О некоторых особенностях детских обобщений

669

Аннотация

Автор описывает свое экспериментальное исследование по включению системы диалектических умственных действий в процесс эмпирического обобщения у детей младшего школьного возраста. Полученные данные показали, что эмпирическое обобщение обеспечивается системой диалектических умственных действий, являющихся процессуальным аспектом формально-логической операции классификации.

Общая информация

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Баянова Л.Ф. О некоторых особенностях детских обобщений // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 2.

Фрагмент статьи

Обобщение в психологии развития рассматривается в двух контекстах: при образовании понятий [8] и при построении ребенком класса [13]. В настоящей работе предпринята попытка экспериментального исследования специфики умственных преобразований в процессе формирования ребенком эмпирического обобщения при классификации.

При всем многообразии исследований средств, обеспечивающих процесс обобщения, не существует четкого описания интеллектуальных преобразований, позволяющих ребенку определять класс на основе выбора существенных признаков.

Исходя из методологической установки дифференциации различных уровней обобщения, заданной С. Л. Рубинштейном, в психологии была создана концепция эмпирического и теоретического обобщения [17]. В результате такой дифференциации видов обобщения эмпирическое стало соотноситься с формально-логическими структурами, а теоретическое — с диалектическими [10]. Далее анализ данной проблемы в отношении обобщения принял форму противопоставления диалектической логики формальной. Наконец, довольно однозначно эмпирическое обобщение стало относиться лишь к формальной логике. А. Ф. Говоркова иронично заметила по этому поводу, что эмпирическое обобщение стало рассматриваться в психологии как «неполноценное, формальное, механистическое, дефектное» [9]. Подобная оценка эмпирического обобщения создала своего рода барьер на пути изучения мыслительных средств в эмпирическом обобщении.

Следует заметить, что проблема эта имеет относительно давнюю историю. Еще в начале XX в. Дж. Селли предложил свое, оригинальное видение процесса формирования обобщения, основным средством которого он считал сравнивание. «Под сравниванием, — пишет он, — объективно разумеют быстрое попеременное устремление внимания на каждое из двух впечатлений или представлений. Когда мы говорим, что сравнивание является существенным элементом мыслительной деятельности, мы имеем в виду два главных соотношения, которые лежат в основе всех остальных, — сходство и различие (контраст); мы говорим преимущественно о первом, но всегда до известной степени имеем в виду и второе. Только путем сравнивания ребенок улавливает простые контрасты, например: белый — черный, большой — маленький, хороший — дурной и т. д.» [19].

Литература

  1. Баянова Л. Ф., Усманов С. М., Синагатуллин И. М. Взаимодействие школы, педколледжа и вуза: Бирская модель // Народное образование. 1999. № 1—2.
  2. Баянова Л. Ф. Роль диалектических преобразований в обобщении младшего школьника: Автореф. канд. дис. пси-хол. наук. М., 1995.
  3. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
  4. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  5. Венгер Л. А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии. 1983. № 2.
  6. Веракса Н. Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1987. № 4.
  7. Веракса Н. Е. Методика исследования диалектических умственных действий. М., 1989.
  8. Выготский Л. С. Собрание сочинений В 6т. Т. 2. М.,1982.
  9. Говоркова А. Ф. О понятийной природе эмпирических обобщений // Вопросы психологии. 1971. № 6.
  10. Давыдов В. В. Виды обобщения а обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М., 1972.
  11. Ермакова Е. С. Формирование гибкости мышления у дошкольников //Вопросы психологии, 1999. № 4.
  12. Житомирская И. Г., Орешкина Н. А. Сравнительное изучение умственных действий старших дошкольников // Вопросы психологии. 1991. № 3.
  13. Инельдер Б., Пиаже Ж. Генезис элементарных логических структур: Классификация и сериация, М., 1963.
  14. Кедров Б. М. Обобщение как логическая операция // Вопросы философии. 1965. № 12.
  15. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
  16. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М., 1985.
  17. Рубинштейн С. Л. О мышлении и о путях его исследования. М., 1958.,
  18. Рубцов В. В. О двух путях образования понятий у ребенка // Психологическая наука и образование. 1997. № 3.
  19. Селли Дж. Педагогическая психология. М., 1916.
  20. Тихомиров O. K. Психология мышления. М., 1984.
  21. Шиян И. Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1999. № 3. 

Информация об авторах

Баянова Лариса Фаритовна, доктор психологических наук, научный сотрудник лаборатории детства и цифровой социализации, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7410-9127, e-mail: balan7@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1223
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 669
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2