Журнал "Психология" издается на факультете психологии Государственного университета Высшей школы экономики с 2004 года. В год выходят 4 номера. Издание предназначено для профессиональных психологов – преподавателей, исследователей и практиков, независимо от их специализации. Журнал надеется поддерживать очень высокую планку качества публикуемых отечественных и зарубежных работ.
Журнал ориентируется на специалистов в разных областях. В любом его номере каждый профессиональный психолог, исследователь, преподаватель или практик, независимо от специализации, должен найти для себя несколько интересных материалов. Поэтому мы стремимся к публикации широких работ общего значения, которые привлекут психологов, даже если они не являются специалистами в той конкретной области, которой посвящена статья. Это касается как теоретического, так и экспериментального разделов журнала.
В последнее десятилетие существенно возросла доля психологов, занятых в работах по различным ветвям практики. Журнал откликается на потребность психологической аудитории в современных практических знаниях и посвятит этой сфере специальную рубрику.
Отдельно выделена методическая рубрика, поскольку сегодня создание и грамотное применение психологических методов и методик составляет одну из наиболее важных сфер деятельности психолога. К сожалению, валидность и надежность многих используемых у нас методик оставляет желать лучшего. В рубрике могут публиковаться тесты, а также рассматриваться проблема их валидности и прочих психометрических характеристик, обсуждаться общие проблемы психодиагностики, применения тестов на практике.
Специальная рубрика предназначена для преподавателей вузов, которые интересуются проблемой представления психологических знаний для студентов. Последнее десятилетие характеризовалось тем, что большинство психологов-исследователей стало вести преподавательскую работу. Важность рубрики диктуется как большим количеством вузов, выпускающих психологов, так и проблемой повышения качества преподавания.
Наконец, еще одна рубрика посвящена теме "Психология и общество". Эта тема касается всех читателей-психологов, вне зависимости от специализации. Сегодня психология стала довольно модной наукой, но отношения ее с обществом отнюдь не просты. Журнал освещает эту тему.
Журнал ставит своей целью привлечение лучших работ не только из России, но и из-за рубежа. Советская психология по сравнению с психологической наукой "буржуазных" стран имела существенную специфику. При этом она была в значительной мере закрытой – контакты происходили в основном в верхних эшелонах. В результате сложились как те области, где отечественная психология сильна, так и те, где она отстает от лучших международных образцов.
Западная психология к сегодняшнему дню опережает российскую по двум основным направлениям. Во-первых, это культура эмпирической работы, включающая организацию исследования, статистические методы обработки данных. Особенно высокая статистико-математическая культура характерна для молодого поколения западных ученых. В рядовых работах применяются такие методы, как мета-анализ, линейно-структурное моделирование и т.д., которые в России доступны лишь горстке наиболее продвинутых исследователей.
Во-вторых, на Западе достиг значительного совершенства такой жанр, как операционализированная теория среднего уровня. Модели отдельных когнитивных процессов (памяти, внимания, восприятия, речи) и когнитивной системы в целом, личности, социальных процессов, поведения занимают промежуточное положение между конкретными объяснительными схемами, проверяемыми в отдельных исследованиях, и глобальными обобщениями и обычно называются теориями среднего уровня. Журнал стремится представить на своих страниц наиболее интересные достижения иностранных коллег в тех сферах, где они особенно сильны. В то же время у российской психологии есть свои козыри – это не только традиционно высокая культура мышления, но и отечественные научные школы.
В целом задача журнала – дать оперативную и взвешенную информацию о самых лучших достижениях в разных областях психологической науки в России и за рубежом.