Психологическая наука и образование
2001. Том 6. № 4
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Методология и принципы анализа отношений ребенка в социальной психологии детства
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты: Абраменкова В.В. Методология и принципы анализа отношений ребенка в социальной психологии детства // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 4.
Фрагмент статьи
Современная общая познавательная ситуация изучения ребенка
и предмет социальной психологии детства
Специфика «познавательной ситуации» анализа детства как целостности в системе его многообразных связей с миром в настоящее время характеризуется все увеличивающимся разрывом между богатством эмпирических фактов о ребенке в рамках естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и отсутствием общего, методологического представления о феномене детства в культуре и обществе.
Потребность в такого рода осмыслении назрела как внутри самих дисциплин — биологии, генетики, медицины, демографии, этнологии, истории, педагогики и т. д. [11, 20, 10, 29], так и на междисциплинарных границах [51, 53, 54].
Изменение статуса ребенка требует нового подхода к анализу детства как развивающегося феномена в культуре и обществе.
В истории человечества с конца XVII в. в Западной Европе постепенно менялись ценностные ориентации и взгляды на ребенка и детство в целом и сам модус воспитания. Эпоха Просвещения, особенно в искусстве, литературе, ознаменовалась появлением образа идеального человека — ребенка (Ж. Руссо). Это добрый дикарь — Эмиль (XVIII в.), чистый ангел или безвинный страдалец — Гаврош и Оливер Твист, маленькие герои русских писателей С. Т. Аксакова, В. М. Гаршина, Н. Г. Помяловского, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова (XIX в.). Наконец, XX в. — Том Сойер и Гекльберри Финн — «первые симптомы того, что произошло открытие ребенка как такового, ребенка как человека, пытающегося приобщиться к жизни посредством своего собственного опыта» [21, с. 45]. Это касалось не только литературы, но и изобразительного искусства, поэзии и науки (появляются образы детства, резко отличающиеся от изображений Средневековья, ребенка воспевают, им любуются, его изучают). В XX в. провозглашается культ ребенка, XX век объявляется веком ребенка [24, 52].
В то же время в России всегда было специфическое отношение к ребенку и его месту в социальной системе. С одной стороны, юридическое бесправие детей, в особенности девочек, их полная зависимость от воли родителей были присущи всем сословиям в России до середины XIX в., однако фактическая ценность детства была иной. Если по трудовому законодательству Англии в конце XIX в. ребенок 11 лет, работавший на фабрике, нес всю меру ответственности и за провинность мог быть казнен наравне со взрослым, то Россия не знала подобных жестоких законов. С другой стороны, для российской традиции было характерно невмешательство взрослых в быт детей, признание их игровой автономии, существование физического пространства для игр: даже в самой бедной крестьянской избе (особом микрокосме дома) для детей было отведено «самое высокое» место — дощатый настил под потолком (полати) — столь выигрышное для успешной детской социализации. Все эти обстоятельства оказывались благотворными для существования и развития уникальной русской детской субкультуры с ее особым бытом и бытием, с детским фольклором, правовым кодексом и другими формами детской жизни, сохраняющимися на протяжении столетий и передающимися изустно от одного детского поколения к другому [14, 33, 37].
Литература
- Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999.
- Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.
- Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? (Современный ребенок в игровой цивилизации). М., 2001.
- Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб.; Минск,1997.
- Ариес Ф. Возрасты жизни //Философия и методология истории /Под ред. И. С. Кона. М., 1977.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
- Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.
- Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М., 1995.
- Библер B. C. Мышление и творчество. М.,1975.
- Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.,1986.
- Бочков Н. П. Методологические и социальные вопросы современной генетики человека // Диалектика в науках и природе и человеке. М., 1983.
- Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. М.,1986.
- Венгер А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. М., 1989.
- Виноградов Г. С. Русский детский фольклор. Кн.1. Иркутск, 1930.
- Вишневский А. Г. Социальное управление рождаемостью //Вопросы философии. 1978. № 6.
- Владимиров Ю. С. Фундаментальная физика, философия и религия. Кострома, 1996.
- Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
- Готтстданкер р. Основы психологического эксперимента. М.,1982.
- Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991.
- Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М, 1981.
- Дольто Д. На стороне ребенка. СПб., 1997.
- Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.,1993.
- Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
- Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979.
- Коул М. Культурно-историческая психология. М.,1997.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.
- Лотман Ю. Культура и взрыв. М.,1992.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т. 12, 42, 43.
- Мид М. Культура и Мир детства. М.,1988.
- Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.
- Мухина B. C. Изобразительная деятельность ребенка. М.,1991.
- Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.,1995.
- Осорина М. В. Секретный Мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
- Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.,1988.
- Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М., 1984.
- Петровский В. А. Личность в психологии. Ростов н/Д,1996.
- Покровский Е. А. Детские игры преимущественно русские. (Историческое наследие). СПб., 1994.
- Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996.
- Спивак Л. Л. Язык при измененных состояниях сознания. Л., 1989.
- Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М.,1995.
- Федотов Г. Святые Древней Руси. М.,1990.
- Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914.
- Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.
- Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
- Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995.
- Шибутани Т. Социальная психология. М.,1969.
- Шкуратов В. А. Историческая психология. Ростов н/Д, 1994.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
- Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
- Backman С. W. Toward an Interdisciplinary Social Psychology / Ed. by L. Berkowitz. N.Y.: Acad. Press, 1983. Vol. 16.
- Boas Y. The Cult of Childhood. Dallas, 1990.
- Bronfenbrenneг U. Developmental research, policy and the ecology of childhood // Child Development. 1974. Vol.
- Harre R. Social Being. 2nd ed. Oxford, 1993.
- Psychologie de demain sous la direction de P. Fraisse. P., 1982.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2899
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1473
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0