Опыт включения интеллектуально одаренного ребенка с РАС в общеобразовательную школу: факторы риска и ресурсы развития

1083

Аннотация

Рассматривается случай поведенческого сопровождения обучения интеллектуально одаренного ребенка с расстройством аутистического спектра в общеобразовательной школе. Приводятся результаты применения метода прикладного анализа поведения, направленного на специальную работу по формированию универсальных общеучебных умений и навыков. Отмечается, что трудности ребенка, у которого в младшем школьном возрасте диагностирован синдром Аспергера, связаны с невозможностью эффективно обучаться в школе, несмотря на выраженные признаки интеллектуальной одаренности – такие мотивационные и инструментальные предпосылки, как высокий уровень познавательного интереса, вербально-логического и абстрактного мышления, обучаемости. Рассмотрены риски и сильные стороны коррекционно-развивающей работы «дважды особенного» ребенка по индивидуальному поведенческому плану. На основании полученных результатов показана возможность формирования навыков учебного поведения: учебно-деятельностных, учебно-коммуникативных, учебно-организационных. Обсуждается целесообразность дальнейшей поддержки «дважды особенного» ребенка на основе «комбинированного» подхода в отношении поддержки специальных образовательных потребностей.

Общая информация

Ключевые слова: дети с признаками интеллектуальной одаренности, «дважды особенные» дети, аутизм, прикладной анализ поведения, сопровождение детей с особыми образовательными потребностями

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210313

Для цитаты: Демина Е.В., Трубицына А.Н. Опыт включения интеллектуально одаренного ребенка с РАС в общеобразовательную школу: факторы риска и ресурсы развития // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 111–119. DOI: 10.17759/pse.2016210313

Фрагмент статьи

Проблема школьной неуспеваемости детей с высоким уровнем умственных способностей часто связывается с относительно низкой мотивацией такого ребенка к обучению, которое традиционно ориентировано на «среднего» ученика, а также с трудностями обучения в школе, типичными для одаренных детей из семей с низким социально-экономическим статусом.

Литература

  1. Богдашина О.Б. РАС: введение в проблему аутизма. Красноярск, КГПУ, 2012. 248 с.
  2. Кулемзина А.В. Одаренные дети как группа ри- ска по формированию невротического состояния // Сибирский психологический журнал. 2003.  №  18. C.  105–110.
  3. Морозов С.А. Современные подходы к коррекции детского аутизма. Обзор и комментарии. М.: Изд- во РБОО «Общество помощи аутичным детям “Добро”», 2010. 102 с.
  4. Ньюман Т.М.,  Браун  У.,  Макомбер  Д.,  Дойл  Н. и др.  «Лаборатория  Леонардо»:  образователь- ная программа для  академически  неуспеваю- щих детей с одаренностью в области визуально- пространственных способностей // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. C. 66–79.
  5. Щебланова Е.И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте: дисс. ... докт. психол. наук. М.: РГБ, 2006. 314 с.
  6. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школь- ники. М.; Обнинск: ИГ СОЦИН, 2008. 212 с.
  7. Юркевич В.С. Одаренные дети и интеллектуально- творческий потенциал общества // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. C. 74–86.
  8. Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тен- денции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. C. 99–108.
  9. Bailey J., Burch M. Ethics for Behavior Analysts. 2th Edition, Routledge. New York; London: Routledge, Tay- lor & Francis, 2011. 370 р.
  10. Cooper J.O., Heron. T.E., Heward W.L. Applied behavior analysis. Pearson: Merrill Prentice Hall, 2007. 240 р.
  11. Kohane I.S. An Autism Case History to Review the Systematic Analysis of Large-Scale Data to Refine the Diagnosis and Treatment of Neuropsychiatric Disorders // Biological Psychiatry. 2015. Vol. 77. Is. 1. P. 59–65.
  12. Ma H.H. A Comparison of The Relative Effective- ness of Different Kinds of Reinforcers: A PEM Approach. Taiwan: Department of Education, National Chengchi University, 2013. 260 р.
  13. Walsh M.B. The top 10 reasons children with au- tism deserve ABA // Behavior analysis in practice. 2011. Vol. 4. № 1. P. 72.
  14. Zachor D.A., Ben-Itzchak E., Rabinovich A.L. Change in autism core symptoms with intervention // Reseach in Autism Spectrum Disorders. 2007. Vol. 1. P.  304–317.

Информация об авторах

Демина Екатерина Викторовна, кандидат психологических наук, заведующая отделом психолого-педагогического сопровождения развития детской интеллектуальной одаренности, Региональный ресурсный центр по работе с одаренными детьми «Детский технопарк», ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», Новосибирск, Россия, e-mail: deminaev@mail.ru

Трубицына Анна Николаевна, исследователь Центра прикладного анализа поведения Института медицины и психологии, Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3702-4693, e-mail: atrubicyna@ngs.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4061
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1083
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0