Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков

4157

Аннотация

Автор полагает, что уровень социальной компетентности подростков связан с успешностью их социально-психологической адаптации и взаимодействия со средой. Подростки нуждаются в позитивном опыте переживаний творческого подхода к социальному взаимодействию. В статье подробно рассматриваются социальная компетентность как личностное образование и трудности подростков в проявлении социальной компетентности.

Общая информация

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Лукьянова М.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 4.

Фрагмент статьи

Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив. Неслучайно уже с начала XX века он привлекает пристальное внимание исследователей. К настоящему времени психологами получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков, проведены исследования, посвященные потребностям, идеалам, интересам подростков, особенностям воли, нравственным представлениям, мотивам деятельности подростков, многообразию факторов, влияющих на их развитие [1, 2; 3; 4, 5].

Отечественные психологи, оценивая важность вышеназванных проблем, сходятся в том, что психика индивида — прижизненное онтогенетическое образование — развивается в процессе сложного взаимодействия биологических и социальных факторов, среди которых решающими являются конкретно-исторические условия общественной жизнедеятельности человека, характер его взаимосвязей и общения с другими людьми. Эти положения впервые были выдвинуты и обоснованы Л. С. Выготским. Возрастная периодизация, предложенная Д. Б. Элькониным, позволяет, характеризуя подростковый возраст, акцентировать внимание не на физическом развитии организма, а на появлении психических новообразований, обусловленных сменой и развитием ведущих типов деятельности.

Характерные особенности подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, прежде всего изменением места ребенка в обществе, сменой его позиции при вступлении в новые отношения с миром взрослых, миром их ценностей, что во многом определяет новое содержание его сознания.

Сначала у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, что в раннем юношеском возрасте приводит к становлению относительно устойчивого представлении о себе как цельной, отличной от других личности. Именно на основании такого представления о себе к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется восприятием себя членом общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Самосознание, как любое сложное психологическое образование, представляет собой неразрывное единство трех сторон — когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регуляторной. Переход от подросткового к раннему юношескому возрасту в сфере самосознания характеризуется как период развития и углубления рефлексивных и интегративных процессов.

Литература

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1997.
  2. Кон И. О. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.,1989.
  3. Кон И. О. Психология старшеклассника. М., 1982.
  4. Подросток на перекрестке эпох // Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков / Под ред. С. В. Кривцовой. М., 1997.
  5. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд. М., 1997.
  6. Кайгородов Б. В. Самопонимание и его место в структуре самосознания // Мир психологии. 1997, № 1. С. 129-132.
  7. Токомбаева Н. У. Роль социальной нормы в личностном становлении подростка как субъекта взаимоотношений с миром взрослых // Мир психологии. 1997. № 1. С. 120-129.
  8. Шахова И. П. Самоактуализация современных подростков и юношей в определении взросления //Мир психологии. 1996. № 1. С. 43-46.

Информация об авторах

Лукьянова М.И., кандидат психологических наук, заведующая НИЛ психолого-педагогической и социологической диагностики, Институт повышения квалификации при УлГПУ им. И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2734
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 4157
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3