Психологическая наука и образование
2015. Том 20. № 5. С. 4
doi:10.17759/pse.2015200501
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Вступление
Общая информация
Рубрика издания: От редакции
Тип материала: редакторская заметка
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200501
Для цитаты: Климов А.А. Вступление // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 4. DOI: 10.17759/pse.2015200501
Полный текст
Обсуждая сегодня промежуточные итоги проекта модернизации педагогического образования в России, который стартовал два года назад по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации, хотелось бы остановиться на трех принципиально важных вещах.
Во-первых, в ходе реализации проекта нам удалось преодолеть, быть может, коренную проблему всего российского образования последних десятилетий. Дело в том, что существующие и во многом устаревшие программы подготовки педагогов стали сильно отставать от целей и задач самой системы общего образования, кардинально и стремительно обновляющейся в связи с принятием и внедрением таких амбициозных (в хорошем смысле слова) документов, как Профессиональный стандарт педагога и ФГОС общего образования.
Устраняя это противоречие, мы, в рамках проекта, разработали более 110 новых модулей основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров: все эти модули, по заключению экспертов, соответствуют требованиям профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования.
Разработанные участниками проекта инновационные программы прикладного и академического бакалавриата, профессиональной (педагогической) и исследовательской магистратуры не только создали условия для деятельностного, профессионально-ориентированного подхода в подготовке педагогов, перехода на модульный принцип обучения в вузах, но и позволили привлечь школы в качестве равноправных партнеров университетов в обучении будущих педагогов, повысить академическую мобильность студентов, создав гибкие образовательные траектории. Совершив такой прорыв в будущее, мы теперь ясно видим горизонты дальнейшего развития всей системы педагогического образования в России.
Во-вторых, очень важно то, что проект модернизации педагогического образования, по сути, стал проектом общенациональным. В его орбиту включились все категории педагогических работников – будь то школьный учитель, педагог дополнительного образования, воспитатель детского сада, профессор высшей школы. При этом речь идет как о педагогических вузах, так и о классических университетах.
Чрезвычайно широкой оказалась и география проекта. Его активными сторонниками стали десятки ведущих университетов нашей великой страны – от Калининграда на западе до Читы на востоке. Новые модули основных профессиональных образовательных программ сегодня апробируются в 13-ти вузах-участниках проекта и 32-х вузах-соисполнителях. В этой апробации принимают участие более 6000 студентов. Вот почему уже в самое ближайшее время мы ожидаем очень хороших, позитивных системных эффектов в деле подготовки педагогов во всех регионах Российской Федерации.
И наконец, несколько слов о будущем. Начиная с 2016 года, мы планируем масштабирование проекта модернизации педагогического образования. Здесь, как мне думается,– хорошее поле деятельности для недавно созданного Координационного совета по укрупненной группе специальностей и направлений «Образование и педагогические науки». На протяжении следующих трех, возможно, пяти лет Совету предстоит заняться еще более широким, адресным распространением лучших практик и кейсов проекта, разработкой и внедрением новых примерных образовательных программ, которые позволят университетам существенно перестроить подходы в системе обучения педагогов.
Не сомневаюсь в том, что новации обязательно дойдут до каждого университета, в котором готовят педагогов. Все вместе мы будем создавать такую ситуацию, когда процесс модернизации педагогического образования станет необратимым.
Александр КЛИМОВ, Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2572
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 591
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0