Как российские школьники противостоят киберугрозам?

229

Аннотация

Рассматриваются особенности поведения российских школьников, сталкивающихся с новым социальным и психологическим феноменом — угрозами в цифровой среде. В фокусе внимания исследователей — способность и техническая готовность подростка противостоять киберугрозам. На подготовительном этапе исследования авторами проведен анализ российского и международного опыта изучения проблематики обеспечения подготовленности школьников к противостоянию киберугрозам, в том числе с учетом нового социального контекста, появление которого определено распространением коронавирусной инфекции. В качестве основного метода исследования использован социологический опрос на основе авторской анкеты, в котором осенью 2020 г. приняли участие подростки — обучающиеся 7—11 классов общеобразовательных школ из семи регионов России (N=5682). Материалы исследования обрабатывались с помощью математико-статистических программ SPSS и STATISTICA. В качестве основных результатов можно выделить диагностику уровня владения школьниками методами и средствами защиты личной информации, а также их способности противодействовать цифровым угрозам на уровне знаний и умений. Определена роль школы в формировании готовности школьников к реалиям современного цифрового мира. Выявлены типичные дефициты в цифровой компетентности школьников, прежде всего в сфере знания о типах рисков, связанных с использованием информационно-коммуникативных сетей. Делается вывод о принятии системных управленческих решений на разных уровнях системы образования, направленных на снижение киберрисков при использовании подростками социальных сетей и повышение качества развития цифровых компетенций в российских школах.

Общая информация

Ключевые слова: цифровизация детства, кибербезопасность, кибер-риски, киберугрозы, дети в интернете, цифровые навыки

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260404

Финансирование. Исследование выполнено в рамках исполнения государственного задания ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования коллектив Института управления образованием Российской академии образования.

Для цитаты: Скобельцина К.Н., Кузнецов А.Н., Бешенков С.А. Как российские школьники противостоят киберугрозам? // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 4. С. 43–53. DOI: 10.17759/pse.2021260404

Литература

  1. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Мониторинг социальных последствий информатизации: что изменилось в школе за три года? М.: Институт социологии образования РАО, 2008. 159 с.
  2. Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М. Подросток: виртуальная и социальная реальность // Труды по социологии образования. Т. VI. Вып. X. / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2001. 156 с.
  3. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Представления родителей об особенностях общения их ребенка с компьютером // Современное дошкольное образование. 2012. № 3. С. 30—34.
  4. Собкин В.С., Федотова А.В. Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 5—18. DOI:10.17759/pse.2019240201
  5. Собкин В.С., Федотова А.В. Сеть как пространство социализации современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 3. С. 119—137. DOI:10.17759/cpp.2019270308
  6. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_108808/ (дата обращения: 09.07.2021).
  7. Brittan T., Jahankhani H., McCarthy J. An Examination into the Effect of Early Education on Cyber Security Awareness Within the U.K. / In Jahankhani H. (ed.) // Cyber Criminology. Advanced Sciences and Technologies for Security Applications. Springer, Cham, 2018. DOI:10.1007/978-3-319-97181-0_14
  8. Cyberbulling as A   New   Form   of   a   Threat: A Physiological, Psychological and Medicinal Aspects / Mikhaylovsky M.N., Lopatkova I.V., Komarova N.M., Rueva E.O., Tereschuk K.S., Emelyanenkova A.V. [Электронный ресурс] // Electronic Journal of General Medicine. 2019. Vol. 16. № 6. DOI:10.29333/ ejgm/114268
  9. Cyberbullying Among Greek High School Adolescents / Gkiomisi A., Gkrizioti M., Gkiomisi A., Anastasilakis D., Kardaras P. // Indian J Pediatr. 2017. Vol. 84. № 5. P. 364—368. DOI:10.1007/s12098-016- 2256-2
  10. Cybersecurity Baseline, An Exploration, Which Permits to Delineate National Cybersecurity Strategy in Ecuador / Ron M., Rivera O., Fuertes W., Toulkeridis T., Díaz J. // In Rocha Á., Ferrás C., Paredes M. (eds.) Information Technology and Systems. Springer, Cham, 2019. DOI:10.1007/978-3-030-11890-7_79
  11. Dishkova M., Papancheva R. Estimation of Parents’ Opinion How the Time Spent in Front of a Screen for Learning Affects the Likelihood of Developing Cyber-Addiction in Children in Primary School // ICERI 2020 Proceedings (Online Conference, 9—10 November 2020). IATED Academy. 2020. P. 8925—8933. DOI:10.21125/iceri.2020
  12. Is Cyberbullying Related to Trait or State Anger? / Lonigro A., Schneider B., Laghi F., Baiocco R., Pallini S., Brunner T. // Child Psychiatry and Human Development. 2015. Vol. 46. № 3. P. 445—454. DOI:10.1007/s10578- 014-0484-0
  13. Kniffin K.M., Palacio D. Trash-Talking and Trolling // Human Nature. 2018. № 29. P. 353—369. DOI:10.1007/ s12110-018-9317-3
  14. Kuznetsov A., Skobeltsina K. Social Educational Infrastructure for Russian School Students: Baseline Study in Availability and Accessibility under Regular and Critical Conditions // INTED2021 Proceedings (Online Conference, 8-9 March 2021). IATED Academy. 2021. P. 8247—8251. DOI:10.21125/inted.2021.1676
  15. Legate N., Weinstein N., Przybylski A.K. Parenting Strategies and Adolescents’ Cyberbullying Behaviors: Evidence from a Preregistered Study of Parent—Child Dyads // J Youth Adolescence. 2019. Vol. 48. № 2. P. 399—409. DOI:10.1007/s10964-018-0962-y
  16. Nicolaidou I., Venizelou A. «Be Smart When Online!»: Kids Learn How to Protect Personal Data, Stop Cyber-Bullying and Avoid Hackers // ICERI2016 Proceedings (Seville, Spain, 14—16 November 2016). IATED Academy. 2016. P. 3374—3384. DOI:10.21125/ iceri.2016.1789
  17. Shutikova M., Beshenkov S. Digital Educational Environment and Media Education — Platforms for Transforming Education System // Медиаобразование. 2020. Том 60. № 4. С. 736—744. DOI:I0.i3i87/ me.2020.4.736
  18. Skobeltsina K.N., Kuznetsov A.N. Research on Public Satisfaction with Educational Infrastructure of Advanced Development Territories // Proceedings of the 9th International Conference for Science Educators and Teachers (Moscow, Russia, 4-5 April 2019). Atlantis Press. 2019. P. 36—41. DOI:10.2991/icdee-19.2019.7
  19. SMERF: Social Media, Ethics and Risk Framework / Mitchell I., Cockerton T., Hara S., Evans C. // In Jahankhani H. (ed.) Cyber Criminology. Advanced Sciences and Technologies for Security Applications. Springer, Cham, 2018. DOI:10.1007/978-3-319-97181-0_10
  20. Toward Digital Citizenship in Primary Schools: Leveraging on Our Enhanced Cyberwellness Framework / Lim W.Y., Tan C.M., Nizam M., Zhou W., Tan S.M. // In Chai C., Lim C., Tan C. (eds.) Future Learning in Primary Schools. Springer, Singapore. 2016. DOI:10.1007/978-981-287-579-2_7
  21. Utilizing Temporal Psycholinguistic Cues for Suicidal Intent Estimation / Mathur P., Sawhney R., Chopra S., Leekha M., Ratn Shah R. // In Jose J. et al. (eds.) Advances in Information Retrieval. Springer, Cham, 2020. DOI:10.1007/978-3-030-45442-5_33
  22. Yildiz Durak H. Cyber Human Values Displayed by University Students in Online Social Networking Sites: The Relationship of Cyber Human Values to Cyberbullying and Cyber Victimization Behaviors // INTED2019 Proceedings (Valencia, Spain, 11—13 March 2019). IATED Academy. 2019. P. 10035—10038. DOI:10.21125/inted.2019.2531

Информация об авторах

Скобельцина Ксения Николаевна, кандидат психологических наук, ученый секретарь, ведущий научный сотрудник Центра управления образовательными системами, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» (ФГБНУ ИУО РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0673-7620, e-mail: skobeltsina@iuorao.ru

Кузнецов Андрей Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научной работе, руководитель Центра управления образовательными системами,, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» (ФГБНУ ИУО РАО),, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1573-5491, e-mail: kuznetsov@iuorao.ru

Бешенков Сергей Александрович, доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра содержания и методов обучения, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» (ФГБНУ ИУО РАО),, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7225-5924, e-mail: srg57@mail.ru