Психологическая наука и образование
2001. Том 6. № 4
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты: Лукьянова М.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 4.
Фрагмент статьи
Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив. Неслучайно уже с начала XX века он привлекает пристальное внимание исследователей. К настоящему времени психологами получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков, проведены исследования, посвященные потребностям, идеалам, интересам подростков, особенностям воли, нравственным представлениям, мотивам деятельности подростков, многообразию факторов, влияющих на их развитие [1, 2; 3; 4, 5].
Отечественные психологи, оценивая важность вышеназванных проблем, сходятся в том, что психика индивида — прижизненное онтогенетическое образование — развивается в процессе сложного взаимодействия биологических и социальных факторов, среди которых решающими являются конкретно-исторические условия общественной жизнедеятельности человека, характер его взаимосвязей и общения с другими людьми. Эти положения впервые были выдвинуты и обоснованы Л. С. Выготским. Возрастная периодизация, предложенная Д. Б. Элькониным, позволяет, характеризуя подростковый возраст, акцентировать внимание не на физическом развитии организма, а на появлении психических новообразований, обусловленных сменой и развитием ведущих типов деятельности.
Характерные особенности подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, прежде всего изменением места ребенка в обществе, сменой его позиции при вступлении в новые отношения с миром взрослых, миром их ценностей, что во многом определяет новое содержание его сознания.
Сначала у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, что в раннем юношеском возрасте приводит к становлению относительно устойчивого представлении о себе как цельной, отличной от других личности. Именно на основании такого представления о себе к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется восприятием себя членом общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Самосознание, как любое сложное психологическое образование, представляет собой неразрывное единство трех сторон — когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регуляторной. Переход от подросткового к раннему юношескому возрасту в сфере самосознания характеризуется как период развития и углубления рефлексивных и интегративных процессов.
Литература
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1997.
- Кон И. О. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.,1989.
- Кон И. О. Психология старшеклассника. М., 1982.
- Подросток на перекрестке эпох // Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков / Под ред. С. В. Кривцовой. М., 1997.
- Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд. М., 1997.
- Кайгородов Б. В. Самопонимание и его место в структуре самосознания // Мир психологии. 1997, № 1. С. 129-132.
- Токомбаева Н. У. Роль социальной нормы в личностном становлении подростка как субъекта взаимоотношений с миром взрослых // Мир психологии. 1997. № 1. С. 120-129.
- Шахова И. П. Самоактуализация современных подростков и юношей в определении взросления //Мир психологии. 1996. № 1. С. 43-46.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2734
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 4157
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3