Методика выявления структуры интереса школьников к телевизионным передачам

724

Аннотация

Автор представляет «Опросник ранговой значимости телепередач» (ОРЗП). Данный опросник помогает активно определить телепередачи, пользующиеся наибольшей популярностью у школьников, а также их ранговую значимость. Данная методика позволяет учителям получить информацию о социальных и познавательных интересах детей.

Общая информация

Рубрика издания: Инновационные модели

Для цитаты: Орлов В.А. Методика выявления структуры интереса школьников к телевизионным передачам // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 3.

Фрагмент статьи

Одним из самых мощных средств массовой информации сегодня является телевидение. Оно оказывает сильнейшее влияние на все стороны нашей жизни, и прежде всего на формирование ценностных ориентаций у подраcтающего поколения. Динамизм, яркость передач, ряд других факторов часто приводят к злоупотреблениям детьми временем пребывания у голубого экрана, к нежелательным социально-психологическим последствиям: развитию пассивности, снижению интереса к спорту, книгам, творчеству, общению.

При возникновении негативного влияния «сидения у телевизора» на режим дня и учебные успехи ребенка родители в большинстве случаев вводят жесткий режим ограничения перечня телепередач или времени просмотра. Между тем гораздо более продуктивным, хотя и более сложным, является путь воспитания у ребенка избирательного отношения к телепередачам, в соответствии с его интересами, склонностями, возрастными особенностями. Важно, чтобы выбор просматриваемых передач дополнял всестороннее формирование личности школьника художественными средствами, творческой, спортивной и другими формами деятельности.

На телевизионных каналах в последнее время появились программы, удачно сочетающие эмоционально-развлекательную форму с воспитательным содержанием. Как показывают специальные исследования, их активно смотрят школьники самого разного возраста. Проблемы, поднимаемые в этих передачах, доходят до адресатов, волнуют их. Авторам передач удалось найти способ завязать диалог с подростком, активизировать осознание им своего места в жизни общества, ускорить его личностное и учебно-профессиональное самоопределение.

Школа, учителя, родители не могут стоять в стороне от рассматриваемой проблемы. Важно поддержать позитивное влияние ряда телепередач на молодежь, включив их в свой комплекс воспитывающих воздействий. Учителя совместно с родителями способны оказать реальную помощь подросткам и юношеству в выборе стоящих телепередач, в выработке вкуса к действительно полезной и нужной информации, эмоционально ценным художественным произведениям. Но для эффективной работы в данном направлении взрослому помимо хорошей ориентации в телепередачах (особенно адресованных молодежи) и знания участников этих передач (ведущих, актеров, музыкантов и т. д.) необходимо иметь достоверную информацию о том, какие телепрограммы пользуются популярностью у учащихся, что в этих передачах привлекает их в наибольшей степени. Для этого в дополнение к таким традиционным методам, как наблюдение, беседа с учащимися и их родителями, можно использовать разработанный нами «Опросник ранговой значимости телепередач» (ОРЗТ).

Литература

  1. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2000.
  2. Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники. М., 2001.
  3. Миронов А. Раздувай и властвуй: Практическое руководство по технологиям пропаганды. М., 2001.
  4. Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения: Лекции. М., 2001.
  5. Никифорова Г. С. Психология здоровья. СПб., 2002.
  6. Пидкасистый П. И. Опрос как средство обучения. М., 1999.
  7. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ рекламы: Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. Бахрах, 2001.
  8. Собкин В. С., Толстых А. В. Воспитательные возможности телевидения // Советская педагогика. 1984. № 12.
  9. Толстых А. В. Психология юного зрителя. М., 1986.

Информация об авторах

Орлов Владимир Алексеевич, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4708-4312, e-mail: vladimirorlov@bk.ru