Психологическая наука и образование
2021. Том 26. № 5. С. 4–5
doi:10.17759/pse.2021260500
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Предисловие выпускающего редактора
Общая информация
Тип материала: редакторская заметка
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260500
Для цитаты: Толстых Н.Н. Предисловие выпускающего редактора // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 5. С. 4–5. DOI: 10.17759/pse.2021260500
Полный текст
Тема данного выпуска журнала «Психологическая наука и образование» — учебная мотивация, к которой в последние годы наблюдается заметный рост внимания отечественных психологов. Современную ситуацию в этой исследовательской области характеризуют, с моей точки зрения, несколько моментов.
Первый — встраивание исследований учебной мотивации (как, впрочем, и многих других) в общемировой научный контекст. Это отличает ситуацию от той, которая была в послевоенный период активного изучения учебной мотивации советских школьников. Именно тогда проводилось изучение мотивов учения группой исследователей под руководством Л.И. Божович, инспирированное А.Н. Леонтьевым. Для дальнейших исследований, которые проводились во второй половине ХХ века и позже в нашей стране по данной проблематике, они имели огромное значение. Их опорой были господствовавшие в то время в отечественной психологии общетеоретические психологические концепции. Они подтверждали и отстаивали эти концепции, в частности, теорию учебной деятельности. Видимым результатом интеграции отечественных исследований учебной мотивации с зарубежными (прежде всего англоязычными) работами является появление многих новых терминов и понятий, описывающих различные феномены академической мотивации.
Второй момент — значительное расширение методического арсенала изучения учебной мотивации как за счет адаптации, создания русскоязычных версий зарубежных методик, так и путем разработки оригинального методического инструментария.
Третье обстоятельство, достойное упоминания, состоит в практико-ориентированности проводимых исследований, что, конечно, в целом отражает установки постнеклассической, постмодернистской психологии.
Наконец, важным сегодня является учет социального контекста, в котором протекает обучение детей, подростков, юношей. Так, кросс-исторические исследования показывают, что даже использование тех же дизайнов демонстрирует изменение учебных мотивов, если сравнивать современных школьников и тех, кто учился полвека и более назад. Совершенно новые краски внесли в феноменологию учебной мотивации пандемия COVID-19 и обусловленный ею вынужденный переход к дистанционному обучению школьников и студентов, с одной стороны, и с огромной скоростью нарастающая цифровизация, цифровая социализация подрастающего поколения — с другой. Эта изменившаяся и быстро трансформирующаяся реальность поставила перед практиками и исследователями целый ряд новых проблем, новых вызовов.
Все указанные моменты нашли свое отражение в статьях, публикуемых в данном выпуске журнала «Психологическая наука и образование».
Открывает номер статья признанных специалистов в области изучения академической мотивации Т.О. Гордеевой (НИУ ВШЭ, г. Москва) и О.А. Сычева (Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина, г. Бийск), в центре которой феномен самомотивации учебной деятельности, актуальность изучения которого отчетливо высветила ситуация пандемии и дистанционного обучения. Изучение разных стратегий самомотивации привело авторов к выводу о том, что они по-разному влияют не только на академическую успеваемость, каковая традиционно используется как мерило эффективности тех или иных учебных мотивов, но и на субъективное благополучие обучающихся, что, полагают авторы вслед за теми американскими исследователями, на работы которых они опираются, не менее, а, возможно, и более важно в процессе обучения.
Сложная структура учебной мотивации, взаимосвязанная с личностными особенностями, вовлеченностью и саморегуляцией, обусловливающая академическую успеваемость школьников, является предметом научного анализа в двух статьях сотрудников Психологического института РАО (г. Москва). Авторы Ю.А. Ишмуратова, А.М. Потанина, И.Н. Бондаренко и Т.Г. Фомина, Е.В. Филиппова, В.И. Моросанова, используя разные исследовательские дизайны, убедительно демонстрируют, как меняется вклад разных компонентов этой структуры и в учебную мотивацию, и в академическую успеваемость школьников в разные периоды школьного обучения.
В статье А.В. Стариковой (Сеченовский университет, г. Москва) представлено сравнительное исследование двух групп младших школьников, в разной степени увлекающихся гаджетами. Автор приходит к выводу о том, что младших школьников, чрезмерно увлекающихся компьютерными играми, характеризуют узконаправленные мотивационные предпочтения, которые тесно связаны с материальным и компьютерным миром; диапазон их досуговых интересов так же узок и сводится главным образом к игровой компьютерной деятельности, а отношение к школе таких детей имеет в основном отрицательный и избегающий характер.
Три статьи, включенные в данный тематический номер, посвящены разработке новых исследовательских инструментов для изучения и диагностики учебной мотивации школьников. Две из них — статьи И.В. Кулагиной с коллегами и Н.Н. Толстых с коллегами — были выполнены в рамках инициированного руководством МГППУ и профинансированного Университетом научно-исследовательского проекта «Разработка методического арсенала для диагностики учебной мотивации». Соответственно, в первой описана процедура разработки и психометрической проверки методики, направленной на изучение учебной мотивации младших школьников, а во второй — подростков и старшеклассников. Авторы третьей статьи из этого ряда — М.Г. Никитская (МГППУ, г. Москва) и И.Л. Угланова (НИУ ВШЭ, г. Москва) — описали процедуру создания русскоязычной версии опросника целей учебных достижений и изучения его функциональных возможностей.
Представляя эти «методические» статьи, а также обращая внимание читателей на те методы и методики, которые используются практически во всех статьях данного выпуска журнала, хочу подчеркнуть сформировавшееся в последние годы совершенно новое — значительно более строгое — понимание процедур разработки новых исследовательских инструментов (или адаптации имеющихся), процедур их психометрической проверки, валидизации, стандартизации. Все это расширяет диапазон и повышает качество эмпирических и экспериментальных исследований в области учебной мотивации.
Уверена, что к проблеме учебной мотивации журнал «Психологическая наука и образование» обратится еще не раз, поскольку мотивация является важнейшей составляющей учебной деятельности.
Толстых Н.Н., тематический редактор, доктор психологических наук, Московский государственный психолого-педагогический университет
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 355
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 111
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0