Взаимосвязь ценностей и представлений о деловой этике у разных поколений россиян

803

Аннотация

Представлены результаты исследования, направленного на выявление взаимосвязи между ценностями и представлениями о деловой этике у раз¬ных поколений россиян. Предполагалось, что существуют различия во вза¬имосвязи между ценностями и представлениями о деловой этике у разных поколений россиян. Респондентами были 100 человек, половина из кото¬рых – представители взрослого поколения (33–72 года), а другая – предста-вители современной молодежи (19–28 лет). С помощью методики иссле¬дования ценностей культуры (Ш. Шварц) и методики «Этика делового вза¬имодействия» (Н.М. Лебедева) были выявлены межпоколенные различия в ценностных приоритетах, а также межпоколенные различия в представле¬ниях о деловой этике россиян. Также установлены и описаны взаимосвязи между ценностями и представлениями о деловой этике на общей выборке российских респондентов. Показано, что существуют различия во взаимос¬вязи между ценностями и представлениями о деловой этике у разных по-колений россиян.

Общая информация

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Федотова В.А., Голдырева В.А. Взаимосвязь ценностей и представлений о деловой этике у разных поколений россиян // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 1. С. 86–95.

Полный текст

Мы живем в мире, который постоянно на­ходится в развитии. Меняются ценности, уста­новки, представления о материальных благах и т. д. Трансформации подвергается и россий­ский рынок труда, происходит его омоложе­ние, общество предъявляет свои требования к работникам тех или иных компаний и ор­ганизаций. Поскольку в российских органи­зациях, как правило, коллектив представлен людьми разных возрастов, часть конфликтов и разногласий может возникать на почве раз­личий в представлениях о том, как «нужно» вести дела или, иными словами, ввиду разли­чий в представлениях о деловой этике. Про­тиворечия могут касаться различий во взгля­дах на отношения между полами, отношения к женщине-руководителю, к правилам, ин­струкциям и т. д. На характер этих различий может влиять несколько факторов, в том чис­ле и изменение культурных ориентаций рос­сийского населения. Социализация молодого поколения проходила в условиях новой Рос­сии, и различиями в ценностях можно объяс­нить различия в представлениях о деловой этике у представителей разных поколений россиян.

В различных науках ученые не раз зада­вались вопросом, что такое культура. Суще­ствует огромное количество ее определений, каждое из которых характеризует ту или иную сторону этого сложнейшего, многомерного и комплексного понятия. В данной работе мы будем опираться на определение, данное американским ученым Дэвидом Мацумото:

«Культура представляет собой динами­ческую систему правил, эксплицитных и им­плицитных, установленных группами с це­лью обеспечить свое выживание, включая установки, ценности, представления, нормы и модели поведения, общие для группы, но реализуемые различным образом каждым специфическим объединением внутри груп­пы, передаваемые из поколения в поколе­ние, относительно устойчивые, но способ­ные изменяться во времени» [3, c. 40].

Определение Мацумото в наибольшей степени касается представлений, установок и ценностей. Культура реализуется через ценности, которые в свою очередь являются основой любой ее разновидности. Ценности – это осознанное или неосознанное, характер­ное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое опреде­ляет выбор целей (индивидуальных или груп­повых) с учетом возможных средств и спосо­бов действия [7].

На сегодняшний день существует боль­шое количество теоретико-методологических подходов к измерению ценностей (Ш. Швар­ца, Ф. Тромпенаарса и Ч. Хампден-Тернера, Г. Хофстеда, К. Клакхона и Ф. Стродбек, Э. Холла и др.) Но в данной работе исполь­зуется способ измерения ценностей, пред­ложенный Ш. Шварцем. Здесь мы будем ак­центировать внимание только на ценностях индивидуального уровня, поскольку в каче­стве единицы анализа выступает личность, а не социальная группа или институт. Шварц сгруппировал отдельные ценности в блоки, разделяющие общую цель, и дал этим типам ценностей определения, основанные на их главной цели: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универса­лизм, заботливость, традиции, конформизм, безопасность. Позже он создал теорию дина­мических отношений между ценностными ти­пами, согласно которой все ценности органи­зованы в ценностно-мотивационные оппози­ции, расположившиеся на двух биполярных осях: открытость к изменениям (ценности са­мостоятельности, стимуляции и гедонизма) – сохранение (безопасность, конформность и традиция) и самоутверждение (власть, до­стижение, гедонизм) – самопреодоление (универсализм и благожелательность). Да­лее перейдем к рассмотрению теоретико­методологических подходов к определению деловой этики.

Стоит отметить, что в последние два де­сятилетия этика бизнеса как сфера научно­практического знания вызывает крайний ин­терес. Деловое сообщество не только осо­знает этические проблемы, но и придает им большое значение. Что представляет из себя деловая этика? По мнению Р. Льюиса – это набор стандартов, правил, кодов и принци­пов, которые являются основой честности и морального поведения в деловых отношени­ях [2]. Ю. Петрунин определяет ее как «при­менение этических принципов к деловым си­туациям». Л. Нэш считает, что этика бизне­са не является набором простых определен­ных моральных стандартов, а представля­ет собой инструмент решения и анализа про­блем, которые встают перед человеком, зани­мающимся бизнесом [4; 5]. В литературе де­ловая этика определяется также как дисци­плина, изучающая взаимодействие бизнеса и этики, индивидуальную и корпоративную де­ловую деятельность «с особым вниманием к ее моральной адекватности» [6], конкретное применение норм морали в деловой полити­ке, институтах и поведении [9]. Она «предпо­лагает формальную и идентифицируемую де­ятельность, осуществляемую между индиви­дами, организациями или прочими экономи­ческими субъектами, которая связана с биз­несом и включает явно выраженную взаимо­связь с этическими (т. е. моральными) норма­ми и/или их приложение» [8].

Как мы уже отметили, этике деловых от­ношений последнее время уделяется боль­шое внимание. Но отечественных разработок и учебников по данной проблематике недоста­точно, и они не отвечают требованиям прак­тического характера. Деловая этика препод­носится в виде моральных норм и поучений. Много внимания уделяется этикету, а не дело­вой этике или этике деловых отношений в це­лом. На практике ощущается недостаток ис­следований научного характера, тем более ис­следований, затрагивающих аспект психоло­гического отношения к деловому взаимодей­ствию. Проблема заключается в том, что на се­годняшний день практически отсутствуют на­учные исследования, подтверждающие нали­чие / отсутствие межпоколенных различий в представлениях о деловой этике, хотя иссле­дования, подтверждающие межпоколенные различия в ценностях, существуют [1]. С точки зрения этого аспекта подобное исследование крайне актуально. В данной статье продемон­стрированы результаты специального иссле­дования, направленного на выявление межпо­коленных различий в представлениях о дело­вой этике и установление взаимосвязи между ценностями и представлениями. Итак, целью исследования является выявление взаимосвя­зи между ценностями и представлениями о де­ловой этике у разных поколений россиян.

Общая гипотеза исследования: суще­ствуют различия во взаимосвязи между цен­ностями и представлениями о деловой этике у разных поколений россиян.

Частные гипотезы:

  • существуют различия в ценностях раз­ных поколений россиян;
  • существуют различия в представлениях об этике делового взаимодействия у разных поколений россиян;
  • существует взаимосвязь между ценно­стями и представлениями о деловой этике у разных поколений россиян.

Выборка, метод и применяемые методики

Участники исследования. В качестве ре­спондентов в данном исследовании выступа­ли 100 человек. В исследовании принимали участие представители взрослого поколения и молодежи России (табл. 1) – представите­ли молодого (19–28 лет) и взрослого поколе­ний (33–72 года). В качестве основного метода исследова­ния был использован опрос (анкетирование), проводимый с помощью следующего инстру­ментария: методика исследования ценностей культуры (Ш. Шварц) и методика «Этика де­лового взаимодействия» (Н.М. Лебедева). Первая методика представляет собой спи­сок из 57 ценностей, важность каждой из ко­торых оценивается респондентом по 7-балль­ной шкале. При обработке результатов под­считывались баллы по каждому из выделен­ных 10 блоков ценностей индивидуального уровня (безопасность, конформность, тради­ция, благожелательность, универсализм, са­мостоятельность, стимуляция, гедонизм, до­стижение, власть). Каждая переменная рас­считывалась как средняя арифметическая ценностей, входящих в блок в соответствии с ключом. Были рассчитаны также значения четырех ценностных оппозиций: сохранение/ консерватизм (рассчитывается как среднее арифметическое блоков ценностей безопас­ность, конформность, традиция), открытость изменениям (рассчитывается как среднее арифметическое блоков ценностей самосто­ятельность, стимуляция), самопреодоление (рассчитывается как среднее арифметиче­ское блоков ценностей благожелательность, универсализм), самоутверждение (рассчи­тывается как среднее арифметическое бло­ков ценностей гедонизм, достижение, власть).

Вторая методика представляет собой опросник, состоящий из 25 утверждений, к каждому из которых предлагается пять вари­антов ответов, где 1 соответствует ответу «совсем не типично», а 5 – «очень типично». Этот блок вопросов направлен на выявление у ре­спондентов культурно-специфических осо­бенностей делового взаимодействия.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного па­кета SPSS 17.0. Для исследования взаимо­связи культурных ценностей с представлени­ями о деловой этике и установления межпо­коленных различий использовались методы математико-статистической обработки: ме­тод сравнения средних значений с исполь­зованием t-критерия Стьюдента, корреляци­онного анализа по методу Спирмена, фак­торного анализа по методу главных компо­нент, множественного регрессионного ана­лиза (метод stepwise). Для оценки нормаль­ности распределения использовался также критерий Колмогорова-Смирнова; для выяв­ления значимых различий между показате­лями в группах применялся Z-критерий Кол­могорова–Смирнова для независимых выбо­рок; для определения внутренней согласо­ванности психологических оценок вычислял­ся коэффициент Кронбаха. Для вычисления и анализа показателей центра распределения культурных ценностей и представлений о де­ловой этике использовались методы описа­тельной статистики: медиана, среднее ариф­метическое, стандартное отклонение.

Результаты исследования Межпоколенные различия ценностей индивидуального уровня. Описательные статистики и межпоколенные различия цен­ностей индивидуального уровня по t-критерию Стьюдента приведены в табл. 2.

На индивидуальном уровне выявились Результаты факторного анализа пред­различия по блокам ценностей «благожела-ставлений о деловой этике. Чтобы иметь тельность» и «самостоятельность». Таким представление о факторах, лежащих в осно­образом, первая частная гипотеза о наличии ве представлений о деловой этике, был про­межпоколенных различий в ценностных ори-веден факторный анализ по методу глав­ентациях подтвердилась: значимость цен-ных компонент при обработке данных опрос­ностей блока «благожелательность» оказа-ника «Этика делового взаимодействия». лась выше у взрослых респондентов, а бло-В результате было получено 5 факторов ка «самостоятельность» у молодежи. (табл. 3). На индивидуальном уровне выявились Результаты факторного анализа пред­различия по блокам ценностей «благожела-ставлений о деловой этике. Чтобы иметь тельность» и «самостоятельность». Таким представление о факторах, лежащих в осно­образом, первая частная гипотеза о наличии ве представлений о деловой этике, был про­межпоколенных различий в ценностных ори-веден факторный анализ по методу глав­ентациях подтвердилась: значимость цен-ных компонент при обработке данных опрос­ностей блока «благожелательность» оказа-ника «Этика делового взаимодействия». лась выше у взрослых респондентов, а бло-В результате было получено 5 факторов ка «самостоятельность» у молодежи. (табл. 3).

Показатели α-Кронбаха по всем выделен­ным факторам имеют высокие значения, сле­довательно, переменные, вошедшие в факто­ры, согласованы между собой и образован­ные ими шкалы валидны.

Описательные статистики и межпоколен­ные различия в факторах представлений о деловой этике по критерию Колмогорова­Смирнова представлены в табл. 5.

Между группами молодых и взрослых ре­спондентов имеют место значимые различия по факторам «деловая предприимчивость», «ориентация на командную работу», «пре­небрежение к делу, ориентация на связи» и «прямолинейность в делах». У молодых пред­ставителей россиян средние значения по дан­ным параметрам имеют более высокие значе­ния.

Взаимосвязь ценностей и представле­ний о деловой этике. Для проверки третьей частной гипотезы был проведен корреляцион­ный анализ по методу Спирмена (табл. 6).

Для выявления различий во взаимосвязи между ценностями и представлениями о де­ловой этике у разных поколений россиян был использован множественный регрессион­ный анализ. В таблицах 7 и 8 представлены результаты исследования взаимосвязи цен­ностных оппозиций (сохранение, самопреодо­ление, самоутверждение и открытость изме­нениям) с представлениями о деловой этике отдельно для каждого поколения.

У взрослых респондентов самопреодо­ление и сохранение положительно связаны с ориентацией на командную работу. На вы­борке молодых респондентов были выявлены положительные связи между прямолинейно­стью в делах и самопреодолением, между со­хранением и неразборчивостью в средствах.

Обсуждение результатов

Выявлены межпоколенные различия в ценностных приоритетах на индивидуальном уровне. Молодые респонденты более само­стоятельны в выборе действий, исследова­тельской активности, более независимы. Для взрослых респондентов, в свою очередь, наи­более важными ценностями являются ценно­сти полезности, лояльности, честности, ответ­ственности и дружбы.

Между группами молодых и взрослых ре­спондентов наблюдаются значимые разли­чия по факторам «деловая предприимчи­вость», «ориентация на командную работу», «пренебрежение к делу, ориентация на свя­зи» и «прямолинейность в делах». Молодые респонденты более предприимчивы, прямо­линейны в делах, ориентированы на связи; стремятся к независимости, самостоятельно­сти, отличаются активной жизненной позици­ей и умением проявлять свои сильные сторо­ны, при этом могут вести себя некорректно по отношению к начальнику или партнеру по биз­несу.

В исследовании также были выявле­ны взаимосвязи между ценностно-мотива­ционными оппозициями и представления­ми об этике делового взаимодействия у раз­ных поколений россиян. Не было выявлено взаимосвязи между «открытостью измене­ниям» и представлениями о деловой этике у взрослого поколения респондентов. Зато эта ценностно-мотивационная оппозиция по­казала наибольшее количество связей у мо­лодых респондентов. Позитивная связь была найдена между «самоутверждением» и воз­можностью пустить заработанные деньги в рост у респондентов взрослого поколе­ния, в то время как та же самая ценностно­мотивационная оппозиция положительно связана с демонстрированием своей привле­кательности с помощью одежды у молодого поколения респондентов.

При анализе взаимосвязи между цен­ностно-мотивационными оппозициями и факторами представлений о деловой этике на общей выборке можно резюмировать, что «открытость изменениям» и «самоутвержде­ние» положительно связаны практически со всеми выделенными на общей выборке фак­торами, а именно «деловой предприимчиво­стью», «ориентацией на командную работу», «ориентацией на связи», «прямолинейностью в делах». Ценности «сохранение» и «само­преодоление» негативно связаны с представ­лениями о деловой этике.

При выявлении взаимосвязи между дву­мя вышеуказанными конструктами отдель­но для взрослых и молодежи выяснилось, что у взрослых респондентов ценности «сохра­нение» положительно связаны с «ориентаци­ей на командную работу». Данный блок цен­ностей предполагает безопасность, гармонию, стабильность, сдерживание действий, которые могут причинить вред другим, уважение обы­чаев и идей, существующих в культуре, в этой связи очевидна связь ценностей сохранения с ориентацией на командную работу. Умение ру­ководителя держать слово, уважительное от­ношение к подчиненным, ответственность каж­дого сотрудника за качество работы имеет по­ложительную взаимосвязь с ценностями сохра­нения у взрослого поколения россиян.

Выводы

1.      Существуют межпоколенные различия в ценностных приоритетах на индивидуаль­ном уровне. При этом у молодых респонден­тов сильнее выражена ценность «самосто­ятельность», а у взрослых «благожелатель­ность».

2.      Предположение о наличии межпоко­ленных различий в представлениях о дело­вой этике подтвердилось. С помощью фак­торного анализа выявлены значимые разли­чия между группами молодых и взрослых ре­спондентов по факторам «деловая предпри­имчивость», «ориентация на командную ра­боту», «пренебрежение к делу, ориентация на связи» и «прямолинейность в делах». У моло­дых представителей россиян средние значе­ния по данным параметрам имеют более вы­сокие значения.

3.      Выявлены взаимосвязи между ценностя­ми и представлениями о деловой этике на об­щей выборке российских респондентов. Были выявлены значимые позитивные связи между ценностями открытости изменениям и факто­рами «деловая предприимчивость» и «прямо­линейность в делах». Ценности самоутвержде­ния на общей выборке показали значимые по­ложительные корреляции между факторами «деловая предприимчивость» и «ориентация на связи». Ценности сохранения показали от­рицательные связи практически со всеми пятью факторами представлений о деловой этике.

4.      Существуют различия во взаимосвя­зи между ценностями и представлениями о деловой этике у разных поколений россиян. Ценностно-мотивационный блок «сохране­ние» положительно связан с «ориентацией на командную работу» у взрослых и отрицатель­но – с «пренебрежением к делу» (ориентаци­ей на связи) у молодежи.

5.      Ценности «открытости изменениям» у взрослых не связаны с представлениями о деловой этике. У молодежи ценность «откры­тость изменениям» отрицательно связана с фактором «неразборчивость в средствах» и положительно с представлениями о деловой этике, такими как «делать подарки людям, от которых зависит успех вашего дела, ка­рьеры и т. д.», «проявлять особое внимание к женщинам, участвующим в деловой встрече (комплименты и т. д.)», «продумывать план и стратегию деловой встречи».

Литература

  1. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культу­ры и развитие общества. М., 2007.
  2. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международ­ном бизнесе. От столкновения к взаимопонима­нию. М., 2001.
  3. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.
  4. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учебн. пособие. М., 2000.
  5. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А. Солоницына. Владиво­сток, 2005.
  6. Goodpaster K.E. Business ethics // Encyclopedic dictionary of business ethics. Cambridge (MA), 1997.
  7. Kluckhohn C. & Strodtbeck F. L. Variations in value orientations. Evanston, IL, 1961.
  8. Schwartz M.S., Weber J. A business ethics national index (BENI): Measuring business ethics activity around the world // Business a. society. L., 2006. V. 45. № 3.
  9. Velasquez M.G. Business ethics: Concepts and cases. Upper Saddle River (N.J.), 2006.

Информация об авторах

Федотова Вера Александровна, старший преподаватель департамента менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», аспирант кафедры психологии развития ПГНИУ, Пермь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2189-9791, e-mail: vera_goldyreva@mail.ru

Голдырева В.А., магистр психологии, преподаватель кафедры общего менеджмента факультета менеджмента, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Метрики

Просмотров

Всего: 4179
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 803
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0