Психологическая наука и образование
2016. Том 21. № 1. С. 11–14
doi:10.17759/pse.2016210102
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей должна быть продолжена и после 2017 года
Общая информация
Рубрика издания: Государственная политика в области защиты прав детей: результаты и перспективы
Тип материала: краткое сообщение
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210102
Для цитаты: Драгункина З.Ф. Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей должна быть продолжена и после 2017 года // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 11–14. DOI: 10.17759/pse.2016210102
Полный текст
Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 1 июня 2012 года, убеждает, что ее принятие было шагом своевременным и правильным. В области детства накопилось немало проблем, в том числе острых. Страна просто не могла бы рассчитывать на практическую реализацию перспективных планов, долгосрочных стратегий развития, не создав условия, обеспечивающие формирование поколений, способных успешно решать связанные с этим задачи.
Координационный совет при Президенте Российской Федерации во главе с председателем Совета Федерации Валентиной Ивановной Матвиенко взялся за решение ключевых вопросов детствосбережения. Были созданы постоянные рабочие группы по шести основным направлениям Стратегии: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное детям и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети-участники реализации Стратегии. Сегодня можно с уверенностью говорить о продвижении вперед по всем направлениям Национальной стратегии действий.
Напомню, что ее принятию предшествовала длительная, кропотливая работа высококвалифицированных специалистов в сфере детства, демографии, семьи, образования. В ней учтены позиции, предложения федеральных и региональных органов государственной власти, общественных организаций, пожелания и мнения граждан. Благодаря этому, мы можем с полным правом заявить, что ни одна действительно значимая проблема в Стратегии не упущена, она нацелена на решение действительно важных вопросов государственной политики в области детства, семьи, демографии.
Считаю, что за почти четыре года нам удалось сформировать механизмы, обеспечивающие системность и результативность в осуществлении Стратегии.
У нас, в Совете Федерации, информация о реализации Национальной стратегии в регионах стала нормой в рамках «правительственного часа», в выступлениях губернаторов, председателей законодательных собраний. Достаточное внимание Стратегии, ее осуществлению уделяет Государственная Дума. Не остается без внимания, конкретных мер поддержки ни одно наше обращение в Администрацию Президента РФ.
Отлажены контакты с исполнительной властью. В заседаниях Координационного Совета всегда участвуют вице-премьеры Правительства России, руководители федеральных министерств, ведомств, главы субъектов Российской Федерации.
В своей деятельности мы исходим из того, что в задачи Координационного совета не входит опека министерств и ведомств, регионов по текущим вопросам реализации Стратегии. Такие вопросы они в состоянии решать самостоятельно. Предназначение Координационного совета – контроль над ходом практического осуществления Стратегии в масштабах всей страны, оценка результатов этой работы, разработка «дорожных карт» решения важнейших проблем. Исходя из этого, на рассмотрение Координационного совета выносятся ключевые вопросы Стратегии, по которым необходимо единство подходов и действий в центре и на местах. Как секретарь Координационного совета считаю такой подход единственно эффективным.
Кратко обозначу темы состоявшихся заседаний Координационного совета с момента его организации по настоящее время.
На первом заседании Координационного совета (22 ноября 2012 года) обсуждались ключевые проблемы в сфере детства, пути практической реализации Стратегии, механизмы деятельности Координационного совета.
Второе заседание (28 мая 2013 года) было посвящено демографической ситуации в стране, целям и задачам семейной политики Российского государства. Мы отметили, что меры активной государственной демографической политики дают ощутимые результаты. Впервые за последние двадцать лет прекратилась естественная убыль населения, увеличилась рождаемость, выросла численность многодетных семей. Следовательно, проводимая политика результативна, главное – повысить ее эффективность. На решение этой задачи был нацелен вынесенный на заседание общественный проект Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации. Координационный совет рекомендовал Министерству труда и социальной защиты России, которому было поручено подготовить Концепцию государственной семейной политики в Российской Федерации, учесть результаты состоявшейся дискуссии.
На третье заседание КС (27 ноября 2013 года) были вынесены вопросы профилактики социального сиротства, улучшения работы с социально неблагополучными семьями, совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в этой сфере. Обсуждение показало, что эти вопросы находятся в ведении целого ряда ведомств, что приводит, с одной стороны, к разнобою в подходах, а с другой – к параллелизму, дублированию. Не хватает ряда нормативных актов, ощущается дефицит квалифицированных кадров для органов опеки и попечительства. По итогам заседания подготовлены конкретные рекомендации, предложения министерствам, ведомствам, региональным органам власти.
Четвертое заседание КС (27 мая 2014 года), посвященное здоровьесбережению подростков, провел Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, поставивший первоочередные задачи в этой сфере. Подчеркивалось, что именно подростки являются интеллектуальным, трудовым, репродуктивным и оборонным потенциалом нашей страны. В таком ключе эта важная для национальной безопасности нашего государства тема ранее не обсуждалась.
На пятом заседании КС (25 ноября 2014 года) рассматривались вопросы разработки Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Особо отмечалась актуальность этой темы в связи с современными вызовами, включая экстремизм и терроризм.
Шестое заседание КС (26 мая 2015 года) было посвящено вопросам эффективного партнерства государства и общественных институтов, социально ориентированных НКО при реализации Нацстратегии. В ходе обсуждения, в частности, подчеркивалось, что в сфере своих компетенций НКО должны иметь все возможности становиться соисполнителями стратегических программ развития и государственных программ. Сегодня мы видим, какие широкие возможности открываются перед ними.
На седьмом заседании КС (17 ноября 2015 года) были вынесены вопросы формирования «детского бюджета» и развития социальной инфраструктуры детства как важнейших инструментов реализации Национальной стратегии действий. Напомню, что с 2013 года в федеральном бюджете отдельно формируется информация о средствах, направляемых на государственную поддержку семей с детьми – «детский бюджет». Это прямой результат работы нашего Координационного совета. При подготовке бюджета на этот год были предприняты большие усилия по сохранению финансирования принятых государством социальных обязательств, особенно в сфере интересов семьи и детей, такую четкую задачу поставил глава государства. И она была реализована.
Уровень и качество жизни юных россиян напрямую зависят от формирования благоприятной развивающей среды – это обеспечение безопасности на дорогах, в общественных местах, развитие различных детских учреждений, социальных НКО, создание безбарьерной среды для детей-инвалидов, производство высококачественных экологичных детских товаров. Во многом на решение этой многопрофильной задачи направлена Стратегия развития индустрии детских товаров до 2020 года. Впервые при активном участии Координационного совета вопросы экономики и промышленности детства стали неотъемлемой частью государственной политики в сфере семьи, материнства и детства.
Представленный краткий обзор деятельности Координационного совета наглядно свидетельствует об эффективности его работы. Решения совета основываются на региональном опыте и лучших региональных практиках. При этом в развитие Национальной стратегии действий в интересах детей по итогам заседаний принимаются и реализуются конкретные поручения Президента, утверждаются Правительством важнейшие документы. Среди них: Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года; Концепция развития дополнительного образования детей, изменения в Семейный кодекс; Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации; Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и другие.
Кроме того, отмечу, что одним из эффективных механизмов реализации Нацстратегии является ее научная составляющая. В материалах к заседаниям Координационного совета представлены результаты федеральных мониторингов положения детей, исследования, проводимые в федеральных и региональных университетах, научно-исследовательских институтах. Научные исследования во всех сферах позволяют выявить потребности современных детей, их ценности и социальные установки, готовность быть активными участниками реализации Стратегии. Этим вопросам мы посвятим предстоящее заседание Координационного совета в мае 2016 года.
Как сопредседатель Национальной родительской ассоциации, объединяющей активных родителей из 78 регионов страны, знаю, насколько заинтересованы родители, учителя, общественность в продолжении Национальной стратегии действий в интересах детей и после 2017 года, чтобы обеспечить преемственность действующего документа с учетом современных вызовов в сфере детства. Звучат предложения по популяризации и распространению накопленного положительного опыта по реализации Стратегии.
Какой быть Стратегия после 2017 года? Сейчас идут обсуждения вариантов ее продолжения. Принятые в рамках Нацстратегии Концепции и стратегии разработаны до 2025 года. Понятно, что их реализация определит основные направления работы на новом этапе развития Нацстратегии, так как все решения, принятые в развитие этого ключевого документа в интересах детей, должны быть исполнены. Кроме того, необходимо обеспечить ее взаимосвязь с другими стратегическими документами, определяющими приоритетные направления государственной политики, включающими в себя вопросы детства. Это в том числе: Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, приоритетные национальные проекты, соответствующие государственным, федеральным целевым и ведомственным программам, а также региональные стратегии (программы) действий в отношении детей.
Только в этом случае мы сможем сделать все наши города и веси, всю страну по-настоящему комфортной и доброжелательной по отношению к семье и детям.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2117
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 618
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1