Компьютерные коммуникации в совместной учебной деятельности

665

Аннотация

Ставится проблема организации совместных форм обучения в условиях использования информационных технологий, разработки новых технологий обучения, основанных на применении компьютера как средства формирования учебно-профессиональной деятельности. В приведенном исследовании, направленном на изучение особенностей компьютерно опосредованных коммуникаций в учебной деятельности, получены данные о влиянии управления коммуникативными потоками на изменение характера общения и становление совместных учебно-познавательных действий.

Общая информация

Ключевые слова: компьютерные коммуникации, управление коммуникативным потоком, совместная учебная деятельность

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Крицкий А.Г., Щербинин М.Ю. Компьютерные коммуникации в совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 2. С. 93–104.

Фрагмент статьи

<...>

В отечественных психолого-педагогических исследованиях существует большой пласт работ, ориентированных на изучение психологических аспектов организации совместной учебной деятельности с использованием компьютера, в рамках проектирования коммуникативно ориентированных сред** [5, 6, 9]. Особое внимание
уделяется психологическим условиям, при которых возможно возникновение и развитие учебно-познавательных действий.

Методология вопроса о возможностях информационных технологий восходит к психолого-педагогическому пониманию смысла обучения. В своей исследовательской работе мы опираемся на представления культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теорию развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, где психическое развитие человека понимается как присвоение в коммуникативной практике обобщенных, объективно существующих способов деятельности. Особо заостряя внимание на том, что совместная деятельность осуществляется через коммуникацию, т. е. коммуникация является средством деятельности, а не только ее условием, полагаем важным и актуальным рассмотрение психологических особенностей использования компьютерных коммуникаций в качестве средства учебного взаимодействия. Данная область значима в решении психологопедагогических задач организации совместных форм обучения, опосредствованного компьютерными коммуникациями, например в дистанционном обучении.

<...>

Литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  2. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л., 1935.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  5. Коммуникативно ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / Под ред. В.В. Рубцова. М., 1996.
  6. Крицкий А.Г. Методика групповой организации учебной деятельности с использованием компьютера // Вопросы психологии. 1989. № 1.
  7. Перре-Клермон А.-Н. Роль социального взаимодействия в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  8. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий детей в процессе обучения. М., 1987.
  9. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996.
  10. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.,1995.
  11. Cazden C.B., Forman E. Exploring the Intellectual Value of Peer Interactions. Chicago, 1980.
  12. Crook Ch. Children as computer users: the case of collaborative learning // Computers and Education. 1998. Vol. 30.
  13. Crook Ch., Light P. Information technology and the culture of student learning // Bliss J., Light P., Saljo R. (eds). Learning sites, 1999.
  14. Light P., Nesbitt E., Light V., White S. Variety is the spice of life: student use of CMC in the context of campus based study // Computers and Education. 2000.Vol. 34.
  15. Lipponen L. Towards knowledge building discourse: from facts to explanations in primary students’ computer mediated discourse // Learning Environments Research. 2000. Vol. 3.
  16. Lipponen L., Rahikainen M., Hakkarainen K., Palonen T. Effective participation and discourse through a computer network: investigating elementary students’ computer-supported interaction // Journal of Educational Computing Research. 2002. Vol. 27(4).

Информация об авторах

Крицкий Александр Георгиевич, кандидат психологических наук, был заведующим кафедрой психологии образования и развития, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ФГБОУ ВПО ВГСПУ), Волгоград, Россия, e-mail: Kritsky.Alexander@gmail.com

Щербинин Максим Юрьевич, аспирант кафедры психологии образования и развития, старший преподаватель кафедры психологии образования и развития ВГПУ., Волгоградский государственный педагогический университет, Россия, e-mail: tscherbinin@t-k.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1807
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 665
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0