Психология
2005. Том 2. № 3. С. 3–18
Три источника и три составные части психологического знания
Аннотация
В статье рассматриваются три основные области психологического познания, к числу которых автор относит психологические исследования (исследовательскую психологию), психологическую практику (практическую психологию) и обыденную психологию. По мнению автора, несмотря на традицию считать только первую область психологического познания собственно научной, в современной - постнеклассической - науке две другие области тоже выглядят вполне легитимными источниками научного знания, способными многим обогатить научную психологию.
Общая информация
Рубрика издания: Философско-методологические проблемы
Для цитаты: Юревич А.В. Три источника и три составные части психологического знания // Психология. 2005. Том 2. № 3. С. 3–18.
Литература
- Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003.
- Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.
- Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25-40.
- Вачков И.В. Нужна ли практическому психологу методология? // Труды Ярославского методологического семинара. Методология психологии. Ярославль, 2003. С. 72-79.
- Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1983.
- Карицкий И.Н. Методология практической психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Методология психологии. Ярославль, 2003. С. 135-158.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
- Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966.
- Полани М. Личностное знание. М., 1985.
- Порус В.Н. Искусство и понимание: сотворение смысла // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990. С. 256-277.
- Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Предмет психологии. Ярославль, 2004. С. 276-291.
- Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 3-18.
- Степин В.С. От классической к постнеклассической науке (изменение оснований и ценностных ориентаций) // Ценностные аспекты развития науки. М., 1990. С. 152-166.
- Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
- Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989.
- Филатов В.П. Об идее альтернативной науки // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990. С. 152-174.
- Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.
- Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
- Эйнштейн А. Собр. науч. тр. М., 1967. Т. 4.
- Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. 2001а. № 5. С. 3-18.
- Юревич А.В. Социальная психология науки. СПб., 2001б.
- Albert R.S., Runco M.A. The achievement of eminence: A model based on a longitudinal study of expertionally gifted boys and their families // Conceptions of giftedness. Cambridge, 1986. Р. 332-357.
- Attribution: Perceiving the causes of behavior. Morristown, 1970.
- Bjork D. The compromised scientist: William James in the development of American psychology. New York, 1983.
- Broglie L. de. La phisique nouvelle et les quants. P., 1936.
- Brown R. Explanation in social science. Chicago, 1963.
- Eiduson B.T. Scientists, their psychological world. New York, 1962.
- Gergen K.J. Toward a postmodern psychology // Psychology and postmoder‑ nism. London, 1994. P. 17-30.
- Holton G. The thematic component in scientific thought. Cambridge, 1978.
- Jason G.L. Science and common sence // Journal of critical analysis. 1985. Vol. 8. №4. P. 117-123.
- Mahoney M.J. Scientists as subjects: The psychological imperative. Cambridge, 1976.
- Maslow A. The psychology of science: A Reconnaisance. New York, 1966.
- Miller A.G. Imagery, metaphor, and physical reality // Psycholоgy of science. Contributions to metascience. Cambridge, 1989. P. 326-341.
- Perry H.S. Psychiatrist of America. Massachusets, 1982.
- Pinch T. Towards an analysis of scientific observation: The externality and evidential significance of observational reports in physics // Social studies of science. 1985. Vol. 15. № 1. P. 3-36.
- Polkinhorne D.E. Postmodern epistemology and practice // Psychology and postmodernism. London, 1994. P. 146-165.
- Richards G. Of what is history of psychology a history // British journal for the history of science. 1987. Vol. 20. № 65. P. 201-211.
- Sass L.A. The epic of disbelief: The postmodernist turn in contemporary psychoanalysis // Psychology and postmodernism. London, 1994. P. 166-182.
- Shotter J. «Getting in touch»: The Metha-methodology of a postmodern science of mental life // Psychology and postmodernism. London, 1994. P. 58-73.
- Tolman E.C. Principles of purposive behaviour // Psychology: A study of science. New York, 1959. Vol. 2.
- Vleist Van der R. Special psychological theory and empirical studies of practical problems // Confronting social issues: Applications of social psychology. London, 1982. Vol. 1. P. 7-22.
- Weimer W.B. Psychology and the conceptual foundations of science. Hillsdale, 1976.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1859
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1