Вступительное слово тематического редактора

25

Общая информация

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Вступительное слово тематического редактора // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 4.

Фрагмент статьи

В завершающем 2021 год выпуске журнала представлены две традиционные рубрики — «Пси­хология образования» и «Психология развития». И тематическое приложение «Психология детства», редактором которого выступила доктор психологических наук, профессор Г.В. Семья.

Статьи, публикуемые в тематическом приложении, объединены тем, что в них представлены результаты исследований, проведенных в рамках государственного задания Министерства про­свещения Российской Федерации. В Плане Правительства Российской Федерации по реализации объявленного Президентом России Десятилетия детства (2018—2027 годы) заявлено, что наука се­годня является одним из главных механизмов определения направления и содержания социальной политики в сфере детства. На основе научных результатов должна определяться стратегия решения поставленных в Плане Правительства задач.

Полный текст

Вступительное слово тематического редактора

В завершающем 2021 год выпуске журнала представлены две традиционные рубрики — «Пси­хология образования» и «Психология развития». И тематическое приложение «Психология детства», редактором которого выступила доктор психологических наук, профессор Г.В. Семья.

Статьи, публикуемые в тематическом приложении, объединены тем, что в них представлены результаты исследований, проведенных в рамках государственного задания Министерства про­свещения Российской Федерации. В Плане Правительства Российской Федерации по реализации объявленного Президентом России Десятилетия детства (2018—2027 годы) заявлено, что наука се­годня является одним из главных механизмов определения направления и содержания социальной политики в сфере детства. На основе научных результатов должна определяться стратегия решения поставленных в Плане Правительства задач.

Одна из них — разработка методологических оснований для формирования единого нацио­нального подхода к определению социальных (в том числе образовательных) практик с доказанной эффективностью — решается в исследовании, посвященном вопросам включения качественной ме­тодологии в движение доказательного обоснования практик в психологии и образовании, а в другом исследовании — его практическое применение в обучении одаренных детей и подростков.

Еще одна широкомасштабная задача, которая должна решаться на основе научных исследо­ваний, связана с целью государственной политики в рамках Десятилетия детства — обеспечение благополучия ребенка, которое определяют не только формальные домены со статистическими данными в индексе детского благополучия, но, в первую очередь, субъективное благополучие са­мих детей. Представленное исследование субъективного благополучия в ключевых сферах жизни ребенка — семья, школа, сверстники — позволяет выявить предикторы благополучия для двух це­левых групп детей 10-и и 12-и лет. Другое исследование, в котором приняли участие более 3,5 тысяч респондентов, доказывает, что проведение опросов среди детей является одним из обязательных условий формирования индекса благополучия.

Выявленные инвариантные и вариативные характеристики в социально-психологическом пор­трете эффективных замещающих матерей в исследовании, выполненном на выборке профессио­нальных приемных матерей, ложатся в основу психолого-педагогического и социально-правового обоснования вариативности психодиагностических процедур для обследования кандидатов в заме­щающие родители, которое станет обязательным для всех желающих принять в свою семью ребен­ка-сироту с 2022 года.

В тематическом приложении представлено направление исследований, получившее в научном мире название «Психология сиротства», в части научно-методической разработки системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях. В ста­тьях рубрики сделан глубокий анализ методологических подходов к оценке готовности и успешности воспитанников и выпускников, выявлены на основе интервью социальные установки выпускников детских (интернатных) учреждений в отношении будущего, определены актуальные проблемы со­циализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на основе анализа 452 кейсов жизненных сценариев выпускников 18—23 лет. Все эти исследования имеют общую цель — вооружить педагогов-психологов, социальных педагогов и других специалистов, ра­ботающих с данной категорией детей и молодых людей, современными знаниями и инструментари­ем, показать мишени работы в подготовке и сопровождении выпускников в самостоятельной жизни.

Надеюсь, что знакомство специалистов со статьями рубрики «Психология детства» позволит увидеть масштаб решаемых задач с помощью и на основании научных исследовании и взять в свою работу инновационные подходы и новые идеи для своих исследований в наступающем новом году.

Редактор тематического приложения «Психология детства»,

доктор психологических наук Г.В. Семья

Полный выпуск журнала, включая тематическое приложение, читайте на портале психологиче­ских изданий PsyJournals.ru (сетевой адрес — https://psyjournals.ru/psyedu).