К вопросу о дивергентном мышлении

3225

Аннотация

Поворотным пунктом в современных исследованиях креативности принято считать 1950 г. Это связано со вступительной речью нового президента Американской психологической ассоциации Дж. Гилфорда. Хотя его доклад назывался «Креативность», с течением времени многие психологи стали понимать креативность и дивергентное мышление как синонимы, поскольку, по мнению Дж. Гилфорда, креативность локализуется прежде всего именно в факторах дивергентного мышления. Являясь центральным понятием концепции Дж. Гилфорда, дивергентность (необходимость ее концептуального наполнения, обоснования при введении в систему) выступает в качестве эпицентра его теории. Поэтому понятие дивергентного мышления стало и предметом нашей статьи, хотя оно появляется лишь на последних ее страницах. Нам казалось, что прослеживание жизненного пути, научных интересов и карьеры, а главное, того, что определяло профессиональный профиль Дж. Гилфорда, его точку зрения – отбор и видение фактов, может подвести читателя к пониманию и принятию нашего вывода. В ситуации, когда в течение полувека теоретические представления Дж. Гилфорда внедрялись в сознание наших ученых, а практика образования и отбор кадров используют его тесты по всей стране и сегодня, мы считаем, что термин «дивергентность» в работах Дж. Гилфорда не совпадает с понятием «дивергентность», разработанным в естественных науках. Таким образом, в тестах Дж. Гилфорда дивергентность не представлена как реальный механизм порождения нового. Раскрытие реального содержания теории Дж. Гилфорда – наша задача.

Общая информация

Ключевые слова: креативность, дивергентность, дивергентное мышление, конвергентное мышление, факторный анализ, беглость, оригинальность

Рубрика издания: Общая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 1. С. 85–96.

Фрагмент статьи

Анализ теории Джоя Пола Гилфорда обычно начинается с его ставшего знаменитым первого президентского доклада (после его выбора осенью 1949 г. президентом Американской психологической ассоциации). Временную рамку, обрамляющую эту теорию, замыкает выступление в печати в 1997 г. [2, 3] президента Американской ассоциации психологов в настоящее время Р. Стернберга. Его приговор суров: «Модель структуры интеллекта Гилфорда — структура без фундамента» [2, с. 111] и мудр: «Теория Гилфорда господствовала десятилетия, не будучи ни подтвержденной, ни опровергнутой». Наша статья является попыткой понять данный парадокс, который интересен не только как научный феномен, но и как остро актуальный вопрос, поскольку теория Дж. Гилфорда живет и продолжает господствовать в нашей практике.

Итак, начнем с анализа доклада. Один тот факт, что исследования креативности не предварены многолетними исследованиями до заявления им темы, как это мы наблюдаем у европейских ученых (Ч. Спирмена, А. Бине), отражает менталитет, характерную черту американского ученого. Здесь доминирует прагматическая направленность: исследования идут лишь в рамках заказных работ. Об этом честно говорит сам Дж. Гилфорд: «Это была одна из моих долговременных амбиций предпринять исследование креативности … Но работа началась только в течение последнего года» [4, с. 444]. «Есть общее признание, по крайней мере со стороны тех, кто вне академической паствы, значимости изучения креативности … Большие индустрии, которые наняли много ученых-исследователей и инженеров, проводили серьезные встречи и симпозиумы по этому вопросу. Встает много вопросов о причинах того, что выпускники одного и того же высшего учебного заведения с высокой успеваемостью и отличными характеристиками сильно различаются по генерации новых идей. Общепризнана огромная экономическая выгода новых идей. … Различные отрасли управления … теперь тоже нанимают ученых и технический персонал и … задают вопрос, как отличить индивидов, имеющих высокий изобретательский потенциал» [4, с. 446].

Литература

  1. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1965.
  2. Стернберг Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997.
  3. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. №2.
  4. Guilford J.P. Creativity // American Psychologist. 1950. № 5.
  5. Guilford J., Wilson R., Christensen P. A factor – ranalytic study of creative thinking // Reports from the Psychological laboratory, USC. 1952. № 8.
  6. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. N.Y., 1967.
  7. Guilford J.P. Intelligence, Creativity and their Educational Implications. San Diego, 1968.
  8. Guilford J.P. (eds), Boring E., Lindzey  G. A History of Psychology in Autobiography. N.Y., 1967. Vol. V.
  9. Guilford J.P. Psychometric Methods. N.Y., 1936.
  10. Guilford J.P. The structure of intellect // Psychological Bulletin. 1956. Vol. 53. №.4.
  11. Guilford J.P. New frontiers of testing in the discovery and development of human talent // Seventh Annual Western Regional Conference on Testing Problems. Los Angeles, 1958.
  12. Guilford J.P. Personality. N.Y., 1959.
  13. Guilford J.P. Three faces of intellect // American Psychologist. 1959. №14.
  14. Guilford J.P. Creative Talents. Buffalo, N.Y., 1986.
  15. Guilford J.P. Human abilities // The Psychological Review. 1940. Vol. 47. № 5.
  16. Brown R.T. Creativity, what are we to measure? // Glover J., Ronning R., Reynolds C. (eds). Handbook of Creativity. N.Y., 1989.
  17. Comrey A. Joy Paul Guilford // National Academy Press, Biographical Memoirs. N.Y., 1993.

Информация об авторах

Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, профессор, руководитель, Центр междисциплинарных исследований творчества и одаренности, ФГБНУ «Психологический институт Российской Академии образования» (ФГБНУ ПИ РАО), профессор, кафедра психологической антропологии, Институт детства, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6766-2047, e-mail: mpo-120@mail.ru

Сусоколова Ирина Александровна, кандидат психологических наук, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 4116
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 3225
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 5