Психологическая наука и образование
2001. Том 6. № 4
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Агрессивное поведение подростков и личность родителей
Аннотация
Автор выделяет факторы, влияющие на агрессивное поведение подростков. К этим факторам относятся 1) согласие или несогласие между родителями в вопросах воспитания; 2) использование и эффективность наказаний и запретов. Автор доказывает, что лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей служит умение родителей владеть собой. В основном дети воспринимают те модели выражения или подавления гнева, которым следуют их близкие.
Общая информация
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты: Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 4.
Полный текст
Такие отклонения в поведении подростков, как жестокость и агрессивность, а также безнравственное и асоциальное поведение, в последнее время изучаются достаточно интенсивно (см., например, работы Д. И. Фельдштейна). Исследования факторов, влияющих на формирование такого рода отклонений, по-видимому, завершатся еще не скоро. Вопросы о влиянии на поведение детей фильмов ужасов, сцен насилия в СМИ, компьютерных игр с элементами насилия для многих пока еще не решены. Несмотря на это, проблема природы агрессивности уже в достаточной мере освоена. Можно выделить ряд направлений, сформулировавших основные теории агрессии. Не останавливаясь подробно на каждом, назовем главные. Это теория инстинкта (З. Фрейд), теория фрустрации — агрессии (Дж. Доллард), когнитивная теория (З. Берковиц) — модель образования новых когнитивных связей, теория социального научения (А. Бандура).
Коренными при сопоставлении теорий являются отличия в объяснении возникновения и регуляции агрессивного поведения. Причем последняя из перечисленных теорий «оставляет гораздо больше шансов возможности предотвратить и контролировать человеческую агрессию» по сравнению с остальными [2]. Согласно теории социального научения, агрессия в целом представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. В этом качестве агрессия является открытой для прямой модификации и может быть ослаблена с помощью различных процедур. Социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению. Утверждается, что изменение условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.
Э. Фромм считает, что существуют два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокое и деструктивное поведение и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
В современной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные качества [5].
Применение психологии развития для понимания асоциального поведения (которое неразрывно связано с так называемой асоциальной агрессивностью) позволяет установить, что делинквентное поведение является иллюстрацией неудачного процесса социализации, начинающегося почти сразу после рождения ребенка и продолжающего воздействовать на его поведение в последующие годы.
Таким образом, следуя описанной теории, можно сделать вывод о том, что предпочтение ребенком, подростком как агрессивных, так и неагрессивных моделей поведения явля-
© Московский городской психолого-педагогический университет
© PsyJournals.ru, 2007
ется непосредственным отражением процесса социализации. Необходимо отметить, что современный социокультурный контекст предполагает большинство агрессивных тенденций недопустимыми, в отличие, скажем, от архаичных культур.
Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией называются такие состояния, при которых главная проблема заключается в возникновении социально неодобряемых форм поведения. Они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках и ссорах, агрессивностью, демонстративным неповиновением взрослым, разрушительными действиями или лживостью [4].
Одним из важнейших институтов социализации была и остается семья, наряду со школой и референтной группой сверстников. Известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве ребенка.
Особенности взаимодействия ребенка со своими близкими, степень отзывчивости родных на получаемые от ребенка сигналы и полнота удовлетворения его потребностей во многом определяют характер формирующихся с первых лет жизни отношений с людьми.
Семья представляет собой сообщество людей, полное противоречий и взаимных обязанностей, строя которое люди сознательно идут на риск. Создавая семью, невозможно предсказать, как именно впоследствии сложатся отношения. Причем всюду, где царят интимность, близость и возникает чувство любви, констеллируется и противоположность семьи. Начинаются расхождения и столкновения. Спутниками позитивных эмоций становятся их негативные аналоги. Борьба противоположных чувств и неизученность тенденций и приоритетов, свойственных новому поколению, становятся постоянным источником конфронтации между родителями и детьми. Возникает фрагментарное понимание родителями собственных детей [3].
В подростковом возрасте обостряются внутренние и внешние конфликты ребенка. Повышенная мнительность, тревожность, подверженность различным страхам на поведенческом уровне могут проявляться в таких особенностях, как жестокость, агрессивность или цинизм. Даже если самим родителям они не свойственны, у детей данные проявления могут возникнуть вследствие недостаточной интериоризации родительской системы ценностей.
«Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя» [5]. Психодиагностическое обследование учащихся групп коррекционно-развивающегося обучения на базе одной из вечерних школ Москвы показало, что большинство подростков, обучающихся в этих группах, имеют холерический тип темперамента.
Зарубежными исследователями была обнаружена непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье [2]. Так, например, А. Бандура и Р. Уолтерс [1] установили, что если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и даже склонны им потакать, то дети становятся еще агрессивнее. В то же время дети, подвергающиеся очень строгим наказаниям, также отличаются большой агрессивностью.
Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии только начинается.
Родители часто задают вопрос о влиянии так называемой пропаганды насилия на сознание и поведение детей. При этом большинство родителей исключают фактор собственного влияния на агрессивное поведение ребенка. Тем не менее нередко наблюдается подсознательное провоцирование нежелательного агрессивного поведения. Чаще всего это происходит вследствие таких причин, как недостаточная педагогическая культура либо индивидуальные особенности характера родителей.
Анализируя родительские взгляды и убеждения, мы хотели выяснить, как сами родители оценивают связь поведения своих детей с собственным поведением. В проведенном исследовании мы пытались проследить, что сознательно делается родителями для того, чтобы вырастить и воспитать человека, обладающего чувством собственного достоинства, внимательного к заботам близких людей, любознательного, активного. Именно такие личностные качества были названы в качестве ответа на вопрос: «Что бы вы хотели пожелать вашему ребенку, когда он (она) вырастет?»
В конце ноября 2000 г. нами было проведено анкетирование родителей в рамках «Всероссийского родительского собрания», организованного Управлением образования САО Москвы. Перед началом работы этого собрания родителям была предложена разработанная автором анкета. Целью анкетирования было выявление различий в линии воспитания в семьях агрессивных и неагрессивных подростков и детей, приближающихся к подростковому возрасту. В исследовании приняли участие 35 родителей, имеющих детей в возрасте от 11 до 17 лет.
Родители подростков оценивали поведение своего ребенка, используя следующие варианты ответов: «адекватен» (неагрессивен), «раздражителен», «проявляет физическую агрессию», «употребляет грубые выражения». То, как родители ответили на этот вопрос, позволило условно разделить их на две группы. К первой группе были отнесены родители, имеющие значительные претензии к поведению детей; таких родителей оказалось 70 % от числа всех опрошенных. Ко второй группе — родители, которые в целом удовлетворены поведением своего ребенка; в эту группу попало 30 % родителей.
Обработка других результатов анкетирования основывалась на вышеуказанном разделении.
Наиболее значимыми оказались различия по следующим параметрам:
совпадение взглядов на воспитание;
характер категорических запретов;
отношение к выдаче ребенку карманных денег;
поведение при невыполнении ребенком требований родителя;
отношение к «хорошему» и «плохому» поведению ребенка;
оценка частоты обращений ребенка за помощью или советом;
оценка конфликтности ребенка.
Графическое представление данных, полученных в ходе анкетирования, наглядно демонстрирует разницу в ответах двух групп опрошенных родителей (см. таблицу 1).
Так как исследование носило чисто ознакомительный характер и основывалось исключительно на самоотчетах родителей, мы сочли возможным ограничиться лишь первичной статистической обработкой полученных данных, планируя в дальнейшем более глубокое погружение в проблему.
Итак, обобщая результаты анкетирования, мы представляем типологию родителей, составленную на основании замеченных склонностей и определенных тенденций во взглядах на воспитание агрессивных и неагрессивных детей соответственно.
Первая группа. Родители агрессивных детей отвергают оптимистическую, позитивную установку по отношению к будущему собственного ребенка. Они сомневаются либо не уверены, повезет ли их ребенку в дальнейшем. Несмотря на то, что пожелания в адрес детей вполне традиционны (чтобы дети были здоровы, счастливы, обеспеченны, получили хорошее образование, устроились на перспективную работу и имели крепкую семью), родители не всегда говорят об этом с детьми. Таким образом, дети часто просто не знают о том, какими их хотели бы видеть родители (и могут только догадываться об этом). Родители проводят вместе с ребенком мало времени. Ребенку посвящается лишь время, необходимое для осуществления внешнего контроля за ходом учебных занятий и помощи по дому. Родители не имеют четкой системы категорических запретов и санкций. Иными словами, один и тот же проступок ребенка в одной ситуаций может повлечь за собой наказание, в другой — нет (ребенком такая позиция воспринимается как повод понадеяться на «авось», он идет на риск и нарушает неустановленное правило). При этом такие родители чаще всего негодуют, если ребенок начинает проявлять «нежелательные» эмоции. Они запрещают злиться, ругаться, обижаться на других людей, не думая о том, что уже возникшая эмоция при таком запрете вытесняется в неконтролируемую зону психики. Соответственно, возникает недовольство в отношениях ребенка со сверстниками: редко кто-то из описываемой группы родителей оценивает общение своего ребенка со сверстниками как вполне благополучное, малоконфликтное. У взрослых членов семьи, как правило, не совпадают взгляды на воспитание детей — эта закономерность провоцирует в ребенке склонность манипулировать взрослыми для достижения своих целей. За плохое поведение ребенка следует наказать, однако частые наказания не приносят должного эффекта и дети не боятся либо с равнодушием относятся к наказаниям. Родители данной категории редко выступает в роли советчиков, к которым дети приходят за помощью. Некоторые родители даже определенно указали на то, что дети никогда не обращаются к ним за советом.
Вторая группа. Родители настроены вполне оптимистично в размышлениях о судьбе своего ребенка. Считают, что у ребенка больше шансов выиграть, чем проиграть в жизни. Они прямо транслируют свои пожелания ребенку и уверены в том, что он знает, каким бы его хотели видеть в будущем взрослые. Родители, как правило, с удовольствием уделяют ребенку большую часть свободного времени, занимаясь вместе с ним различными делами. Так что ребенок не воспринимает родителя как некую контролирующую инстанцию, а видит в нем живого человека, имеющего собственные интересы, приоритеты и увлечения. Относительно категорических запретов можно сказать следующее: в семьях существует определенный перечень поступков, считающихся недопустимыми, исключая только «особые обстоятельства». Например, ребенку разрешается под Новый год лечь спать на некоторое время позднее, чем обычно. Чаще всего запрещается обманывать. Это свидетельствует о том, что родители готовы понять ребенка, даже если он оказался в какой-то критической ситуации. Родители не видят катастрофы в неизменно возникающих затруднениях и учат ребенка не избегать ссор и отрицательных эмоций, а справляться с трудностями и разрешать конфликты. Большинство представителей второй группы родителей считают отношения своих детей со сверстниками вполне благополучными. Взрослые члены семьи согласуют воспитательные стратегии. По основополагающим позициям их взгляды на воспитание детей практически совпадают. Некоторые заслуги ребенка в ряде семей поощряются материально. К наказаниям прибегают не часто, однако «штрафные санкции» являются эффективной воспитательной мерой. Дети переживают, боятся огорчить родителей и быть наказанными. Более половины родителей, отнесенных ко второй группе, считают, что ребенок всегда обращается к ним за советом, остальные родители придерживаются мнения об избирательном обращении к ним за помощью. Ни один родитель, в противовес представителям первой группы, на вопрос об обращении за советом не дал отрицательного ответа.
Итак, нами были отмечены факторы, влияющие на агрессивное поведение детей. Во- первых, это согласие или несогласие между родителями в вопросах воспитания, что было также подтверждено и другими исследованиями. Во-вторых, это использование и эффективность наказаний и запретов.
Однако лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. В основном дети воспринимают те модели выражения или подавления гнева, которым следуют их близкие. К сожалению, дети, чьи родители пока еще сами не научились управлять своим поведением, с большим трудом смогут усвоить навыки адекватного выражения агрессии.
Литература
- Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.
- Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними: Пер. с нем. СПб., 2000.
- Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. М., 1987.
- Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998.
- Фельдштейн Д. И. Психологические проблемы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте. Душанбе, 1969.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4891
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 3717
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 17