Инклюзивное образование студентов с инвалидностью в региональном многопрофильном вузе на примере Череповецкого государственного университета

1142

Аннотация

Описывается региональный опыт образования студентов с инвалидностью в многопрофильном вузе. На основе анализа созданных в Череповецком государственном университете ресурсов и разработанного алгоритма сопровождения определяется их значение для развития практики высшего инклюзивного образования и возможность трансляции опыта на аналогичные образовательные среды. В качестве основных видов помощи студентам и преподавателям на всех этапах обучения и социализации инвалидов выступают реализуемые функционирующим на базе вуза Ресурсным центром поддержки обучающихся с ОВЗ и работающих с этой категорией лиц консалтинговые, образовательные, координационные и реабилитационные услуги. Предпринятый в статье анализ успехов и трудностей высшего образования инвалидов показывает, что объективно существует необходимость консолидации усилий вузовского сообщества с региональными общественными организациями, органами исполнительной власти субъекта, региональными и городскими учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты населения для поддержки молодых инвалидов.

Общая информация

Ключевые слова: высшее инклюзивное образование, студенты с инвалидностью, региональный опыт , ОВЗ

Рубрика издания: Лучшие региональные практики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220114

Для цитаты: Денисова О.А., Леханова О.Л. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью в региональном многопрофильном вузе на примере Череповецкого государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 119–129. DOI: 10.17759/pse.2017220114

Фрагмент статьи

В последние годы образовательное пространство России претерпело значительные изменения, во многом обусловленные необходимостью приведения существующей в стране законодательной базы в соответствие с мировыми стандартами и требованиями к обеспечению равных прав на образование особым категориям граждан [2; 3; 9; 11; 13].

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б. Higher professional psychological education on the basis of distance learning technologies: experience, problems, perspectives [Электронный ресурс] // Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии. 2014. Т. 12. № 1. С. 25–42. URL: https://psyjournals.ru/tatigkeitstheorie/2014/n1/ 75081.shtml (дата обращения: 24.02.2017).
  2. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136–145.
  3. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 5–16.
  4. Денисова О.А., Леханова О.Л. Опыт решения проблемы инклюзивного образования в региональном вузе // Специальное образование: материалы XI Международной научной конференции / Под общ. ред. В.Н. Скворцова, Л.М. Кобрина (отв. ред.). СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2015. С. 33–36.
  5. Денисова О.А., Леханова О.Л. Алгоритм психолого- педагогического и социального сопровождения образования лиц с инвалидностью в вузе: опыт проектирования и реализации // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. материалов международной  научно-практической  конференции/  Отв.  ред.  О.Ю.  Бухаренкова,  И.А.   Телина, Т.В. Тимохина. Орехово-Зуево: Редакционно- издательский отдел ГГТУ, 2016. С. 838– 849.
  6. Денисова О.А., Леханова О.Л. Высшее образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: проблемы и пути их решения в современной  России  // Особые дети в обществе: сб. научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов / Под ред. О.Г. Приходько, И.Л. Cоловьевой. Ставрополь: Ставролит,  2015. С. 48–52.
  7. Денисова О.А., Леханова О.Л. Методическое обеспечение практики высшего инклюзивного образования // Инклюзия в образовании. 2016. № 1 (1). С. 46–53.
  8. Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования  для  инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями  здоровья на 2016–2018 гг. (утв. Правительством РФ 23 мая 2016 г. № 3467п-П8) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой   портал    «ГАРАНТ. РУ». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71322384/#ixzz4ZcPd9upp (дата обращения: 24.02.2017).
  9. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 41–57.
  10. Постановление Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 года № 1098 «О государственной программе “Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014–2018 годы” (редакция   от   29.02.2016)   [Электронный   ресурс] // Департамент социальной защиты населения Вологодской области. URL: http://www.socium35.ru/ bank/gos_prog/ (дата обращения: 24.02.2017).
  11. РубцовВ.В.О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 87–93.
  12. Саитгалиева Г.Г. Организационные условия инклюзивного профессионального образования студентов с инвалидностью // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 8. С. 45–48.
  13. Саитгалиева Г.Г. Социальная инклюзия: инновация современного российского общества // Общественные науки. 2016. № 1. С. 333–341.

Информация об авторах

Денисова Ольга Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, директор Ресурсного учебно-методического центра, Кафедра дефектологического образования, Череповецкий государственный университет, директор Ресурсного учебно-методического центра Северо-За- падного федерального округа по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью на базе ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» (ФГБОУ ВО ЧГУ), Череповец, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0236-9181, e-mail: denisova@inbox.ru

Леханова Ольга Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологического образования, заместитель директора Ресурсного учебно-методического центра, Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0882-4632, e-mail: lehanovao@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2104
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1142
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1