Психологическая наука и образование
2011. Том 16. № 1. С. 113–119
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Индивидуальные достоинства как предикторы качества жизни младших школьников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: субъективное качество жизни, индивидуальные достоинства младших школьников
Рубрика издания: Инклюзивное образование
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Волчегорская Е.Ю. Индивидуальные достоинства как предикторы качества жизни младших школьников // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 1. С. 113–119.
Фрагмент статьи
Качество жизни – чрезвычайно широкое и многоаспектное понятие, которое вошло в научный оборот в 60-е годы ХХ века и активно рассматривается в настоящее время специалистами самых разных областей науки. Многоуровневая проблема качества жизни базируется на синтезе двух подходов к осмыслению жизни – «объективном» и «субъективном», что во многом определяет плюрализм мнений по этой проблеме в современной научной литературе. «Объективный» подход предполагает оценку качества жизни через систему объективных показателей, включающих социальные индикаторы (здоровье, образование и обучение, занятость и качество трудовой жизни, время и отдых, доступность товаров и услуг, физическое окружение) и ряд информационных показателей, необходимых для оценки качества жизни, но не являющихся, по мнению экспертов, его непосредственными характеристиками (показатели национального дохода, объем и виды социального обслуживания; расходы на личное потребление населения, плотность населения и др.). «Объективный» подход, обладая рядом достоинств, тем не менее, не дает возможность получить информацию, как сам человек оценивает собственную жизнь [5]. Очень часто «хорошие» жизненные условия сталкиваются с негативной индивидуальной оценкой, и наоборот [3]. По мнению представителей «субъективного» подхода, этот недостаток компенсируется, если исследовать качество жизни через призму сознания субъекта. Поэтому в противовес объективным критериям, определяемым социально-экономическим потенциалом общества, в качестве субъективных показателей благополучия человека выступают степень удовлетворения индивидуальных потребностей, самочувствие, удовлетворенность жизнью, счастье. В свою очередь, в структуре субъективного качества жизни выделяют два компонента: аффективный и когнитивный. Если когнитивная оценка состоит в оценивании своей жизни путем сравнения с жизненными условиями других людей, то аффективная оценка предполагает эмоциональное восприятие личностью собственного существования. Эта эмоциональная оценка качества жиз- ни определяется четырьмя составляющими – физическим, психическим, социальным и духовным функционированием ин- дивида [1, с. 16].
<...>
Литература
- Гордеев В. И., Александрович Ю. С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QОL) – новый инструмент оценки развития детей. СПб., 2001.
- Новик А. А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. М., 2002.
- Рейзема Я. В. Качество жизни и общественное благо // Образ жизни в условиях перестройки: Динамика, тенденции, противоречия / Под ред. А. А. Возьмитель. М., 1992.
- Селигман М. Позитивная психология. М., 2006.
- Diener E. Measuring Quality Of Life: economic, social and subjective indicators // Social Indicators Research. 1997. № 40.
- Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journ. of Personality and Social Psychology. 1995. № 69.
- Varni J. W., Seid M., Kurtin P. S. The PedsQL™ 4.0: Reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory™ Version 4.0 Generic Core Scales in healthy and patient populations // Med Care. 2001. №
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2245
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1061
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0