Методология и принципы анализа отношений ребенка в социальной психологии детства

1473

Аннотация

В статье дается теоретический и методологический анализ социальной психологии детства. Показано, что присвоение всего богатства культуры происходит посредством механизма интериоризации, при главенствующей роли взрослого. Овладение содержанием детской субкультуры осуществляется через зону вариативного развития при определяющей роли сверстника. Подробно описываются составляющие картины мира ребенка.

Общая информация

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Абраменкова В.В. Методология и принципы анализа отношений ребенка в социальной психологии детства // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 4.

Фрагмент статьи

Современная общая познавательная ситуация изучения ребенка
и предмет социальной психологии детства

Специфика «познавательной ситуации» анализа детства как целостности в системе его многообразных связей с миром в настоящее время характеризуется все увеличивающимся разрывом между богатством эмпирических фактов о ребенке в рамках естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и отсутствием общего, методологического представления о феномене детства в культуре и обществе.

Потребность в такого рода осмыслении назрела как внутри самих дисциплин — биологии, генетики, медицины, демографии, этнологии, истории, педагогики и т. д. [11, 20, 10, 29], так и на междисциплинарных границах [51, 53, 54].

Изменение статуса ребенка требует нового подхода к анализу детства как развивающегося феномена в культуре и обществе.

В истории человечества с конца XVII в. в Западной Европе постепенно менялись ценностные ориентации и взгляды на ребенка и детство в целом и сам модус воспитания. Эпоха Просвещения, особенно в искусстве, литературе, ознаменовалась появлением образа идеального человека — ребенка (Ж. Руссо). Это добрый дикарь — Эмиль (XVIII в.), чистый ангел или безвинный страдалец — Гаврош и Оливер Твист, маленькие герои русских писателей С. Т. Аксакова, В. М. Гаршина, Н. Г. Помяловского, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова (XIX в.). Наконец, XX в. — Том Сойер и Гекльберри Финн — «первые симптомы того, что произошло открытие ребенка как такового, ребенка как человека, пытающегося приобщиться к жизни посредством своего собственного опыта» [21, с. 45]. Это касалось не только литературы, но и изобразительного искусства, поэзии и науки (появляются образы детства, резко отличающиеся от изображений Средневековья, ребенка воспевают, им любуются, его изучают). В XX в. провозглашается культ ребенка, XX век объявляется веком ребенка [24, 52].

В то же время в России всегда было специфическое отношение к ребенку и его месту в социальной системе. С одной стороны, юридическое бесправие детей, в особенности девочек, их полная зависимость от воли родителей были присущи всем сословиям в России до середины XIX в., однако фактическая ценность детства была иной. Если по трудовому законодательству Англии в конце XIX в. ребенок 11 лет, работавший на фабрике, нес всю меру ответственности и за провинность мог быть казнен наравне со взрослым, то Россия не знала подобных жестоких законов. С другой стороны, для российской традиции было характерно невмешательство взрослых в быт детей, признание их игровой автономии, существование физического пространства для игр: даже в самой бедной крестьянской избе (особом микрокосме дома) для детей было отведено «самое высокое» место — дощатый настил под потолком (полати) — столь выигрышное для успешной детской социализации. Все эти обстоятельства оказывались благотворными для существования и развития уникальной русской детской субкультуры с ее особым бытом и бытием, с детским фольклором, правовым кодексом и другими формами детской жизни, сохраняющимися на протяжении столетий и передающимися изустно от одного детского поколения к другому [14, 33, 37].

Литература

  1. Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999.
  2. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.
  3. Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? (Современный ребенок в игровой цивилизации). М., 2001.
  4. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб.; Минск,1997.
  5. Ариес Ф. Возрасты жизни //Философия и методология истории /Под ред. И. С. Кона. М., 1977.
  6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
  7. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.
  8. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М., 1995.
  9. Библер B. C. Мышление и творчество. М.,1975.
  10. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.,1986.
  11. Бочков Н. П. Методологические и социальные вопросы современной генетики человека // Диалектика в науках и природе и человеке. М., 1983.
  12. Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. М.,1986.
  13. Венгер А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. М., 1989.
  14. Виноградов Г. С. Русский детский фольклор. Кн.1. Иркутск, 1930.
  15. Вишневский А. Г. Социальное управление рождаемостью //Вопросы философии. 1978. № 6.
  16. Владимиров Ю. С. Фундаментальная физика, философия и религия. Кострома, 1996.
  17. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
  18. Готтстданкер р. Основы психологического эксперимента. М.,1982.
  19. Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991.
  20. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М, 1981.
  21. Дольто Д. На стороне ребенка. СПб., 1997.
  22. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.,1993.
  23. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  24. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979.
  25. Коул М. Культурно-историческая психология. М.,1997.
  26. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.
  27. Лотман Ю. Культура и взрыв. М.,1992.
  28. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т. 12, 42, 43.
  29. Мид М. Культура и Мир детства. М.,1988.
  30. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.
  31. Мухина B. C. Изобразительная деятельность ребенка. М.,1991.
  32. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.,1995.
  33. Осорина М. В. Секретный Мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
  34. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.,1988.
  35. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М., 1984.
  36. Петровский В. А. Личность в психологии. Ростов н/Д,1996.
  37. Покровский Е. А. Детские игры преимущественно русские. (Историческое наследие). СПб., 1994.
  38. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996.
  39. Спивак Л. Л. Язык при измененных состояниях сознания. Л., 1989.
  40. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М.,1995.
  41. Федотов Г. Святые Древней Руси. М.,1990.
  42. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914.
  43. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.
  44. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996.
  45. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
  46. Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995.
  47. Шибутани Т. Социальная психология. М.,1969.
  48. Шкуратов В. А. Историческая психология. Ростов н/Д, 1994.
  49. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  50. Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
  51. Backman С. W. Toward an Interdisciplinary Social Psychology / Ed. by L. Berkowitz. N.Y.: Acad. Press, 1983. Vol. 16.
  52. Boas Y. The Cult of Childhood. Dallas, 1990.
  53. Bronfenbrenneг U. Developmental research, policy and the ecology of childhood // Child Development. 1974. Vol.
  54. Harre R. Social Being. 2nd ed. Oxford, 1993.
  55. Psychologie de demain sous la direction de P. Fraisse. P., 1982.

Информация об авторах

Абраменкова Вера Васильевна, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детстваРАО, член-корреспондент МАНПО, Москва, Россия, e-mail: verabram@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2899
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1473
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0