Психологическая наука и образование
2003. Том 8. № 3
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Методика выявления структуры интереса школьников к телевизионным передачам
Аннотация
Автор представляет «Опросник ранговой значимости телепередач» (ОРЗП). Данный опросник помогает активно определить телепередачи, пользующиеся наибольшей популярностью у школьников, а также их ранговую значимость.
Данная методика позволяет учителям получить информацию о социальных и познавательных интересах детей.
Общая информация
Рубрика издания: Инновационные модели
Для цитаты: Орлов В.А. Методика выявления структуры интереса школьников к телевизионным передачам // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 3.
Полный текст
Одним из самых мощных средств массовой информации сегодня является телевидение. Оно оказывает сильнейшее влияние на все стороны нашей жизни, и прежде всего на формирование ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Динамизм, яркость передач, ряд других факторов часто приводят к злоупотреблениям детьми временем пребывания у голубого экрана, к нежелательным социально-психологическим последствиям: развитию пассивности, снижению интереса к спорту, книгам, творчеству, общению.
При возникновении негативного влияния «сидения у телевизора» на режим дня и учебные успехи ребенка родители в большинстве случаев вводят жесткий режим ограничения перечня телепередач или времени просмотра. Между тем гораздо более продуктивным, хотя и более сложным, является путь воспитания у ребенка избирательного отношения к телепередачам, в соответствии с его интересами, склонностями, возрастными особенностями. Важно, чтобы выбор просматриваемых передач дополнял всестороннее формирование личности школьника художественными средствами, творческой, спортивной и другими формами деятельности.
На телевизионных каналах в последнее время появились программы, удачно сочетающие эмоционально-развлекательную форму с воспитательным содержанием. Как показывают специальные исследования, их активно смотрят школьники самого разного возраста. Проблемы, поднимаемые в этих передачах, доходят до адресатов, волнуют их. Авторам передач удалось найти способ завязать диалог с подростком, активизировать осознание им своего места в жизни общества, ускорить его личностное и учебно-профессиональное самоопределение.
Школа, учителя, родители не могут стоять в стороне от рассматриваемой проблемы. Важно поддержать позитивное влияние ряда телепередач на молодежь, включив их в свой комплекс воспитывающих воздействий. Учителя совместно с родителями способны оказать реальную помощь подросткам и юношеству в выборе стоящих телепередач, в выработке вкуса к действительно полезной и нужной информации, эмоционально ценным художественным произведениям. Но для эффективной работы в данном направлении взрослому помимо хорошей ориентации в телепередачах (особенно адресованных молодежи) и знания участников этих передач (ведущих, актеров, музыкантов и т. д.) необходимо иметь достоверную информацию о том, какие телепрограммы пользуются популярностью у учащихся, что в этих передачах привлекает их в наибольшей степени. Для этого в дополнение к таким традиционным методам, как наблюдение, беседа с учащимися и их родителями, можно использовать разработанный нами «Опросник ранговой значимости телепередач» (ОРЗТ).
Этот опросник поможет объективно определить пользующиеся наибольшей популярностью у школьников телепередачи, а также их ранговую значимость. Кроме того, полученные с помощью опросника данные могут служить основанием для определения мотивов выбора школьниками той или иной передачи. Опросник предназначен для школьников всех возрастов, начиная с I класса. Он состоит из Листа вопросов и Листа ответов, опрос проводится в три этапа (I, II, III).
Лист вопросов (см. Приложение) представляет собой перечень названий основных телевизионных передач, расположенных в алфавитном порядке.
Лист ответов состоит из трех частей (I, II, III), которые тестируемый должен заполнить.
При фронтальном проведении опроса на этапе I учитель зачитывает названия телепередач, а учащиеся на Листе ответов (см. Приложение 2) записывают те из них, которые наиболее часто и с увлечением смотрят.
На этапе II учащиеся из выписанных передач должны проранжировать двенадцать, на их взгляд, самых интересных.
На этапе III учащиеся аргументируют выбор каждой из проранжированных ими передач.
Для получения более достоверных данных желательно, чтобы школьники не знали истинной цели опроса. Его проведение можно, к примеру, мотивировать исследовательскими целями (изучение мнений телезрителей о программах телепередач). К тому же Лист ответов может быть анонимным (или мнимо анонимным, так как после процедуры опроса учитель по почерку или предварительной шифровке листов ответов легко установит их авторство). Процедура проведения опроса в классе может быть следующей.
Учитель просит учащихся принять участие в небольшом социологическом обследовании. Объясняет его цель и раздает подготовленные Листы ответов (см. Приложение 2). После этого просит школьников внимательно его выслушать.
Инструкция к этапу I:
«Сейчас я буду зачитывать названия некоторых телепередач и называть их номер. Если вы услышите название передачи, которую обычно стараетесь не пропустить и смотрите с большим интересом, то на Листе ответов в части I поставьте номер этой передачи и рядом ее название. Читать я буду довольно быстро, поэтому не отвлекайтесь, а если не будете успевать, поднимите руку. Если названная мною передача вам не знакома, пропустите ее, не задавая никаких вопросов. Название можно записывать сокращенно, но так, чтобы легко было понять, какую телепередачу вы имеете в виду».
После этого учитель начинает зачитывать названия телепередач (см. Приложение 1) в достаточно быстром темпе, регулируя его по поднятым рукам (учащимся следует предварительно объяснить, что, если темп для них слишком быстрый, им следует поднимать руки). Окончив чтение перечня, учитель предлагает учащимся, если в этом есть необходимость, дополнить Лист ответов любимыми передачами, не вошедшими в общий список.
Далее учитель знакомит учащихся с инструкцией опросника к этапу II.
Инструкция к этапу II:
«Из записанных вами названий телепередач выберите самую любимую и интересную. Напишите ее номер в части II на первом месте. На второе место поставьте номер той передачи, которая очень нравится, но меньше первой. Потом третью передачу и т. д. Всего в таком порядке нужно расположить двенадцать самых любимых телепередач». Проконтролировав окончание данного этапа работы, учитель переходит к следующей части задания.
Инструкция к этапу III:
«Вы выписали в порядке убывающей значимости самые любимые и интересные телепередачи. Теперь подумайте и постарайтесь в части III кратко написать, что в каждой из выделенных вами передач вас больше всего интересует, чем они привлекли ваше внимание».
При ответах на вопросы последней части задания у некоторых учащихся, особенно в младших классах, возникают затруднения. В этом случае необходимо провести с ними дополнительное индивидуальное собеседование.
Желательно, чтобы все этапы опроса были проведены без больших перерывов во времени. В начальных классах это сделать трудно. Поэтому при необходимости в течение опроса допускаются перерывы на 5—10 минут, а между этапами I и II — 20—30 минут. Проведение всех трех этапов при правильной организации требует примерно 30—40 минут (с некоторым увеличением времени в начальных классах). Опрос, как правило, проходит с эмоциональным подъемом.
Для наглядности и удобства использования результатов исследования в проведении воспитательной работы в классе полученные данные можно представить в виде таблицы результатов (см. Приложение 3).
Первый и второй вертикальные столбцы — это порядковые номера и фамилии учащихся (в алфавитном порядке), далее идут столбцы с порядковыми номерами телепередач в соответствии с Листом вопросов (см. Приложение I), последний столбец — число телепередач, выбранных учащимся.
В горизонтальных строках после фамилий учащихся следует число учащихся, выбравших передачу, а также его процентное выражение. Затем обозначаются строки ранговых значений (мест с 1-го по 14-й), в которых проставляется число выборов, полученных передачей в каждом ранге.
При заполнении таблицы сначала из части II Листа ответов переносятся в соответствующую клетку номера рангов (с 1-го по 14-й). После этого из части I остальные выборы аналогичным образом отмечаются точкой. Заканчивается оформление таблицы суммированием данных в итоговых столбцах и строках. При необходимости суммарные данные можно выразить в процентах.
Для анализа полученных данных в межполовом аспекте матричная таблица представляется в двух частях, отдельно для мальчиков и для девочек.
Возможна и индивидуальная форма проведения опроса (например, для учащегося, пропустившего фронтальный опрос). В этом случае ученику дается Лист вопросов ОРЗТ с инструкциями, руководствуясь которыми он заполняет Лист ответов.
Программа телевидения не остается неизменной, создаются новые передачи, а исчерпавшие себя передачи исчезают с телеэкрана. Все эти коррективы для сохранения эффективности опросника необходимо вносить в Лист вопросов.
Наиболее сложными и ответственными оказываются анализ и интерпретация полученных данных, которые необходимо проводить в контексте комплексного исследования личностных особенностей учащегося. Только в этом случае можно считать, что получены достаточно достоверные результаты. Анализ данных, полученных в результате использования ОРЗТ, можно проводить по нескольким линиям.
Одной из таких линий на этапе I является разделение телепередач на три группам: I группа — передачи, которые учащиеся данного класса смотрят чаще всего (передачи с наибольшим числом выборов);
II группа — передачи с наименьшим числом выборов; III группа — промежуточная. Этот анализ позволяет дифференцировать весь массив передач по степени их популярности у школьников.
По числу передач, записанных школьниками на Листе ответов (в части I), можно косвенно судить о времени, которое они затрачивают на просмотр телепрограмм.
Большинство передач условно можно объединить в несколько групп, таких, как «наука», «природа», «техника», «искусство», «обществоведение», «педагогика», «армия», «спорт», «музыка», «развлечения» и т. д. Используя эту классификацию, в третьей линии анализа (часть I) по степени избирательности просмотра передач школьником можно судить о развитии его общих и специальных интересов, об их направленности.
Не меньший интерес представляют данные, полученные в части II опросника, где учащиеся проранжировали 14 самых любимых из выбранных передач. Больше всего среди них будет, конечно, развлекательных программ. Но наряду с ними учащиеся обязательно укажут и передачи, характеризующие направленность их познавательных, учебных, профессиональных и других интересов. По соотношению числа развлекательных и других видов передач, а также по рангу, на котором находится та или иная телепередача, можно судить как об уровне развития соответствующих интересов школьника, так и о влиянии просмотра телепередач на развитие его личности. Последняя часть опросника (III) раскрывает мотивы распределения телепередач по рангам, показывает уровни осознания учащимся содержательной значимости этих передач в системе его ценностных ориентаций.
Предложенная методика, несмотря на относительную простоту проведения и обработки, дает возможность учителю проникнуть в мир телеувлечений школьника, позволяет дополнить свои знания о его социальной и познавательной активности.
Для более глубокого ознакомления с психологическими проблемами воздействия телевидения на формирование личности ребенка можно использовать литературу, приведенную в этой статье. В ней учитель найдет рекомендации по включению данных, полученных с помощью рассмотренной методики, в систему педагогических воздействий как в школе, так и в семье.
Приложение 1
Лист вопросов ОРТЗ*
Инструкция: «Вам предлагается перечень телепередач. Названия тех, которые вы обычно стараетесь не пропустить и смотрите с большим интересом, выпишите на Лист ответов (часть I). В соответствии с данным перечнем перед названием передачи поставьте ее номер.
АБВГДейка
Агентство одиноких сердец
Алфавит. Телеигра
Аншлаг
Апельсиновый сок
25-й час. События. Время московское
Без рецепта
Блеф-клуб
Большая стирка
В Городке
В мире животных
В нашу гавань заходили корабли
Вести
Вести — Москва
Век Русского музея
Вести-спорт
Вести. Дежурная часть
Вкусные истории
Военное дело
Войди в свой дом
Вокзал мечты
Вокруг света
Времена
Времечко
Время
Газетный дождь
Город женщин
Главная тема
Город
Горячая десятка
Графоман
Канал «Спорт»
КВН
Кинокомедия
Кинескоп
Дворцовые тайны
Дежурный по стране — М. Жванецкий
Дежурная часть
Деловая Москва
Денежный вопрос
Мир на грани
Момент истины
Военная программа А. Сладкова
Мода non-stop
Московские огни
Музыкальный серпантин
Мультсериал
Наедине с природой
Намедни
Народ хочет знать
На футболе с В. Гусевым
Наш сад
Наша версия. «Под грифом секрет но»
Непутевые заметки
«Не скуЧАЙ» с М. Евдокимовым
Новости культуры
Ночной полет
Ночные музы
Обозреватель
Обыкновенные истории
Опасная зона
Оркестровая яма
Основной инстинкт.
Ток-шоу Светланы Сорокиной
Очевидное-невероятное
Парк юмора
Парламентский час
Песня года
Петровка, 38
Погода
Пока все дома
Поле чудес
Плоды просвещения. ХХ век
Порядок слов
Постскриптум
Поэтический театр Р. Виктюка.
Православная энциклопедия
Протокол
Приключенческий фильм
Принцип «Домино»
Просто цирк
Путешествие натуралиста
Пять минут деловой Москвы
Сам себе режиссер
Свобода слова
Сегодня
Секреты красоты и здоровья
Семь дней
Серебряный диск
Сериал для полуночников
Синий троллейбус
Синемания
Слово пастыря
Смехопанорама
Смехоностальгия
Совершенно секретно
Соль. Музыкальный журнал
Спокойной ночи, малыши.
Спортивно-развлекательный канал
Сто к одному
Страна и мир. Главные события дня
Страна советов
Странствия музыканта
Ступеньки
Тайны века.
ТВ Бинго-шоу
Театральные встречи
Тем временем
Тележурнал «Здоровье»
Телемагазин
Телеканал «Дата»
Только для мужчин
Триллер
Угадай мелодию
Умники и умницы
Утренняя почта
Фактор страха
Форт «Байяр»
Человек и закон
Частная жизнь
Черный квадрат
Честный детектив
Что хочет женщина
Царская ложа
Шар удачи
Шутка за шуткой
Приложение 2
Лист ответов ОРЗТ
Часть I. Я стараюсь не пропустить и смотрю эти передачи с большим интересом:
Номер передачи Название передачи Номер передачи Название передачи Номер передачи Название передачи
Приложение 3
Таблица результатов по ОРЗТ
Школа___ Класс___ Дата
Литература
- Андреева Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2000.
- Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники. М., 2001.
- Миронов А. Раздувай и властвуй: Практическое руководство по технологиям пропаганды. М., 2001.
- Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения: Лекции. М., 2001.
- Никифорова Г. С. Психология здоровья. СПб., 2002.
- Пидкасистый П. И. Опрос как средство обучения. М., 1999.
- Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ рекламы: Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. Бахрах, 2001.
- Собкин В. С., Толстых А. В. Воспитательные возможности телевидения // Советская педагогика. 1984. № 12.
- Толстых А. В. Психология юного зрителя. М., 1986.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1621
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 758
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0