Выявление особенностей скрытой одаренности путем сравнения прямой и косвенной оценки способностей

1224

Аннотация

Статья посвящена проблеме адекватного восприятия одаренности педагогами. Отмечается, что оценка учителями способностей школьников искажается под воздействием ряда факторов, что приводит к феномену «скрытой одаренности». Представлены результаты эмпирического исследования, цель которого - выявление особенностей педагогической оценки одаренности. Материалы получены на выборке в 342 учащихся гуманитарно-педагогического лицея № 14 г. Ижевска, с 1-го по 9-й классы (от 7 до 14 лет). Работа проводилась с 10.2001 по 01.2002. Основными методами исследования стали: экспертная оценка, тестирование, наблюдение. Показано: ученик с выраженными способностями оценивается учителями как явно одаренный: а) при гармоничной структуре способностей во всех сферах, б) когда его поведение соответствует стереотипу, в) при наличии ярких коммуникативных качеств, общей подвижности и энергичности, что подтвердило гипотезу о симптомокомплексе признаков, опосредующих восприятие одаренности.

Общая информация

Ключевые слова: скрытая одаренность, явная одаренность, искажения восприятия одаренности

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Белых С.Л., Бокинова М.Ф. Выявление особенностей скрытой одаренности путем сравнения прямой и косвенной оценки способностей // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 1. С. 66–74.

Литература

  1. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
  2. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. 2000. № 5.
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
  4. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997.
  5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 2000.
  6. Психология одаренности: от теории к практике // Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000.
  7. Рабочая концепция одаренности / Научн. ред. В.Д. Шадриков. М., 1998.
  8. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000

Информация об авторах

Белых Светлана Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра педагогики и психологии эсктремальных ситуаций, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5642-1988, e-mail: belih@bk.ru

Бокинова М.Ф., учитель музыки лицея № 14, музыкальный руководитель детского сада № 247, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2857
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1224
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1