Формирование когнитивного компонента отношения к профессиональной деятельности в процессе обучения

1484

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению формирования когнитивного компонента отношения к профессиональной деятельности в процессе обучения. Описаны компоненты отношения к профессиональной деятельности. Представлен когнитивный компонент через ПВК и оценку респондентами себя как профессионалов. В описываемом исследовании приняли участие 77 сотрудников таможенной службы ПК ДВФО в возрасте от 22 до 52 лет. Использованы метод семантического дифференциала, методика «Специализированные семантические дифференциалы для оценки работы, профессии и профессионала» В.П. Серкина. Для обработки результатов выбран метод семантических универсалий. Выявлены необходимые ПВК, субъективные представления о работе, профессии, профессионале через индивидуальные, морально-этические, организационные качества и качества социальной значимости и оценки. Выявлены в когнитивном компоненте отношения к профессиональной деятельности работников таможенной службы, доминирующие качества, направленные на социальную значимость и пользу обществу. Полученные данные могут способствовать индивидуальному и профессиональному развитию в процессе получения профессионального образования.

Общая информация

Ключевые слова: обучение, отношение к профессиональной деятельности, когнитивный компонент, работа , профессия, профессионал

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200206

Для цитаты: Корнилова Д.С. Формирование когнитивного компонента отношения к профессиональной деятельности в процессе обучения // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 2. С. 55–62. DOI: 10.17759/pse.2015200206

Фрагмент статьи

В данной статье более подробно остано­вимся на формировании когнитивного ком­понента отношения к профессиональной де­ятельности в процессе обучения сотрудников таможенной службы. Когнитивный компонент категории отношения к труду состоит из пси­хических процессов, связанных с познанием окружающего мира и самого себя, таких как: память, мышление, ощущение, восприятие, представление, воображение.

Литература

  1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной пси­хологии. М.: Академия, 1998. 320 с.
  2. Азаров Ю. Ф., Баландина Г. В. Комментарии к таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. М.: Норма, 2004. 896 с.
  3. Корнилова Д. С. Мотивация работников тамо­женной службы в кризисных ситуациях профес­сиональной деятельности // Сб. научных статей научно-практической конференции с междуна­родным участием «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятель­ности» (г. Владивосток, 20–21 апреля 2012 г.). Владивосток: Владивостокский государствен­ный медицинский университет, 2012. С. 170–177.
  4. Лапина Т. А. Управление отношением к труду в организации: автореф. дис. … канд. эконом. наук. Омск: ОмГУ, 2005. 25 с.
  5. Личность и профессионал: Труды Между­народной научно-практической конференции, 7–9 ноября 2007 года / Под ред. К. И. Воробьевой. Хабаровск: ДВГУПС, 2007. Т. 7. 254 с.
  6. Марин Е. Б., Калита В. В. Разработка и экс­пертная оценка частного семантического диф­ференциала (СД) «политическая партия» // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 3 (39). С. 53–60.
  7. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М.: Пчела, 2008. 378 с.
  8. Серкин В. П. О возможностях метода семанти­ческих универсалий Е.Ю. Артемьевой // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. М.: 2000. № 4. С. 74–79.
  9. Сокольская М. В. Психосемантический анализ отношения к профессии операторов – поездных диспетчеров // Психологическая наука и образо­вание. 2007. № 4.

 


Информация об авторах

Корнилова Дарья Сергеевна, cтарший преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин факультета общественного здоровья, Тихоокеанский государственный медицинский университет (ГБОУ ВПО ТГМУ МЗ РФ), Владивосток, Россия, e-mail: danyasergeevna@gmail.com