Экспериментальная психология
2021. Том 14. № 4. С. 108–122
doi:10.17759/exppsy.2021140406
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Модель взаимосвязи исполнительных функций, осознанной саморегуляции и успешности обучения русскому языку в средней школе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: осознанная саморегуляция, исполнительные функции, языковые компетенции, русский язык
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140406
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № № 17-29-09094.
Получена: 19.03.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Модель взаимосвязи исполнительных функций, осознанной саморегуляции и успешности обучения русскому языку в средней школе // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 4. С. 108–122. DOI: 10.17759/exppsy.2021140406
Литература
- Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции как психологической системы: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 2016. 57 с.
- Божович Е.Д. Структура, динамика и механизмы развития языковой компетенции школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. Том 5. № 5. URL: http:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Bozhovich.shtml (дата обращения 20.01.2021).
- Бондаренко И.Н., Потанина А.М., Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как ресурс успешности по русскому языку у школьников с различным уровнем интеллекта // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. №. 1. С. 63—78. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130105
- Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Регуляторные, когнитивные и личностные предикторы успешности овладения русским языком у учеников с различным уровнем осознанной саморегуляции // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 1. С. 109— 129. DOI: 10.28995/2073-6398-2020-1-109-129
- Моросанова В.И. Развитие ресурсного подхода к исследованию осознанной саморегуляции достижения целей и саморазвития человека // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. М, СПб.: Нестор-История, 2020. С. 11—36.
- Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика осознанной саморегуляции учебной деятельности: новая версия опросника ССУД-М // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. № 2. С. 27—38.
- Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Вклад исполнительных функций и осознанной саморегуляции в успешность по русскому языку в средней школе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 4. С. 54—66.
- Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ованесбекова М.Л. Возрастная специфика взаимосвязи, осознанной саморегуляции, академической мотивации и личностных особенностей учащихся // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Том 10. № 3. С. 34—45.
- Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция учебной деятельности в системе когнитивных и личностных предикторов математической успешности старшеклассников // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. С. 106—133.
- Allen L.K., Snow E.L., McNamara D.S. The narrative waltz: The role of flexibility in writing proficiency // Journal of Educational Psychology. Vol. 108. № 7. P. 911—924. http://dx.doi.org/10.1037/ edu0000109
- Bandura A., Barbaranelli C., Caprara G.V., Pastorelli C. Bandura A. et al. Self-efficacy beliefs as shapers of children’s aspirations and career trajectories // Child development. Vol. 72. № 1. P. 187—206. https://doi.org/10.1111/1467-8624.00273
- Bondarenko I., Fomina T., Morosanova V. Regulatory predictors of linguistic competencies and academic achievement in native language among secondary school students // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Vol. 91 P. 148—155. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.04.19
- Botvinick M.M., Braver T.S., Barch D.M., Carter C.S., Cohen J.D. Conflict monitoring and cognitive control // Psychological review. Vol. 108. № 3. P. 624—652. https://psycnet.apa.org/ doi/10.1037/0033-295X.108.3.624
- Diamond A. Executive functions // Annual review of psychology. 2013. Vol. 64. P. 135—168. https:// doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750
- Gervais J. The operational definition of competency‐based education // The Journal of Competency- Based Education. Vol. 1. № 2. P. 98—106. https://doi.org/10.1002/cbe2.1011
- Glaesser J. Competence in educational theory and practice: a critical discussion // Oxford Review of education. Vol. 45. № 1. P. 70—85. https://doi.org/10.1080/03054985.2018.1493987
- Gooch D., Thompson P., Nash H.M., Snowling M.J., Hulme C. The development of executive function and language skills in the early school years // Journal of Child Psychology and Psychiatry. Vol. 57. № 2. P. 180—187. https://doi.org/10.1111/jcpp.12458
- Gorgoz S., Tican C. Investigation of Middle School Students’ Self-Regulation Skills and Vocabulary Learning Strategies in Foreign Language // International Journal of Educational Methodology. 6. № 1. P. 25—42. https://doi.org/10.12973/ijem.6.1.25
- Hofmann W., Schmeichel B.J., Baddeley A.D. Executive functions and self-regulation // Trends of Cognitive Science. 2012. Vol. 16. № 3. P. 174—180. http://dx.doi.org/10.1016/j.tics.2012.01.006
- Kaplan A., Lichtinger E., Gorodetsky Achievement goal orientations and self-regulation in writing: An integrative perspective// Journal of Educational Psychology. 2009. Vol. 101. № 1, P. 51—69. https:// psycnet.apa.org/doi/10.1037/a0013200
- Kecskes I., Sanders R.E., Pomerantz A. The basic interactional competence of language learners. Journal of Pragmatics. 2018. Vol. 124. P. 88—105. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2017.10.019
- Lieven E. Building language competence in first language acquisition // European Review. Vol. 16. № 4. P. 445—456 doi:10.1017/S1062798708000380
- Limpo T., Alves R.A., Fidalgo R. Children’s high‐level writing skills: Development of planning and revising and their contribution to writing quality // British Journal of Educational Psychology. Vol. 84. № 2. P. 177—193. https://doi.org/10.1111/bjep.12020
- Lonigan C.J., Anthony J.L., Phillips B.M., Purpura D.J., Wilson S.B., McQueen J.D. The nature of preschool phonological processing abilities and their relations to vocabulary, general cognitive abilities, and print knowledge // Journal of educational psychology. Vol. 101. № 2. P. 345—358. https://psycnet.apa. org/doi/10.1037/a0013837
- Marslen-Wilson W.D., Tyler, L.K. Morphology, language and the brain: Te decompositional substrate for language comprehension // Philosophical Transactions of the Royal Society: Biological Sciences. Vol. 362. P. 823—836. https://doi.org/10.1098/rsth.2007.2091
- Messick S. The psychology of educational measurement // ETS Research Report Series. № 1. P. 1—55.
- Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., Witzki A.H., Howerter A., Wager T.D. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: A latent variable analysis // Cognitive psychology. Vol. 41. № 1. P. 49—100. https://doi.org/10.1006/cogp.1999.0734
- Nota L., Soresi S., Zimmerman B.J. Self-regulation and academic achievement and resilience: A longitudinal study // International journal of educational research. Vol. 41. № 3. P. 198—215. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2005.07.001
- Roebers C.M., Feurer E. Linking executive functions and procedural metacognition // Child Development Perspectives. Vol. 10. № 1. P. 39—44. https://doi.org/10.1016/j.dr.2017.04.001
- Rutherford T., Buschkuehl M., Jaeggi S.M., Farkas G. Links between achievement, executive functions, and self-regulated learning // Applied Cognitive Psychology. Vol. 32. № 6. P. 763—774. https://doi. org/10.1002/acp.3462
- Skibbe L.E., Foster T.D. Participation in the Imagination Library book distribution program and its relations to children’s language and literacy outcomes in kindergarten // Reading Psychology. Vol. 40. № 4. P. 350—370. https://doi.org/10.1080/02702711.2019.1614124
- Skibbe L.E., Montroy J.J., Bowles R.P., Morrison F.J. Self-regulation and the development of literacy and language achievement from preschool through second grade // Early childhood research quarterly. Vol. 46. P. 240—251. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2018.02.005
- Tsuda A., Nakata Y. Exploring self-regulation in language learning: A study of Japanese high school EFL students // Innovation in Language Learning and Teaching. Vol. 7. № 1. P. 72—88. https://doi.org/ 10.1080/17501229.2012.686500
- Velitchkovsky B.B., Bondarenko I.N., Morosanova V.I. The relationship between executive functions and language competences in middle school children // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. 12. № 1. P. 104—117. https://doi.org/10.11621/pir.2019.0108
- Veraksa A.N., Bukhalenkova D.A., Kovyazina M.S. Language Proficiency in Preschool children with Different levels of executive function // Psychology in Russia: State of the art. 2018. 11. № 4. DOI: 10.11621/pir.2018.0408
- Verbitskaya L.A., Malykh S.B., Zinchenko Yu.P., Tikhomirova T.N. Cognitive predictors of success in learning Russian // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. 8. № 4. P. 91—100. doi: 10.11621/ pir.2015.0408
- Welsh M., Peterson E. Issues in the conceptualization and assessment of hot executive functions in childhood // Journal of the International Neuropsychological Society. Vol. 20. № 2, P. 152—156. https://doi.org/10.1017/S1355617713001379
- Zimmerman B.J., Schunk D.H. (Eds.). Self-regulated learning and academic achievement: Theoretical perspectives. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 347
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 123
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1