Психологическая наука и образование
2021. Том 26. № 4. С. 43–53
doi:10.17759/pse.2021260404
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Как российские школьники противостоят киберугрозам?
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: цифровизация детства, кибербезопасность, кибер-риски, киберугрозы, дети в интернете, цифровые навыки
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260404
Финансирование. Исследование выполнено в рамках исполнения государственного задания ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования коллектив Института управления образованием Российской академии образования.
Для цитаты: Скобельцина К.Н., Кузнецов А.Н., Бешенков С.А. Как российские школьники противостоят киберугрозам? // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 4. С. 43–53. DOI: 10.17759/pse.2021260404
Литература
- Собкин В.С., Адамчук Д.В. Мониторинг социальных последствий информатизации: что изменилось в школе за три года? М.: Институт социологии образования РАО, 2008. 159 с.
- Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М. Подросток: виртуальная и социальная реальность // Труды по социологии образования. Т. VI. Вып. X. / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2001. 156 с.
- Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Представления родителей об особенностях общения их ребенка с компьютером // Современное дошкольное образование. 2012. № 3. С. 30—34.
- Собкин В.С., Федотова А.В. Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 5—18. DOI:10.17759/pse.2019240201
- Собкин В.С., Федотова А.В. Сеть как пространство социализации современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 3. С. 119—137. DOI:10.17759/cpp.2019270308
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_108808/ (дата обращения: 09.07.2021).
- Brittan T., Jahankhani H., McCarthy J. An Examination into the Effect of Early Education on Cyber Security Awareness Within the U.K. / In Jahankhani H. (ed.) // Cyber Criminology. Advanced Sciences and Technologies for Security Applications. Springer, Cham, 2018. DOI:10.1007/978-3-319-97181-0_14
- Cyberbulling as A New Form of a Threat: A Physiological, Psychological and Medicinal Aspects / Mikhaylovsky M.N., Lopatkova I.V., Komarova N.M., Rueva E.O., Tereschuk K.S., Emelyanenkova A.V. [Электронный ресурс] // Electronic Journal of General Medicine. 2019. Vol. 16. № 6. DOI:10.29333/ ejgm/114268
- Cyberbullying Among Greek High School Adolescents / Gkiomisi A., Gkrizioti M., Gkiomisi A., Anastasilakis D., Kardaras P. // Indian J Pediatr. 2017. Vol. 84. № 5. P. 364—368. DOI:10.1007/s12098-016- 2256-2
- Cybersecurity Baseline, An Exploration, Which Permits to Delineate National Cybersecurity Strategy in Ecuador / Ron M., Rivera O., Fuertes W., Toulkeridis T., Díaz J. // In Rocha Á., Ferrás C., Paredes M. (eds.) Information Technology and Systems. Springer, Cham, 2019. DOI:10.1007/978-3-030-11890-7_79
- Dishkova M., Papancheva R. Estimation of Parents’ Opinion How the Time Spent in Front of a Screen for Learning Affects the Likelihood of Developing Cyber-Addiction in Children in Primary School // ICERI 2020 Proceedings (Online Conference, 9—10 November 2020). IATED Academy. 2020. P. 8925—8933. DOI:10.21125/iceri.2020
- Is Cyberbullying Related to Trait or State Anger? / Lonigro A., Schneider B., Laghi F., Baiocco R., Pallini S., Brunner T. // Child Psychiatry and Human Development. 2015. Vol. 46. № 3. P. 445—454. DOI:10.1007/s10578- 014-0484-0
- Kniffin K.M., Palacio D. Trash-Talking and Trolling // Human Nature. 2018. № 29. P. 353—369. DOI:10.1007/ s12110-018-9317-3
- Kuznetsov A., Skobeltsina K. Social Educational Infrastructure for Russian School Students: Baseline Study in Availability and Accessibility under Regular and Critical Conditions // INTED2021 Proceedings (Online Conference, 8-9 March 2021). IATED Academy. 2021. P. 8247—8251. DOI:10.21125/inted.2021.1676
- Legate N., Weinstein N., Przybylski A.K. Parenting Strategies and Adolescents’ Cyberbullying Behaviors: Evidence from a Preregistered Study of Parent—Child Dyads // J Youth Adolescence. 2019. Vol. 48. № 2. P. 399—409. DOI:10.1007/s10964-018-0962-y
- Nicolaidou I., Venizelou A. «Be Smart When Online!»: Kids Learn How to Protect Personal Data, Stop Cyber-Bullying and Avoid Hackers // ICERI2016 Proceedings (Seville, Spain, 14—16 November 2016). IATED Academy. 2016. P. 3374—3384. DOI:10.21125/ iceri.2016.1789
- Shutikova M., Beshenkov S. Digital Educational Environment and Media Education — Platforms for Transforming Education System // Медиаобразование. 2020. Том 60. № 4. С. 736—744. DOI:I0.i3i87/ me.2020.4.736
- Skobeltsina K.N., Kuznetsov A.N. Research on Public Satisfaction with Educational Infrastructure of Advanced Development Territories // Proceedings of the 9th International Conference for Science Educators and Teachers (Moscow, Russia, 4-5 April 2019). Atlantis Press. 2019. P. 36—41. DOI:10.2991/icdee-19.2019.7
- SMERF: Social Media, Ethics and Risk Framework / Mitchell I., Cockerton T., Hara S., Evans C. // In Jahankhani H. (ed.) Cyber Criminology. Advanced Sciences and Technologies for Security Applications. Springer, Cham, 2018. DOI:10.1007/978-3-319-97181-0_10
- Toward Digital Citizenship in Primary Schools: Leveraging on Our Enhanced Cyberwellness Framework / Lim W.Y., Tan C.M., Nizam M., Zhou W., Tan S.M. // In Chai C., Lim C., Tan C. (eds.) Future Learning in Primary Schools. Springer, Singapore. 2016. DOI:10.1007/978-981-287-579-2_7
- Utilizing Temporal Psycholinguistic Cues for Suicidal Intent Estimation / Mathur P., Sawhney R., Chopra S., Leekha M., Ratn Shah R. // In Jose J. et al. (eds.) Advances in Information Retrieval. Springer, Cham, 2020. DOI:10.1007/978-3-030-45442-5_33
- Yildiz Durak H. Cyber Human Values Displayed by University Students in Online Social Networking Sites: The Relationship of Cyber Human Values to Cyberbullying and Cyber Victimization Behaviors // INTED2019 Proceedings (Valencia, Spain, 11—13 March 2019). IATED Academy. 2019. P. 10035—10038. DOI:10.21125/inted.2019.2531