Психологическая наука и образование
2011. Том 16. № 1. С. 113–119
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Индивидуальные достоинства как предикторы качества жизни младших школьников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: субъективное качество жизни, индивидуальные достоинства младших школьников
Рубрика издания: Инклюзивное образование
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Волчегорская Е.Ю. Индивидуальные достоинства как предикторы качества жизни младших школьников // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 1. С. 113–119.
Полный текст
Качество жизни - чрезвычайно широкое и многоаспектное понятие, которое вошло в научный оборот в 60-е годы ХХ века и активно рассматривается в настоящее время специалистами самых разных областей науки. Многоуровневая проблема качества жизни базируется на синтезе двух подходов к осмыслению жизни - «объективном» и «субъективном», что во многом определяет плюрализм мнений по этой проблеме в современной научной литературе.
«Объективный» подход предполагает оценку качества жизни через систему объективных показателей, включающих социальные индикаторы (здоровье, образование и обучение, занятость и качество трудовой жизни, время и отдых, доступность товаров и услуг, физическое окружение) и ряд информационных показателей, необходимых для оценки качества жизни, но не являющихся, по мнению экспертов, его непосредственными характеристиками (показатели национального дохода, объем и виды социального обслуживания; расходы на личное потребление населения, плотность населения и др.).
«Объективный» подход, обладая рядом достоинств, тем не менее, не дает возможность получить информацию, как сам человек оценивает собственную жизнь [5]. Очень часто «хорошие» жизненные условия сталкиваются с негативной индивидуальной оценкой, и наоборот [3]. По мнению представителей «субъективного» подхода, этот недостаток компенсируется, если исследовать качество жизни через призму сознания субъекта. Поэтому в противовес объективным критериям, определяемым социально-экономическим потенциалом общества, в качестве субъективных показателей благополучия человека выступают степень удовлетворения индивидуальных потребностей, самочувствие, удовлетворенность жизнью, счастье. В свою очередь, в структуре субъективного качества жизни выделяют два компонента: аффективный и когнитивный. Если когнитивная оценка состоит в оценивании своей жизни путем сравнения с жизненными условиями других людей, то аффективная оценка предполагает эмоциональное восприятие личностью собственного существования. Эта эмоциональная оценка качества жизни определяется четырьмя составляющими - физическим, психическим, социальным и духовным функционированием индивида [1, с. 16].
В последние десятилетия проблема субъективного качества жизни все чаще становится предметом многочисленных исследований. Это вызвано острой необходимостью в определении, что же служит основанием для внутреннего ощущения удовлетворенности жизнью, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в ее основе, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия. В центре внимания исследователей оказываются шесть личностных копинг-стратегий, помогающих сохранению физического и психического здоровья, повышающих качество жизни человека:
1) позитивное отношение к себе и своей прошлой жизни;
2) наличие целей и занятий, придающих жизни смысл;
3) способность выполнять требования повседневной жизни;
4) чувство непрекращающегося развития и самореализации;
5) отношения с другими людьми, пронизанные заботой и доверием;
6) способность следовать собственным убеждениям [6].
Необходимость развертывания специальных исследований, выявляющих составляющие субъективного благополучия человека, стала одним из аргументов в пользу выделения отдельного направления психологии - позитивной. Именно позитивная психология с самого зарождения (конец 90-х годов XX века) провозгласила своей задачей изучение путей и возможностей достижения человеком хорошей и достойной жизни (M. Argule, М. Csikszentmihalyi, E. Diener, M. Seligman). В основе позитивной психологии лежит концепция «аутентичного счастья» американского ученого М. Селигмана, впервые предложившего рассматривать формирование позитивной оценки удовлетворенности жизнью в связи с развитием наиболее сильных сторон человеческой личности - позитивных личностных черт, объединяемых понятием «индивидуальные достоинства» [4]. Понятие «достоинство» выражает отношение человека к жизни, ее смыслу и ценностям; оно является чрезвычайно глубоким и емким, имеющим вполне конкретное этическое измерение и содержание. В структуре индивидуальных достоинств, представляющей собой своеобразную совокупность положительных качеств индивида, представлены когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, выявление которых строится на самооценке собственных качеств, способностей, мировоззрения. Исследования М. Селигмана также впервые выявили особую значимость изучения профиля субъективного благополучия в детском возрасте, что позволит усовершенствовать процессы социализации личности, разработать более совершенные способы психокоррекции дисгармоничных состояний ребенка.
В научной литературе вопрос о личностных предикторах качества жизни поднимался лишь в связи с исследованием больных детей. Несмотря на тщательно проведенный поиск литературных источников, нам не удалось найти работ, в которых рассматривалась бы взаимосвязь личностных характеристик здоровых детей с показателями их удовлетворенностью жизни. Представленная работа направлена на решение этой актуальной проблемы, так как позволяет выявить взаимосвязь между развитием этических ценностей детей и показателями их физического, эмоционального, социального и школьного благополучия.
Методика
В исследовании приняли участие 154 ученика третьих классов школ г. Челябинска в возрасте 9-10 лет. В качестве инструмента исследования субъективного качества жизни детей был выбран опросник Pediatric Quality of Life Inventory (PedsQL™4.0.), апробированный в мультицентровых исследованиях с участием нескольких стран (США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Китая) и зарекомендовавший себя как простой, надежный, чувствительный метод изучения качества жизни детей различного возраста [6]. Процедура лингвистической ратификации и валидации русской версии проведена в Межнациональном центре исследования качества жизни под руководством проф. А. А. Новика [2]. Преимущества использованного инструмента - наличие хороших психометрических свойств; простота и удобство в заполнении, статистической обработке и интерпретации результатов; применимость для обследования детей широкого возрастного диапазона. Опросник состоит из 23 вопросов, объединенных в шкалы по принципу четырех основных компонентов благополучия ребенка: физическое благополучие (8 вопросов), эмоциональное благополучие (5 вопросов), социальное благополучие (5 вопросов) и школьное благополучие (5 вопросов). Применялся вариант опросника для детей 8-12 лет. Ответы на вопросы представлены в порядковых показателях шкал ликертовского типа. Количество баллов по шкалам опросника может варьировать от 0 до 100. 100-балльная оценка соответствует наилучшему качеству жизни, 0 баллов - наихудшему. Результаты представляются по каждой из четырех шкал. Балльные оценки физического, эмоционального, коммуникативного и школьного благополучия используются для расчета усредненного (общего) показателя качества жизни по этим четырем шкалам.
В качестве инструмента исследования индивидуальных достоинств младших школьников нами был выбран опросник «Оценка достоинств ребенка» [4, с. 301316]. Он состоит из 48 вопросов, дающих возможность оценить 24 личностных качества, объединенных в шесть групп:
• мудрость и знание (любознательность, любовь к знаниям, открытость к новому, оригинальность, умение общаться, умение видеть перспективу);
• мужество (храбрость, упорство, цельность характера);
• гуманизм и любовь (доброта, умение любить и быть любимым);
• справедливость (коллективизм, справедливость, лидерские качества);
• умеренность (самоконтроль, благоразумие, смирение и скромность);
• трансцендентность или духовность (эстетическое чувство, благодарность, надежда, вера, способность прощать, юмор, энтузиазм).
Количество баллов по каждому личностному качеству может варьировать от 0 до 10. Чем выше итоговая величина, тем более выражено конкретное (индивидуальное) достоинство ребенка.
Дети, находясь в классе, письменно отвечали на вопросы двух опросников, заполнению которых предшествовала вводная инструкция. Время работы не ограничивалось. Раздаточные листы учащиеся заполняли самостоятельно. Статистическая обработка проводилась с помощью пакета прикладных программ SPSS for Windows, версия 13.0. Полученные данные были обработаны при помощи дескриптивных методов и представлены в виде средней арифметической и ее стандартной ошибки (M±m). Для выявления взаимосвязей между исследуемыми показателями применялся корреляционный анализ. Проверка статистических гипотез осуществлялась при критическом уровне значимости p=0.05.
Результаты
В ходе исследования нами были получены результаты самооценки качества жизни младших школьников (табл. 1).
Результаты самооценки сформирован- ности личностных качеств младших школьников представлены в табл. 2.
Для изучения характера взаимосвязей между индивидуальными достоинствами младших школьников и показателями субъективного качества жизни детей нами был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены в табл. 3.
Таблица 1
Средние показатели самооценки качества жизни младших школьников
№ п/п |
Шкалы |
Баллы (M± m); п=154 |
1 |
Физическое благополучие |
81.6±15.8 |
2 |
Эмоциональное благополучие |
68.9±18.8 |
3 |
Социальное благополучие |
81.4±16.8 |
4 |
Школьное благополучие |
74.9±18.1 |
5 |
Общий показатель качества жизни |
77.0±12.7 |
Таблица 2
Средние показатели самооценки индивидуальных достоинств (л=154)
№ п/п |
Личностные качества |
Баллы (M± m) |
№ п/п |
Личностные качества |
Баллы (M± m) |
1 |
Любознательность |
7.37±2.3 |
13 |
Справедливость |
7.70±2.2 |
2 |
Любовь к знаниям |
7.10±2.0 |
14 |
Лидерские качества |
5.76±2.5 |
3 |
Открытость к новому |
7.11±2.0 |
15 |
Самоконтроль |
5.43±1.9 |
4 |
Оригинальность |
8.18±2.1 |
16 |
Благоразумие |
7.69±1.8 |
5 |
Умение общаться |
7.75±1.8 |
17 |
Смирение |
5.64±1.8 |
6 |
Умение видеть перспективу |
7.48±2.1 |
18 |
Эстетическое чувство |
7.38±2.3 |
7 |
Храбрость |
7.71±2.0 |
19 |
Благодарность |
6.91±1.6 |
8 |
Упорство |
7.77±2.1 |
20 |
Надежда |
8.89±1.6 |
9 |
Цельность характера |
6.44±2.1 |
21 |
Вера |
8.32±1.8 |
10 |
Доброта |
8.14±1.7 |
22 |
Способность прощать |
7.28±2.5 |
11 |
Любовь |
8.57±2.0 |
23 |
Юмор |
8.10±2.1 |
12 |
Коллективизм |
8.26±1.8 |
24 |
Энтузиазм |
8.60±1.9 |
Таблица 3
Зависимость показателей качества жизни и индивидуальных достоинств личности младших школьников (rs; л=154)
№ п/п |
Личностные качества, показатели качества жизни |
Физическое благополучие |
Эмоциональное благополучие |
Социальное благополучие |
Школьное благополучие |
Общее качество жизни |
1 |
Любознательность |
|
|
|
|
|
2 |
Любовь к знаниям |
|
|
0.20* |
0.25** |
0.22** |
3 |
Открытость к новому |
|
|
|
|
|
4 |
Оригинальность |
|
|
|
|
|
5 |
Умение общаться |
|
|
0.18* |
|
|
6 |
Видение перспективы |
|
|
|
|
|
7 |
Храбрость |
|
|
|
|
|
8 |
Упорство |
|
|
|
0.20* |
|
9 |
Цельность характера |
|
|
|
|
|
10 |
Доброта |
|
|
0.23** |
|
0.21* |
11 |
Любовь |
|
|
|
|
|
12 |
Коллективизм |
|
|
|
|
|
13 |
Справедливость |
|
|
|
|
0.16* |
14 |
Лидерские качества |
|
|
0.16* |
|
|
15 |
Самоконтроль |
|
|
|
|
|
16 |
Благоразумие |
|
|
|
0.19* |
|
17 |
Смирение |
-0.20* |
|
|
|
-0.19* |
18 |
Эстетическое чувство |
|
|
|
|
|
19 |
Благодарность |
|
|
|
|
|
20 |
Надежда |
|
|
0.22** |
|
|
21 |
Вера |
|
|
19* |
|
|
22 |
Способность прощать |
|
0.19* |
0.25** |
|
0.21** |
23 |
Юмор |
|
|
0.23** |
|
|
24 |
Энтузиазм |
|
0.25** |
0.29** |
0.20* |
0.29** |
Примечание: * p≤0.05; ** p≤0.01.
Обсуждение результатов
Опросник качества жизни младших школьников позволил выявить, что выше всего дети оценили уровень своего физического (81.6±15.8) и социального благополучия (81.4±16.8). Наименьшие показатели были выявлены по шкале эмоциональное функционирование (68.9 ± 18.8).
Опросник «Оценка достоинств ребенка» позволил выявить, что младшие школьники наиболее высоко оценивают такие свои качества:
• с оптимизмом и надеждой смотреть в будущее (8.89±1.6 балла);
• искренне любить и принимать любовь в ответ, ощущая важность отношений с близкими им людьми (8.57±2.0 балла);
• умение полностью отдаваться своему занятию, заражая своей увлеченностью окружающих (8.60±1.9 балла).
Ученики начальных классов значительно ниже оценили способность контролировать свои чувства, хранить самообладание в трудные минуты и удерживать под контролем желания, потребности и порывы (5.43±1.9 балла), свою скромность и смирение (5.64±1.8 балла), а также стремление к лидерству и поддержке добрых отношений с одноклассниками (5.76± ± 2.5 балла).
Какие же личностные достоинства учащихся начальных классов в наибольшей степени связаны с их ощущением физического, эмоционального, социального и школьного благополучия?
Исследование выявило только одну (причем отрицательную) корреляцию между показателем физического благополучия младших школьников и результатами их самооценки личностных достоинств: чем менее выражено у ребенка смирение (р<0.05), чем больше он стремится к признанию у окружающих своих побед и успехов, тем выше показатели его физического здоровья.
Полученные данные продемонстрировали положительную корреляцию между уровнем эмоционального благополучия младших школьников и их способностью прощать и проявлять милосердие (р<0.05). Еще более тесная связь выявлена между показателем эмоционального здоровья и умением ребенка с энтузиазмом и увлеченно отдаваться любому делу (р<0.01). Следует отметить, что данный показатель прямо коррелирует со всеми показателями качества жизни, включая социальное (р<0.01), школьное (р<0.05), психологическое (р<0.01) и общее (р<0.01) благополучие ребенка.
Что касается социального функционирования, то оно (вполне естественно) зависит от степени сформированности у детей умения общаться (р<0.05), от их доброты (р<0.01) и лидерских качеств (р<0.05). Вместе с тем, коммуникативное благополучие ребенка связано с его способностью смотреть на жизнь с оптимизмом (р<0.01) и некоторой долей юмора (р<0.01). Хорошо чувствуют себя в коллективе сверстников также дети, которым нравится узнавать что-то новое (р<0.05), признающие уникальность каждого человека (р<0.05) и способные легко простить чужие ошибки (р<0.01).
Что касается отношения к школе как важного составляющего субъективного благополучия учащихся начальных классов, хорошо чувствуют себя в условиях школьного окружения благоразумные, упорные и трудолюбивые дети, тянущиеся к знаниям и с энтузиазмом идущие в школу (р<0.05-0.01).
Наконец, изучение характера взаимосвязей между индивидуальными достоинствами младшего школьника и интегральным показателем его качества жизни позволило сделать вывод, что любовь к знаниям, энтузиазм и увлеченность, доброта, справедливость и великодушие, а также стремление к признанию своих успехов являются залогом благополучия личности ребенка (р<0.05-0.01).
Выводы
1. Результаты проведенного исследования позволяют рассматривать представления ребенка об индивидуальных достоинствах его личности как важную основу для самооценки качества жизни младшего школьника.
2. Наиболее выраженная зависимость показателей качества жизни от достоинств личности младшего школьника касается эмоционального, социального и школьного благополучия.
3. Показатель физического функционирования является составляющим качества жизни, в наименьшей степени зависящим от личностных достоинств детей; при этом единственным достоверным предиктором физического благополучия младшего школьника является «смирение», которое отрицательно коррелирует с показателем физического здоровья ребенка.
Литература
- Гордеев В. И., Александрович Ю. С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QОL) – новый инструмент оценки развития детей. СПб., 2001.
- Новик А. А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. М., 2002.
- Рейзема Я. В. Качество жизни и общественное благо // Образ жизни в условиях перестройки: Динамика, тенденции, противоречия / Под ред. А. А. Возьмитель. М., 1992.
- Селигман М. Позитивная психология. М., 2006.
- Diener E. Measuring Quality Of Life: economic, social and subjective indicators // Social Indicators Research. 1997. № 40.
- Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journ. of Personality and Social Psychology. 1995. № 69.
- Varni J. W., Seid M., Kurtin P. S. The PedsQL™ 4.0: Reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory™ Version 4.0 Generic Core Scales in healthy and patient populations // Med Care. 2001. №
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2364
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 1107
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0