Некоторые особенности актуализации смылопорождающих систем понимания искусства детьми

591

Аннотация

Автор выдвигает гипотезу, согласно которой понимание искусства детьми основывается на определенных смыслопорождающих системах. Эти системы являются выражением детского обобщенного взгляда на явления жизни, сопричастные миру искусства, который формируется в сфере социокультурных условий развития ребенка, включая художественное образование. Автор также предполагает, что в силу разнообразия этих условий у одного и того же ребенка может формироваться сразу несколько систем. Экспериментальное исследование подтвердило данную гипотезу.

Общая информация

Рубрика издания: Междисциплинарные исследования

Для цитаты: Гуружапов В.А. Некоторые особенности актуализации смылопорождающих систем понимания искусства детьми // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 3.

Фрагмент статьи

Каждое произведение искусства состоит из множества элементов, обладающих хотя и определенными, но тем не менее различными значениями. Эмоционально-оценочное отношение к произведению, соответствующее личному опыту познания явлений действительности, есть процесс порождения смысла произведения. Понимание содержания произведения есть конечный или промежуточный результат этого процесса. За смыслом стоят определенные образы, представления и идеи, которые складываются у человека в процессе его жизни. Влияние их может быть самым различным и даже случайным. Вместе с тем существуют комбинации образов, представлений и идей, которые достаточно жестко определяют возможный спектр значений изобразительной формы, оказывая тем самым генерализованное (то есть превышающее простую сумму влияния отдельных элементов) влияние на характер интерпретации и оценки ребенком многих произведений. Такие комбинации мы называем смыслопорождающими системами понимания искусства (в тексте для краткости — смыслопорождающими системами или просто системами).

Возникает вопрос: какие смыслопорождающие системы есть у детей и как они влияют на интерпретацию и оценку образного содержания станковых произведений живописи и графики с точки зрения культурной нормы, т. е. соответствия замыслу произведения?

Для детей смыслопорождающие системы понимания искусства являются выражением их обобщенного взгляда на искусство и явления жизни, сопричастные миру искусства, который формируется в широкой сфере социокультурных условий развития ребенка, включая и художественное образование. Мы предположили, что в силу разнообразия этих условий у одного и того же ребенка может формироваться сразу несколько систем.

Для того чтобы проверить эту гипотезу, мы взяли произведение, содержание которого дает основание для актуализации различных систем. Таким произведением, на наш взгляд является картина И. Э. Грабаря «Мартовский снег. 1904» из собрания Государственной Третьяковской галереи. Изображенный пейзаж раскрывает историю создания этого произведения. Тогда художника заинтересовала «тема весеннего мартовского снега, осевшего, изборожденного лошадиными и людскими следами, изъеденного солнцем» [2, с. 202]. «Найти образное выражение для всего, что пережил художник, созерцая пробуждающуюся весеннюю природу, наблюдая жизнь маленького подмосковного села, помог случай, кажущийся на первый взгляд маловажным. Недалеко от Дугина, поблизости деревни Чурилово, Грабарь нашел уголок, откуда он имел перед собой и «перспективу дороги, которую развезло, и холмистые дали». Когда увлеченный процессом писания художник набросал основную композицию, он увидел «крестьянскую девушку в синей кофте и розовой юбке, шедшую с коромыслами и ведрами». Этот мотив, такой характерный для русской деревни, давно привлекал художника. Но именно здесь, среди холмов, покрытых тающим снегом, среди начинающей новую жизнь природы фигура девушки в цветистом розово-синем платье, ее уверенные, энергичные движения внесли как бы самую высокую ноту того бодрого, ясного настроения, какое хотел передать зрителю в своем весеннем этюде художник» (курсив мой. — В.Г.) [11, с. 96]. В приведенном отрывке из книги О. И. Подобедова, исследователя творчества художника, представлена развернутая характеристика мотива нарождающейся весны, называемой М. Пришвиным «весной света». Мотив этот и лежит в основе замысла данного пейзажа.

Литература

  1. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.
  2. Грабарь И. Автомонография. М.; Л., 1937.
  3. Гуружапов В. А. Как учить детей понимать изобразительное искусство: Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики. М., 1999.
  4. Ершов П. М. Технология актерского искусства. М., 1959.
  5. Иванов В. П. Человеческая деятельность — познание — искусство. Киев, 1976.
  6. Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964.
  7. Леонтьев А. Н. Психический образ и модель в свете ленинской теории отражения // Вопросы психологии. 1970. № 2.
  8. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992.
  9. Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого Я. М., 1976.
  10. Осгуд Ч., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семантика и искусствометрия. М., 1977.
  11. Подобедова О. И. Игорь Эммануилович Грабарь. М., 1975.
  12. Полуянов Ю. А., Гуружапов В. А. Методика изучения восприятия детьми произведений искусства // Личность в системе общественных отношений: Тезисы научных сообщений советских психологов к VI съезду Общества психологов СССР. Ч. II. М., 1983.

Информация об авторах

Гуружапов Виктор Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1421
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 591
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1