлемо в семейных взаимоотно0ениях, неприемлемо в отно0ениях «руководитель — подчиненный». Мы систематически анализировали эти неадекватные паттерны отно0ений и отрабатывали новые, более подходящие способы взаимодействия.
Далее мы пере0ли к обсуждению ролей-обязанностей и ролей-взаимодействий в семьях на0их участниц, предварительно предложив заполнить заготовленные бланки-списки семейных ролей (техника «Ролевая карточная игра» Дж. Огден и Э. Зевин)2.
Анализ результатов, полученных в карточной игре, проводился по ответам на следующие вопросы:
Кто из членов семьи взял на себя много ролей-обязанностей и мало ролей- взаимодействий?
У кого боль0е всего семейных ролей?
Есть ли у кого-то нежелательные роли? Если есть, то кто их дал? Вы их сами на себя взяли или вам кажется, что кто-то их навязал?
Если бы данную таблицу заполняли ва0и близкие, как бы она выглядела?
Семинар вызвал боль0ой интерес, участницы были эмоционально вовлечены, тема оказалась животрепещущей.
При проведении семинарских занятий выявиёись сёедующие психоёогические проблемы ДОУ: страх негативной оценки и как следствие — преобёадание мотивации избегания неудачи в работе всех звеньев до0коёьного образования; дефицит навыков эмоционаёьной самоподдержки и взаимоподдержки в коёёективах; преобёадание группоцентрических и эгоцентрических ценностных ориентацией над гуманистическими и духовными.
В данной работе с руководителями мы ставиёи перед собой цель создать условия для приобретения участниками группового опыта, включающего в себя взаимоподдержку и са- моподдержку руководителей, уверенное поведение, рефлексию межличностных отно0ений и собственного поведения в группе, обмен профессиональным опытом.
При групповом взаимодействии участники неоднократно затрагивали такие экзистенциальные вопросы, как взгляд на природу человека, конечность человеческой жизни, свобода и ответственность, одиночество, поиск жизненных смыслов.
Для наиболее успе0ных групп (по оценкам самих участников и ведущих) нормой считалось следующее: активность личности в деятельности группы, рефлексия групповых взаимодействий и самоанализ, искренность.
Участники групп также отмечали важность демократического стиля ведущих.
Основной действующей силой данных семинаров был анализ актуальных групповых взаимодействий, который позволил участникам по-новому ориентироваться в групповой динамике собственных рабочих коллективов.
Участники отметили следующие результаты проведенной работы: повышение ответственности, рефлексивности, самообладания в проблемных ситуациях, способности к принятию человеческих недостатков, самоуважения, компетентности в межличностном и профессиональном общении.
Вышеперечисленные результаты позволили нам прийти к следующим выводам: руководители образования проявляют высокую потребность в ценностно-смысловой переориентации своей личностной и профессиональной позиции; на0и предположения об основной психологической проблематике руководителей ДОУ подтвердились; групповая работа оказалась эффективным методом повышения психологической компетентности руководителей ДОУ.
1 Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998.
2 Шерман Р., Фрер.ман Н. С'1'руктурированные техники семейной и супружеской терапии. М., 1997
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1824
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 658
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1