Системный подход к созданию безопасной среды в образовательном учреждении

859

Аннотация

В статье рассматривается проблема создания безопасной среды в образовательном учреждении. Подчеркивается необходимость системного подхода к проблеме. Предлагается при решении этого вопроса рассматривать направления помощи не только детям, оказавшимся в центре событий, но и другим людям, которые, возможно, не соприкоснулись с травматическим событием близко. Вводится понятие кругов уязвимости и кругов поддержки. Рассматривается многоканальная модель преодоления стресса, позво- ляющая выбрать оптимальные способы помощи для каждого пострадавшего. На примере разбирается организация помощи лицам, пострадавшим в чрезвычайной ситуации. Подчеркивается необходимость профилактического обучения коллектива школы действиям в чрезвычайной ситуации.

Общая информация

Ключевые слова: безопасность образовательной среды, чрезвычайная ситуация, стресс, способы преодоления стресса, многомерная модель преодоления, круги уязвимости, круги поддержки, профилактика травматического стресса

Рубрика издания: Безопасность образовательной среды

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мошинская Л.Р., Шахам И. Системный подход к созданию безопасной среды в образовательном учреждении // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 29–36.

Фрагмент статьи

Создание безопасной среды в образовательном учреждении должно включать три этапа: профилактическую работу, действия во время чрезвычайного происшествия и работу с его последствиями. Отметим, что часто, говоря о чрезвычайной ситуации, имеют в виду такие события, как теракт, военные действия, пожар или землетрясение. Однако не будем забывать, что для ребенка травматической ситуацией может стать и ссора с товарищем и плохая оценка, и наказание, и травма, полученная на уроке физкультуры или труда. Кроме того, следует помнить, что пострадавших в результате того или иного происшествия в образовательном учреждении может быть больше, чем кажется на первый взгляд.

Литература

  1. Мириманова М. С., Мошинская Л. Р. Профи- лактика образовательной среды и психологи- ческая помощь дошкольникам в преодолении стрессовых ситуаций // Психология обучения (выйдет в 2014. № 1).
  2. Ayalon O. Community Oriented Preparation for Emergency: C.O.P.E // Journal of Death Education, 1979.
  3. Galliano S. & Lahad S. Manual for practice of CIPR , London: ICAS [Independent Counseling and Advisory Services], 2000.
  4. Garbarino J. Children in Danger: Coping with the Consequences of Community Violence, San Fran- cisco, Jossey-Bass, 1992.
  5. Hodgkinson P. & Shepherd M. The impact of dis- aster support work // Journal of Traumatic Stress. 1994. 7(4).
  6. Klingman A. Psychological and Educational Inter- vention in Disaster. Ministry of Education, Jerusa- lem, 1991. (In Hebrew).
  7. Lahad S. Evaluation of a Multimodal Programme to Strengthen the Coping of Children and Teachers under Stress of shelling. Columbia Pacific University PHD Dissertation, 1984.
  8. Lahad S. & Cohen E. Community Stress Preven- tion, Kiryat Shmona, 1993.
  9. Mitchell J. When disaster strikes...the critical in- cident stress debriefing process //Journal of Emer- gency Medical Services. 1985.
  10. Mitchell J. & Bray G. Emergency Services Stress. Englewood Clift. N.J.: Prentice Hall, 1990.
  11. Mitchell J. & Dyregrov A. Traumatic stress in dis- aster workers and emergency personnel // The Inter- national Handbook of Traumatic Stress Syndromes. New York: Plenum Press. 1993.
  12. Niv S. The Influence of a Psychoeducational Pre- ventive Program on Children’s Coping with Recur- rent Traumatic Events, PhD dissertation, Newport, 1996.
  13. Shacham Y. Stress Reactions and Activating Coping Resources. Newport, PhD. Dissertation, 1996.
  14. Shacham Y. Helping the Helpers: Cross-Cultur- al Program Using the ‘BASIC PH’ Model // The ‘BA- SIC PH’ Model of Coping and Resiliency: Theory, Resurch and Cross-Cultural Application. London, 2013.

Информация об авторах

Мошинская Л.Р., психолог, муниципальная психологическая служба г. Хайфа и Хайфского округа, Хайфа, Израиль

Шахам И., ведущий психолог, Израильский центр предупреждения стресса у населения, Хайфа, Израиль

Метрики

Просмотров

Всего: 2064
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 859
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3