Стратегии профессионального самоопределения и репрезентации профессионализма

Аннотация

Профессиональное самоопределение личности чаще всего рассматривается как процесс выбора на этапе окончания средней школы. В статье представлены результаты эмпирического исследования стратегий самоопределения на следующем, не менее важном этапе-на этапе окончания вуза. Анализируются результаты исследования стратегий профессионального самоопределения и имплицитных концепций профессионализма выпускниц столичных и региональных вузов (технических, педагогических, творческих).

Общая информация

Рубрика издания: Теоретико-эмпирические исследования

Для цитаты: Иванченко Г.В. Стратегии профессионального самоопределения и репрезентации профессионализма // Психология. 2005. Том 2. № 2. С. 24–51.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М., 1991.
  2. Ахмеров Р.А. Жизненные программы личности//Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы международной научно-практической конференции. Набережные Челны: Изд-во Камского государственного политехнического института, 2003. Ч. 1. С. 3-4.
  3. Балабанова Е.С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями//СОЦИС. 2002. № 11. С. 26-35.
  4. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987. Жизненные пути одного поколения/Отв. ред. М. Титма. М., 1992. Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение/Под ред. М. Титма. Таллин, 1985.
  5. Каневская П. Лучший год для поиска работы//Известия. 2005. № 9. 21 января.
  6. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
  7. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: Самоопределение в новой реальности: Проф. ориентации рос. старшеклассников 90-х годов: планы и их реализация/Рос. акад. образования. Центр социол. образования РАН, Ин-т социологии. М.: Центр социол. образования РАО, 2000.
  8. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003.
  9. Кундера М. Неведение. СПб.: Азбука-классика, 2004.
  10. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека//Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. С. 156-176.
  11. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего//Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-65.
  12. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия личности в переходном обществе//Социологический журнал. 1995. № 2.
  13. Ортега-и-Гассет Х. О спортивно-праздничном чувстве жизни//Философские науки. 1991. № 12. С. 137-152.
  14. Осипова Л.В., Тутушкина М.К. Уровни и диапазоны самоактуализации женщин//Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5/Под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростелевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. С. 182-191.
  15. Покровский Н.Е. Социологическая культура -российская ситуация//Российская социология в 2004 году. М.: СоПСо, 2004. C. 27-43.
  16. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985-1995 годы. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998.
  17. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (Опыт комплексного анализа). М., 2002.
  18. Саралиева З.Х.-М., Балабанов С.С. Воспроизводство научно-педагогических кадров//СОЦИС. 2002. № 11.
  19. Хазова С.А. Исследование социально-психологических трудностей и копингстратегий одаренных старшеклассников и их сверстников//Психология и практика: Сб. науч. тр. Кострома, 2002. С. 110-119.
  20. Хасбулатова О.А., Егорова Л.С., Досина Н.В. Социальное настроение и ценностные ориентации женщин и мужчин России (По материалам мониторинга 1991-2000 гг.)//Российский научный журнал. 2000. № 4 (20).
  21. Художественная жизнь современного общества. Аудитория искусства в России вчера и сегодня/Под ред. Ю.У. Фохта‑Ба‑ бушкина. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. Т. 2.
  22. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985.
  23. Bruner J.S., Tagiuri R. The perception of people//Handbook of Social Psychology/Lindzey G. (ed.). Reading. Mass., 1954. Vol. 2.
  24. Emmons R.A. Personal strivings: An approach to personality and subjective well‑ being//Journal of Personality and Social Psychology. 1986.Vol. 51. P. 1058-1068.
  25. Emmons R.A. Striving annd feeling: Personal goals and subjective well‑being/Gollwitzer P.M., Bargh J.A. (eds.)//The psychology of action: Linking cognition and motivation to behaviour. N.Y.: Guilford Press, 1996. P. 313-337.
  26. From scarcity to visibility: gender differences in the careers of doctoral scientists and engineers/Scott Long J. (ed.). Committee on Women in Science and Engineering... National Research Council. Washington, D.C.: National Academy Press, 2001.
  27. Gaff J.G., Pruitt-Logan A.S., Weibl R.A., & Others. Building the faculty we need: Colleges and universities working together. Washington, DC: Association of American Colleges and Universities, 2000.
  28. Gender and the restructured university: changing management and culture in higher education/Brooks A. and Mackinnon A. (eds). Education & Open Univ. Press, 2001.
  29. Golde C. M., Dore T. At cross purposes: What the experiences of today's doctoral students reveal about doctoral education. Philadelphia: Pew Charitable Trusts, 2001.
  30. Kasser T., Ryan R.M. A dark side of the American dream: Correlates of financial success as a central life aspiration//Journal of Personality and Social Psychology. 1993. Vol. 65. P. 410-422.
  31. LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути/Общ. ред. А.А. Кроника. М., 1993.

Информация об авторах

Иванченко Галина Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры общей социологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Член редколлегии научного журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики», Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1900
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1