Исследование микродинамики изменений личности в процессе понимающей психотерапии

744

Аннотация

Изменения личности в основном рассматриваются с точки зрения крупномасштабных событий, происходящих в структуре личности за значительные промежутки времени. Как развивается личность в момент взросления? Что происходит с личностью при влиянии на нее той или иной болезни? Как меняется личность под воздействием той или иной психотерапии в целом? На эти вопросы психология имеет достаточно проработанные и взвешенные ответы. Данная статья ставит вопрос об изменениях личности принципиально в другом масштабе. По аналогии с квантовой физикой, изучающей физический микромир, предполагается открыть ряд исследований, посвященных микромиру психологическому. Из каких «элементарных частиц» состоит процесс изменения личности? Каковы закономерности протекания этих изменений? Что подготавливает макроизменения и что мешает реализовываться этим изменениям? Вот вопросы, которые требуют ответа. Статья описывает подготовительный этап исследования микродинамики личности в процессе понимающей психотерапии. Кроме того, статья включает некоторые предварительные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования. Материалом исследования являются протоколы 20-минутных консультаций. На момент написания статьи обработано 25 протоколов.

Общая информация

Ключевые слова: микродинамика личностных изменений, состояние личности, резонанс, личность контакта

Рубрика издания: Инновационные модели

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шведовский О.В. Исследование микродинамики изменений личности в процессе понимающей психотерапии // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 3. С. 89–98.

Полный текст

 

Современная ситуация в обществе приводит к тому, что потребность в психотерапевтической и консультационной практике возрастает. Ответом на это становится увеличение числа психотерапевтических подходов, что неизбежно приводит к необходимости оценки эффективности того или иного подхода. И если на сегодняшний день эта проблема решается через проведение сравнительных исследований, создание различных методов оценки и т. д. терапевтической ситуации извне, то внутри самого процесса психотерапии решение проблемы эффективности по-прежнему остается актуальным. Мы предполагаем, что одним из возможных решений вопроса эффективности психотерапевтического процесса может выступать оценка микродинамики личностных изменений.

В данной статье описан первый этап работы по исследованию микродинамики личностных изменений в процессе понимающей психотерапии.

Концептуальным ядром исследования можно считать психотехнический подход, который реализуется в понимающей психотерапии. Основные методологические черты психотехнической системы: 1) вклю­ченность прагматических и этических ценностей в ткань теории; 2) «пользователем» ее является психолог-практик; 3) объектом такой теории становится не психика, сознание и т. д., а работа-с-сознанием; 4) центральный предмет и метод психотехнической теории находятся в таком соотношении, что конструируемый в соответствии с идеей центрального предмета практический метод воздействия является в то же время оптимальным эмпирическим методом исследования этого предмета [8].

Цель исследования заключается в выявлении базовых механизмов изменения личности на микродинамическом уровне в процессе понимающей психотерапии. Ставится вопрос о тех условиях, которые обеспечивают течение психотерапевтической работы непосредственно во время контакта между клиентом и психотерапевтом.

В задачи исследования входит:

1)  разработка инструментария фиксации микродинамических изменений, происходящих в диалогической паре «клиент-психотерапевт»;

2)   разработка математической модели микродинамики изменений личности, которая позволила бы выявлять основные тенденции, способствующие или препятствующие эффективному протеканию психотерапевтического процесса, на основании анализа ряда выделенных параметров;

3)   проверка ряда гипотез, связанных с эффективностью психотерапевтического процесса, посредством анализа протоколов консультаций, выполненных в рамках подхода понимающей психотерапии.

В исследовании задействованы четыре уровня анализа: 1) методологический, 2) теоретический, 3) методический, 4) технический.

Рассмотрим их, начиная с последнего.

Технический уровень

Понятие микродинамики предполагает исследование малых процессов, происходящих в небольшие временные промежутки. Если макродинамику психотерапии можно отнести к процессам, происходящим в течение нескольких сессий и даже, может быть, в течение всей психотерапии, то микродинамику - к тому, что происходит внутри одного сеанса. Микродинамический анализ фокусируется на том, что можно назвать потенциальными изменениями или изменениями-шансами. Мы называем потенциальными те изменения, которые еще не произошли с личностью, но уже подготовлены историей ее развития. Воспользовавшись представлениями К. Роджерса о личности как об аккорде идеального и реального образа Я [9], определим потенциальные изменения как разность Яи-Яр. К. Роджерс говорит, что соотнесение этих двух образов побуждает к самоактуализации.

Таким образом, исследование посвящено не только происходящим, но и готовящимся изменениям. Мы предполагаем, что значимые изменения подготавливаются микродинамическими флуктуациями состояний личности. Лавина подготавливается маленькими камушками.

Личность в каждый момент времени можно описывать через понятие состояния. В психологической литературе состояниям отводится промежуточное место между психическими процессами и индивидуальными особенностями личности. Данное понятие является на сегодняшний день проработанным не вполне, тем не менее можно говорить о том, что именно на поле психологических состояний происходят наиболее драматические и яркие события психической жизни индивида. Состояние, как оно понимается в отечественной психологии, является наиболее тонкой мембраной, где внутренняя жизнь личности встречается с внешним миром, обстоятельствами и где практически всегда происходят интенсивные процессы взаимодействия с окружающим миром. Если под макродинамикой понимать переустройство личности на уровне глубинных убеждений, тектонических пластов характера, ценностных высот, то микродинамика личностных изменений - это изменение состояний личности. Возможно, именно из состояний, пережитых личностью, складываются базовые характеристики личности. Этот процесс можно уподобить накапливанию критической массы в теории термоядерных реакций.

Цепная ядерная реакция происходит таким образом: нейтроны бомбардируют ядро. Если бомбардировка до определенного порога неинтенсивна, ядро остается стабильным. Если бомбардировка средней интенсивности, происходит так называемая полезная термоядерная реакция (как в атомной электростанции), при которой лишние нейтроны отводятся из зоны реакции, чтобы избежать неконтролируемого деления ядер и взрыва. Здесь ядра делятся, высвобождая энергию в виде быстрых нейтронов. Если бомбардировка мощной интенсивности, цепная реакция становится неуправляемой, самоподдерживающейся и приводит к взрыву.

Похожим образом можно говорить о том, что личность при «бомбардировке» состояниями (т. е. переживаниями этих состояний с достаточной периодичностью и интенсивностью, например, в психотерапии) может начать меняться. Эти изменения, на наш взгляд, следует разделить на три типа:

1)    фоновые процессы - изменения личности незаметны, медленны (нормальное состояние личности). Фоновые процессы происходят без активного участия индивида (по аналогии с процессом деления клеточек кожи, которые обновляются каждые 20 минут полностью, без активного участия в этом сознания, переживания и т. д.). Фоновые процессы наблюдаются постоянно. В.А. Петровский называет этот процесс персонализацией, гуманисты - самоактуа­лизацией и т. д. По мысли В.А. Петровского, нельзя стать личностью, можно только становиться ею в каждый момент времени. Поэтому в работе нам необходимо будет отделить фоновую микродинамику от изменений, вызванных посредством психотерапии;

2)    активные процессы - изменения контролируемы, состояния («нейтроны») дозированы, «лишние» состояния отводятся - во избежание кризиса «взрыва». Это происходит в том числе и в психотерапии - психотерапевт и клиент таким образом организуют среду, контакт и т. д., что желательные состояния случаются достаточно систематически, а «лишние» состояния «отводятся в сторону»;

3)    критические процессы - состояния мощной, интенсивной «бомбардировки» личности состояниями, которые приводят к личностному кризису. Примером подобного рода процессов является переживание внезапной утраты, потери близкого человека.

Когда изменения произошли, в личности появляются своего рода новообразования - новые интегрированные структуры, системы, которые становятся ведущими на определенный период времени. Одна из гипотез такова: эти новообразования могут быть связаны с получением осознанного, полноценного доступа к переживаниям, свойственным новым жизненным мирам, тем, в которых переживание личности еще не развертывалось в полном объеме.

В теории переживания выделяются четыре основных типа жизненного мира: инфантильный, реалистический, ценностный и творческий [1]. На наш взгляд, полноценное осознанное включение в аккорд личности всех состояний, свойственных каждому жизненному миру, может описывать идеальный результат психотерапевтической работы.

На каждом конкретном сеансе процесс понимающей психотерапии можно описать следующим образом. Клиент вместе с психотерапевтом осуществляет две необходимые деятельности: исследовательскую и творческую. В плане исследовательской деятельности он пробует осознать, уточнить или обнаружить качественные особенности переживания им критической ситуации, по поводу которой он обратился за помощью. Здесь взгляды его и психотерапевта обращены к уже имеющимся структурам и процессам, они вместе занимаются исследованием этих наличествующих явлений. В процессе исследования клиент может вновь испытывать состояния, управляющие кризисной ситуацией. Это исследование обретает смысл благодаря второй деятельности - творческой. Клиент и терапевт создают, а клиент примеряет все возможные новые состояния, которые он, вероятно, не испытывал ранее или испытывал в небольшом объеме. Процесс этой примерки обеспечивает возможность поиска или формирования тех состояний, ролей или процессов, которые позволят клиенту успешно справиться с заявленной проблемой.

Для обеспечения этих двух процессов в рамках понимающей психотерапии используется прием, обозначаемый как «понимающая реплика». Суть данного приема состоит в том, что терапевт помогает клиенту при помощи вопроса, построенного определенным образом, обратиться к отдельным аспектам переживаний, выраженных клиентом, в контексте психотерапии. Приведем пример.

Клиент. Последнее время у меня такое странное чувство, будто я потерял опору под ногами. Чувствую какую-то странную пустоту внутри.

Терапевт. Правильно ли я вас понимаю, что и внутри, и снаружи вы не можете найти, на что опереться, и это недавнее переживание?

Клиент. Да, я как будто тону в болоте, в трясине, которая затягивает меня все глубже и глубже.

В контексте подобного взаимодействия клиент имеет возможность более отчетливо увидеть собственные переживания, погрузиться в них, а также, если понимание психотерапевта расходится с его собственным видением процесса, уточнить свое видение или примерить видение психотерапевта.

Собственно, исследование микродина­мики личностных изменений, на наш взгляд, может быть сконцентрировано на следующих вопросах: каким образом протекают исследовательская и творческая деятельности во взаимодействии клиента-терапевта? Как можно повысить качество протекания этих деятельностей? Какие возможны другие способы обеспечения процесса изменений личности?

Методический уровень

Для исследования микродинамики личностных изменений в процессе психотерапии мы будем использовать протоколы консультаций. Для вербального материала и для анализа протокола можно применять инструменты работы с текстом.

Если рассматривать протокол консультации как определенный нарратив, историю, рассказанную в соавторстве клиентом и терапевтом, то мы получим несколько новых и перспективных планов анализа терапевтического процесса.

Эта новизна заключается прежде всего в возможности выделения такого предмета исследования, как «личность контакта» («совокупный субъект контакта», «диалич­ность»), по аналогии с образом автора в произведениях, написанных в соавторстве (Стругацкие, Козьма Прутков, народные сказки). Эта категория вводится в процесс анализа как рабочий инструмент, средство преодоления высокой сложности анализа жизненных замыслов субъектов, участвующих в психотерапии (клиент и психотерапевт). Поскольку для постижения жизненного замысла даже одного субъекта, одной личности необходимо «ухватить», осознать всю целостность жизненного процесса, то особая сложность этого в процессе психотерапии и анализа протоколов жизненных замыслов очевидна. Категория «личность контакта» позволяет работать с жизненным замыслом, весь путь которого нам известен от рождения «личности контакта» (начало отношений между клиентом и терапевтом) до ее смерти (окончание отношений «клиент - терапевт»). Такой подход аналогичен используемому в физике элементарных частиц подходу матрицы дисперсионных соотношений[†].

Для более полного понимания «личности контакта» воспользуемся определением личности, которое предлагает Г. Мюррей [10], при этом каждый раз делая поправку на то, что мы имеем дело не с личностью индивида, а с «личностью контакта»:

«личность контакта» - абстракция, сформулированная теоретиком, а не просто описание поведения участвующих в процессе взаимодействия лиц;

«личность контакта» соотносится с серией событий, охватывающих всю ее жизнь: «история личности есть личность»;

в определении «личности контакта» должны отражаться стабильные и повторяющиеся элементы поведения, равно как новые и уникальные;

«личность контакта» - организующая и управляющая сила процесса взаимодействия. Ее основная функция заключается в реализации замысла контакта;

«личность контакта» создается при непосредственном участии тех, кто находится в процессе взаимодействия, - через их слова, жесты, отношение друг к другу и т. д.

Итак, кратко: «личность контакта» в психотерапии - виртуальный субъект, иерархически подчиняющий себе личности клиента и психотерапевта и обладающий управляющим значением по отношению к процессу взаимодействия участников процесса изменений. Проявления «личности контакта» в психотерапии - это атмосфера работы, авторство совместных текстов клиента и психотерапевта.

Видение консультации как единой связанной истории позволяет исследователю предполагать наличие замысла контакта (психотехнического процесса), т. е. некоторой общей цели, которая, подобно фабуле или интриге в художественном произведении, направляет движение психотерапевтического процесса в определенную сторону. Выявление этого замысла контакта может стать поворотным моментом для психотерапевтического процесса, поскольку дальше паре «клиент-терапевт» остается только способствовать реализации этого замысла или не мешать его развитию. Это видение согласуется с представлениями А. Минделла, выраженными в парадигме процессуальной работы призывом «следовать процессу» [7].

Для анализа микродинамики изменений личности в процессе психотерапии важно выделить единицу анализа. Это позволит, сравнивая между собой выделенные в разное время единицы процесса психотерапии, выявлять собственно динамику изменений. Кроме того, выделение минимальной единицы психотерапевтического взаимодействия позволит вплотную подойти именно к микродинамическим характеристикам изменений личности.

Стремление к исследованию микроди­намики психотерапевтического процесса можно уподобить стремлению физиков, использующих аристотелевскую модель мира, найти те самые кирпичики, из которых состоит реальность, - сначала атомы, затем элементарные частицы и т. д. На смену такому подходу, при котором происходило всё большая дискретизация в описании реальности, в физике появилось направление, принципиально по-другому описывающее реальность. Новый подход имеет дело не с дискретной реальностью, состоящей из сколь угодно малых элементов, а с реальностью, в которой вместо предельно малых элементов имеются «нелокальные связи и взаимодействия», речь идет о вероятностных и неопределенных величинах, восприятие наблюдающего влияет на наблюдаемое и т. д. Такой подход соответствует квантовой парадигме и обнаруживает все больше параллелей с психологической теорией и практикой [4].

В соответствии с этими методологическими тенденциями мы будем с самого начала работать с единицами психотерапевтического процесса так, как если бы к ним были применимы идеи квантовой парадигмы.

Возвращаясь к восприятию психотерапевтического процесса как совместно создаваемого текста, обозначим единицу анализа.

При работе с текстом выделяют следующие единицы анализа - высказывание и межфразовое единство.

Межфразовое единство состоит из фразы-зачина и тема-рематической последовательности, характеризуется целостностью и смысловой завершенностью. Соответственно, высказывания в совокупности создают межфразовое единство, наполняя его содержанием в виде «тем» и «рем» [3].

В текстологическом анализе под фразой-зачином понимают такое высказывание автора, в котором в сжатом виде содержится основное содержание данного межфразового единства, под ремой - фразы, которые раскрывают содержание фразы-зачина, не добавляя новых существенных деталей, под темой внутри межфразо­вого единства - такие высказывания автора, которые добавляют новый смысловой объем этому единству.

В протоколах психотерапевтической консультации можно выделить своеобразные межфразовые единства, состоящие из реплик клиента и психотерапевта. Эти единства также имеют свои фразы-зачи­ны, в которых обозначается материал дальнейшего обсуждения, и тема-ремати- ческие последовательности, раскрывающие фразу-зачин.

Для обозначения межфразового единства в процессе психотерапевтической коммуникации мы предлагаем ввести термин «квант контакта», который и будет обозначать единицу анализа. Под «квантом контакта» мы понимаем завершенный, тематически целостный эпизод в «тексте» консультации.

Выделение этой особой единицы анализа позволяет описывать эмпирически процессы микродинамики личностных изменений. Теперь процесс коммуникации между клиентом и психотерапевтом можно представить как набор последовательно случающихся «квантов» взаимодействия, каждый из которых является завершенной смысловой единицей и несет в себе влияющий на психотерапию импульс.

Этот импульс в нашей модели имеет свою размерность, которая включает в себя следующие параметры:

•    время существования «кванта контакта»;

•    регистры переживания, задействованные в «кванте»;

•    последовательность типов переживаний и их сопряженность между собой;

•    жизненные миры, «посещенные» клиентом и терапевтом в «кванте»;

•    смысловая нагруженность «кванта контакта» в общей структуре консультации.

Пояснения к этим параметрам будут даны далее.

Теоретический уровень

Наша работа опирается на теорию жизненных миров, типологию переживаний и концепцию регистров сознания, разработанную в рамках психотехнической парадигмы [8].

Работая с понятием «изменение личности», мы будем использовать конструкцию жизненных миров. Вслед за Ф.Е. Василю­ком, под жизненным миром мы будем понимать систему взаимоотношений между внешним и внутренним пространствами индивида. Жизненный мир задается степенью сложности внутренней организации личности (континуум от внутренне простого к внутренне сложному) и качеством восприятия личностью внешнего мира (континуум от легкого к трудному). Кроме того, следует выделить значимую для понимания жизненного мира категорию «хроно­топ» - способ организации личностью восприятия пространства-времени (от «здесь и сейчас» до более сложных систем, где есть сложно соподчиненные прошлое, настоящее и будущее).

Ф.Е. Василюк описывает четыре жизненных мира: инфантильный, реалистический, ценностный и творческий. Данные жизненные миры образованы путем комбинирования внутренней простотой/слож- ностью и внешней легкостью/трудностью. Мы будем опираться на описания этих жизненных миров при работе с каждым конкретным состоянием «личности контакта».

Следует понимать, что жизненные миры не ограничены обозначенными выше четырьмя; скорее, эти четыре мира есть вехи, между которыми располагаются всевозможные состояния личности.

Каждый «квант контакта» мы будем оценивать с точки зрения его тяготения к тому или иному жизненному миру. Имеется в виду, что мы можем определить, в каком коммуникативном пространстве протекало взаимодействие между клиентом и терапевтом, предполагая, что это пространство играет существенную роль в деле микро­динамики личностных изменений.

Типология переживаний используется следующим образом. Предполагается, что каждый «квант контакта» включает в себя последовательно сменяемые типы переживаний. Таким образом, каждое высказывание может быть оценено с точки зрения присутствия в нем различных типов переживаний. Безусловно, внутри «кванта контакта» мы можем иметь дело с разными способами переживания - как на полюсе клиента, так и на полюсе терапевта. Поскольку процесс переживания носит динамический характер, мы будем рассматривать сопряжения типов переживания между высказываниями клиента и терапевта внутри каждого «кванта» и выявлять общую связанность реплик по данному параметру.

Ф.Е. Василюк выделяет четыре уровня протекания переживаний: сознавание, переживание, рефлексию и бессознательное переживание. Каждый из этих уровней переживания является уникальным способом осуществления работы переживания и может сосуществовать с другими типами в рамках одной реплики. Кроме того, необходимо отметить отсутствие иерархической структуры типов переживания [2].

Регистры переживания - одна из центральных для нашего анализа категорий. В нашем понимании регистры описывают степень удаленности восприятия и протекания переживания от процесса развертки замысла контакта «здесь и сейчас». Таким образом, регистры задают последовательный ряд шагов, которые совершает субъект для вхождения в контакт со своим переживанием. Чем более удалено переживание от настоящего момента (например, воспоминания детства, в которые погружается клиент, находясь в трансовом состоянии), тем больший регистр присваивается его состоянию. Так же как и с типами переживаний, последовательность высказываний будет иметь динамическую оценку по параметру регистров.

Методологический уровень

Завершает наш обзор подготовительной части исследования микродинамики ряд замечаний о тех понятиях, которые объясняют замысел работы на методологическом уровне.

Концептуальным ядром исследования является психотехнический подход. Его основные положения в исследовании реализуются посредством нескольких понятий: «со-творение», «личность контакта», «резонанс». В них, на наш взгляд, максимально полно выражается субъект-субъектный подход, являющийся значимой частью психотехнической парадигмы.

Описание каждого из понятий и взаимосвязей между ними заслуживает отдельной статьи. Здесь же мы дадим лишь краткие дефиниции и определим влияние этих понятий на исследование.

«Со-творение» является синтетической категорией, описывающей благоприятный процесс личностных изменений с участием Другого. Мы понимаем со-творение как соединение паттернов (повторяющихся процессов) с творчеством (процессами новизны). В тексте психотерапевтического сеанса процесс со-творения возникает посредством объявления авторской позиции «личности контакта», которая может быть проявлена при определенном балансе, соотношении тем и рем, творческого и повторного. Со-авторство клиента и терапевта переходит на более высокий качественный уровень тогда, когда каждый из них вступает в со-творяющие отношения.

«Психотерапевтическим творчеством» обозначается процесс привнесения безусловной новизны, примеривания новых состояний, выявления новых аспектов реальности, создания новых психотехник и т. д. Психотерапия (как и любой другой процесс), перенасыщенная творческим началом, рискует превратиться в хаотичный процесс. Одним из отличий творчества от процесса со-творения является направленность творческого процесса на самого автора - он производит новизну для себя, при со-творении же новизна творится с Другим и для Другого, т. е. наличествует ориентация на внешний мир (в пределе - ориентация на замысел жизни). Другим отличительным свойством творчества от сотворения является ориентация на конечный результат, в то время как под со-творением понимается еще и ориентация на нескончаемый процесс.

Под «паттерном», повтором, будет пониматься вторая компонента со-творения - жесткая, связывающая структура, основное назначение которой - формирование опоры, основы, скелета реализации замысла жизни. Если психотерапевтический процесс перенасыщается повторами, устоявшимися паттернами, циклами, он имеет тенденцию к омертвению, застыванию, остановке в развитии. Паттерн и творчество противопоставлены на одном иерархическом уровне, в то время как со-творение становится синтезом структуры и новизны.

Понятию «личность контакта» определение дано ранее.

«Резонанс» - категория, которая используется нами для обозначения условий изменений личности, происходящих в контакте с Другим. На техническом уровне резонанс проявляется как совпадение регистров переживания клиента и терапевта, как пребывание в одном жизненном мире, как совпадение типа переживания обсуждаемой темы. Чем ближе все названные компоненты попарно у клиента и терапевта, тем большую амплитуду, целительное воздействие имеет резонанс. Терапевтический смысл резонанса может пониматься следующим образом. Когда двое находятся в резонансном взаимодействии, им нет необходимости тратить энергию на сопоставление и соотнесение себя с Другим, в резонансе «я» и «ты» взаимно усиливают друг друга, становясь единой личностью контакта, со-творяющей замысел жизни «здесь и теперь». На практике приближение к резонансу может быть выражено в «чтении мыслей», договаривании фраз друг за друга, одновременно выражаемых сходных эмоциях и т. д.

Модель микродинамики личностных
изменений

Используя математический аппарат, разработанный Н. Рашевским при описании эффекта подражательного поведения для социальной группы индивидов [5], мы выстраиваем математическую модель ми­кродинамики личностных изменений. Эта модель является реализацией всех сформулированных в статье положений и отвечает на вопрос, каким образом происходит микродинамика личностных изменений в ситуации психотерапии. Квинтэссенцией модели стала система уравнений, описывающих процессы, протекающие в трех расположенных последовательно «квантах контакта» [6]. Решением этой системы уравнений является определение величины импульса «кванта контакта». Эта величина содержит в себе «вес кванта» по параметрам: «жизненный мир», «регистр переживания», «уровень переживания», а также «скорость» приближения кванта к положению резонанса. В итоге последовательного решения системы уравнений создается своеобразный портрет консультации, описывающий динамику изменений «личности контакта».

Данный график иллюстрирует динамику изменений величины импульса «кванта контакта» в течение одной двадцатиминутной консультации. Можно увидеть, в какие моменты процесс консультации был наиболее интенсивен, а в какие процесс приближался к состоянию фоновых изменений. График следует читать так: чем дальше от нуля отстоит график, тем более интенсивно протекала консультация.

Полученные результаты требуют экспертной проверки и верификации. Тем не менее уже сейчас можно прогнозировать, что сформулированная модель будет полезна для оценки эффективности протекания психотерапевтического процесса, а также для более взвешенного выстраивания психотерапевтической стратегии внутри практики психологического консультирования.

 

[†] Хотя возможен и другой - траекторный подход. Траектория до соударения частиц - это аналог анамнеза клиента (и терапевта).

Литература

  1. Василюк  Ф.ЕПсихология  переживания. М., 1984.
  2. Василюк Ф.Е. Психотехника переживания: Учебное пособие. М., 1991.
  3. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М., 2004.
  4. Капра Ф. Паутина жизни: Новое научное понимание живых систем. М., 2003.
  5. Математические методы в современной буржуазной социологии: Сборник статей. М., 1966.
  6. Математическое моделирование социальных процессов: Материалы I Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения – 2004». Вып. 7. М., 2005.
  7. Минделл А., Минделл Э. Вскачь, задом наперед: Процессуальная работа в теории и практике. М., 1999.
  8. Московский психотерапевтический журнал. 1992. №1.
  9. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. М., 2000.
  10. Холл К.С., Линдсей Г. Теория личности. М., 2000.

Информация об авторах

Шведовский Олег Вячеславович, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры индивидуальной и групповой психотерапии , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Москва, Россия, e-mail: oleg@neformalno.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2197
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 744
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7