Предисловие к тематическому выпуску «Развитие детской самостоятельности»

106

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Поливанова К.Н., Бочавер А.А. Предисловие к тематическому выпуску «Развитие детской самостоятельности» // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 3. С. 4–5.

Фрагмент статьи

Сегодняшний интерес общества и средств массовой информации к детскому развитию, серьезные требования к быстрой адаптации и детей, и взрослых в меняющихся условиях, расширение цифровых инструментов контроля за детьми, решающих задачу снижения родительской тревоги, рефлексия микрособытий внутри детско-родительских отношений и их последствий способствуют тому, что вокруг темы детской самостоятельности возникает сильный эмоциональный накал. Обыватель легко приводит примеры отсутствия навыков самообслуживания (чрезмерное ожидание помощи) и дефицитов саморегуляции (импульсивность, гневливость), безынициативности и безответственности, бесцельности и нежелания взрослеть у окружающих — как детей и подростков, так и молодежи — и в то же время охотно присоединяется к тренду на усиление родительского контроля, устанавливая видеокамеры и соответствующие приложения, приобретая «смарт-часы» и разными способами сужая пространство свободного действия ребенка, где можно было бы тренировать разнообразные навыки, связанные с самостоятельностью.

Современный образовательный дискурс все более ориентирован на непредметные результаты образования, качество образования все активнее оценивается с точки зрения психологического благополучия школьников и по тому, насколько внутри образования возможны проявления самостоятельности, в какой мере есть свобода самопредъявления, выбора, пробы. Говоря об образовании, мы фактически начинаем говорить о психологических аспектах жизни в системе образования, а годы этой жизни все удлиняются. Реалии современного детства существенно отличаются от привычных и описанных в трудах классиков отечественной психологии. Традиционно ребенок учился самостоятельности и ответственности в бытовых ситуациях, в нерегламентируемом общении со сверстниками, в посильном участии в труде. В дошкольном детстве, а это один из наиболее подробно изученных и описанных возрастов, игровая деятельность обеспечивала развитие произвольности, т.е. «овладение собственным поведением» (Л.С. Выготский), сегодня же пространство и количество игры дошкольников снижается, что, вероятно, снижает достигаемый к концу дошкольного возраста уровень поведенческой произвольности. Образовательная система ориентирована на привычные, десятилетиями не обсуждаемые «нормы возраста», которые вряд ли сегодня достижимы и адекватны социальной реальности; в то же время начинают развиваться целенаправленные практики развития и поддержки разных форм самостоятельности в образовательной среде как дошкольников, так и школьников.

Полный текст

Сегодняшний интерес общества и средств массовой информации к детскому развитию, серьезные требования к быстрой адаптации и детей, и взрослых в меняющихся условиях, расширение цифровых инструментов контроля за детьми, решающих задачу снижения родительской тревоги, рефлексия микрособытий внутри детско-родительских отношений и их последствий способствуют тому, что вокруг темы детской самостоятельности возникает сильный эмоциональный накал. Обыватель легко приводит примеры отсутствия навыков самообслуживания (чрезмерное ожидание помощи) и дефицитов саморегуляции (импульсивность, гневливость), безынициативности и безответственности, бесцельности и нежелания взрослеть у окружающих — как детей и подростков, так и молодежи — и в то же время охотно присоединяется к тренду на усиление родительского контроля, устанавливая видеокамеры и соответствующие приложения, приобретая «смарт-часы» и разными способами сужая пространство свободного действия ребенка, где можно было бы тренировать разнообразные навыки, связанные с самостоятельностью.

Современный образовательный дискурс все более ориентирован на непредметные результаты образования, качество образования все активнее оценивается с точки зрения психологического благополучия школьников и по тому, насколько внутри образования возможны проявления самостоятельности, в какой мере есть свобода самопредъявления, выбора, пробы. Говоря об образовании, мы фактически начинаем говорить о психологических аспектах жизни в системе образования, а годы этой жизни все удлиняются. Реалии современного детства существенно отличаются от привычных и описанных в трудах классиков отечественной психологии. Традиционно ребенок учился самостоятельности и ответственности в бытовых ситуациях, в нерегламентируемом общении со сверстниками, в посильном участии в труде. В дошкольном детстве, а это один из наиболее подробно изученных и описанных возрастов, игровая деятельность обеспечивала развитие произвольности, т.е. «овладение собственным поведением» (Л.С. Выготский), сегодня же пространство и количество игры дошкольников снижается, что, вероятно, снижает достигаемый к концу дошкольного возраста уровень поведенческой произвольности. Образовательная система ориентирована на привычные, десятилетиями не обсуждаемые «нормы возраста», которые вряд ли сегодня достижимы и адекватны социальной реальности; в то же время начинают развиваться целенаправленные практики развития и поддержки разных форм самостоятельности в образовательной среде как дошкольников, так и школьников.

Говоря о самостоятельности в современных условиях взросления, в ситуации меняющихся образовательных практик, трудно не заметить и появление новых зон и обстоятельств, обогащающих пространство развития современного ребенка или, по мнению обывателя, деформирующих его. Это и цифровизация образования и бытовой жизни, и появление социальных сетей; это и новые совместности детей и молодежи, инициативные практики, например, волонтерство, и многое другое. Такие изменения универсума современной жизни традиционно провоцируют стремление подчинить эти новации контролю и опеке. Продуктивно ли такое ограничение, да и возможно ли оно — это также вопросы, обогащающие научное поле, их необходимо обсуждать в исследовательском ключе, чтобы иметь внятные ответы на задаваемые социумом вопросы и тревоги.

Новая реальность ставит и новые исследовательские вопросы. Если традиционно для отечественной психологии в фокусе внимания были механизмы развития личностной самостоятельности, которые негласно понимались как универсальные, опосредованные преимущественно возрастными нормами, сегодня интерес смещается в сторону поведенческой автономии, т.е. к изучению тех действий, которые ребенок может совершать самостоятельно. В научный обиход все шире проникает термин «агентность», заимствованный из социологии и подразумевающий способность принятия ответственных решений и совершения самостоятельных действий. По Д.А. Леонтьеву, речь должна идти о преодолении детерминированности, внешнего управления действием, о восприятии себя как причины происходящих изменений.

Мы представляем тематическую подборку из 10 статей. Они с разных сторон обсуждают тему самостоятельности, конституируя предельно широкую рамку обсуждения тех реальностей, которые могут быть ассоциированы с собственным решением о действии, с самостоятельностью в ее самом широком понимании. Важным для нас было и обратить внимание на трансформацию представлений о самостоятельности в современных условиях.

Мы выносим в название тематического выпуска слово «самостоятельность», не пытаясь ограничить авторов сложившимися подходами, а скорее побуждая к операционализации интуитивно понятных, вызывающих эмоциональный резонанс вопросов и высвечивая исследовательские вопросы, актуальные для современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи. Готовя к публикации этот выпуск, мы видели свою задачу в том, чтобы вызвать интерес читателей к переосмыслению, рефлексии условий развития самостоятельности в разном ее понимании в современных условиях, и в том, чтобы предоставить по возможности широкую панораму исследований самостоятельности в современных реалиях жизни и обучения.

Тематические редакторы:

доктор психологических наук, профессор К.Н. Поливанова

кандидат психологических наук А.А. Бочавер

Информация об авторах

Поливанова Катерина Николаевна, доктор психологических наук, директор, научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» Институт образования, центр исследований современного детства, профессор, кафедра возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета Психология образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7058-1232, e-mail: kpolivanova@mail.ru

Бочавер Александра Алексеевна, кандидат психологических наук, директор, старший научный сотрудник Центра исследований современного детства Института Образования, Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6131-5602, e-mail: a-bochaver@yandex.ru