Концепция метаиндивидуального мира: современное состояние

Аннотация

Выделяется особый класс психических явлений, в которых их внутренняя (интракорпоральная) и внешняя (экстракорпоральная) стороны, обособление и объединение обнаруживаются в неразрывном единстве. Этот класс явлений образует предметную область концепции метаиндивидуального мира. Как возникает противоречивое единство в данном классе явлений, и каковы его внутренние механизмы? Это главный вопрос, который ставится, изучается и решается в концепции метаиндивидуального мира. Метаиндивидуальный мир рассматривается как гетерогенная, многокачественная, многодетерминированная полисистема. Ее существование и функционирование подчиняются принципам релятивности и дополнительности, параллельности и взаимопереходов между системами. В метаиндивидуальном мире выделяются четыре относительно самостоятельные области: «Авторство», «Обладание», «Принятие» и «Зависимость».

Общая информация

Рубрика издания: Философско-методологические проблемы

Для цитаты: Дорфман Л.Я. Концепция метаиндивидуального мира: современное состояние // Психология. 2006. Том 3. № 3. С. 3–34.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1989. С. 10-61.
  2.   Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  3.   Абульханова-Славская К. Личность в процессе деятельности и общения // Психология личности. Т. 2. Отечественная психология / Сост. Г.В. Акопов. Самара: Бахрах-М, 2004. С. 301-330.
  4.   Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
  5.   Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
  6.   Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
  7.   Асмолов А. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности. Т. 2. Отечественная психология / Сост. Г.В. Акопов. Самара: Бахрах-М, 2004. С. 345-384.
  8.   Балева М.В. Этнический и кросскультурный аспекты полимодального Я: интегративная модель // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Под ред. Л.Я. Дорфмана, Е.А. Малянова, Е.М. Березиной. Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2004. С. 82-94.
  9.   Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. Т. 23, № 1. С. 29-46.
  10.   Барабанщиков В.А. Принцип системности в современной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1, № 3. С. 3-17.
  11.   Барабанщиков В.А. Идея системности в современной психологии. М.: Институт психологии РАН, 2005.
  12.   Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем / Под ред. В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. М: Прогресс, 1969. С. 23-82.
  13.   Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования / Под ред. И.В. Блауберга, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. М.: Мысль, 1970. С. 7-48.
  14.   Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.
  15.   Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Издво МГУ, 1984.
  16.   Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 3. С. 90-101.
  17.   Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  18.   Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.
  19.   Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.
  20.   Вяткин Б.А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика. Пермь: Книжный мир, 2005.
  21.   Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993.
  22.   Дорфман Л.Я. Полисистемная организация метаиндивидуального мира // Психологический журнал. 1997а. Т. 18, № 2. С. 3-17.
  23.   Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997б.
  24.   Дорфман Л.Я. Проблема целого и части в зарубежных системных исследованиях // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Сер. 1. Психология. 2000. № 1-2. С. 114-122.
  25.   Дорфман Л.Я. Дополнительные стратегии интегрального исследования индивидуальности // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Сер. 1. Психология. 2003. № 1. С. 72-86.
  26.   Дорфман Л.Я. В.С. Мерлин и проблема полиморфных связей // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Сер. 1. Психоло гия. 2003б. № 2. С. 11-14.
  27.   Дорфман Л.Я. Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки. М.: Смысл, 2003в.
  28.   Дорфман Л.Я. Яконцепция: дифференциация и интеграция // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / Под ред. Л.Я. Дорфмана. М.: Смысл, 2004. С. 96-123.
  29.   Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005а.
  30.   Дорфман Л.Я. Проблема целостности в теории интегральной индивидуальности // Полисистемное исследование индивидуальности человека / Под ред. Б.А. Вяткина. М.: ПЕР СЭ, 2005б. С. 91-112.
  31.   Дорфман Л.Я., Дудорова Е.В. Культурный потенциал личности в зеркале системного (холономного) подхода // Системные исследования культуры - 2005 / Под ред. В.С. Жидкова. СПб.: Алетейя, 2006. С. 47-74.
  32.   Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983.
  33.   Дудорова Е.В. Интеллект как процесс и знание в области культуры: когнитивные, личностномотивационные и продуктивные аспекты: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2005.
  34.   Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
  35.   Исмагилова А.Г. Психология стиля педагогического общения: полисистемное исследование. Пермь: Издво Пермского государственного педагогического ун-та, 2003.
  36.   Каган М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 5-15.
  37.   Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2006.
  38.   Колга В.А. Исследование когнитивных стилей в СССР // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения / Под ред. Б.А. Вяткина. Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 1991. С. 17-36.
  39.   Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. 1982а. Т. 3, № 3. С. 3-14.
  40.   Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода (окончание) // Психологический журнал. 1982б. Т. 3, № 4. С. 3-13.
  41.   Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000.
  42.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  43.   Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. С. 3-13.
  44.   Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во Московского унта, 1994.
  45.   Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 11-21.
  46.   Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. Т. 13, № 2. С. 107-117.
  47.   Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Издво МГУ, 1998.
  48.   Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.
  49.   Леонтьев Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира // 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.С. Мазур, А.И. Сосланда. М.: Смысл, 2001. С. 100-109.
  50.   Леонтьев Д.А., Собкин В.С. Психология искусства и психологическая методология в ранних работах Л.С. Выготского // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1994. № 4. С. 35-44.
  51.   Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. С. 77-130.
  52.   Мартиндейл К. Генеральная парадигма эмпирической эстетики // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М: Наука, Смысл, 2000. С. 36-44.
  53.   Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь: Пермское книжное издво, 1971.
  54.   Мерлин В.С. Проблемы интегральной характеристики индивидуальности в дифференциальной психофизиологии // Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой: Материалы Всесоюзного симпозиума в г. Перми, 18-20 июня 1975 г. Пермь, 1976. С. 4-13.
  55.   Мерлин В.С. Об интегральном исследовании индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности / Под ред. В.С. Мерлина. Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 1977. Вып. 1. С. 7-23.
  56.   Мерлин В.С. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности / Под ред. В.С. Мерлина. Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 1978. Вып. 2. С. 15-40.
  57.   Мерлин В.С. Проблемы интегрального исследования индивидуальности человека // Психологический журнал. 1980. Т. 1, № 1. С. 58-71.
  58.   Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. Очерк теории темперамента / Под ред. В.С. Мерлина. Пермь: Kнижное издво, 1973.
  59.   Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005.
  60.   Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. № 3. С. 44-54.
  61.   Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.
  62.   Русалов В.М. Опросник формальнодинамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). М.: ИП РАН, 1997.
  63.   Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989.
  64.   Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. М.: Наука, 2004.
  65.   Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000.
  66.   Толочек В.А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2006.
  67.   Тхостов A.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования) // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1994. № 2. С. 3-13; № 3. С. 3-12.
  68.   Усова О.В. Взаимосвязи Яконцепции и двигательной памяти на танцевальные движения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2006.
  69.   Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. М.: Речь, 2001.
  70.   Холодная М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности? // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 1. С. 61-69.
  71.   Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004.
  72.   Хотинец В.Ю. Зависимость развития интегральной индивидуальности от особенностей этнического самосознания // Психологический журнал. 1999. Т. 20, №1. С. 114-119.
  73.   Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000.
  74.   Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2003.
  75.   Шадриков В.Д. О психологических конструктах и последовательности их изучения при подготовке психологов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1, № 3. С. 37-43.
  76.   Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педагогического унта, 1994.
  77.   Щебетенко С.А. Читательницы и сказочные персонажи: эмпатия и близость // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / Под ред. Л.Я. Дорфмана. М.: Смысл, 2004. С. 234-260.
  78.   Щукин М.Р. Стиль деятельности // Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б. А. Вяткина. М.: Издво И ПРАН, 1999. С. 108-133.
  79.   Щукин М.Р. Проблема развития стиля деятельности в свете новых фактов // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Сер. 1. Психология. 2000. № 1-2. С. 21-34.
  80.   Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989.
  81.   Эткинд А.М. От свойств к взаимодействиям: Становление системной ориентации в психологии личности // Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник, 1982. М., 1982. С. 284-300.
  82.   Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: Издво иностранной литературы, 1959.
  83.   Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: УРСС, 1997.
  84.   Ashby W.R. An introduction to cybernetics. London: Methuen, 1956.
  85.   Baker T.B., Piper M.E., McCarthy D.E., Majeskie M.R., Fiore M.C. Addiction motivation reformulated: An affective processing model of negative reinforcement // Psychological Review. 2004. 111. 1. 33-51.
  86.   Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, NJ: PrenticeHall, 1986.
  87.   Bandura A. Social cognitive theory of personality // L.A. Pervin, O.P. John (eds.). Handbook of personality: Theory and research. New York: Guilford Press, 1999. P. 154-196.
  88.   Barry C.M., Wentzel K.R. Friend influence on prosocial behavior: The role of motivational factors and friendship characteristics // Developmental Psychology. 2006. 42. 1. 153-163. Studies in the new experimental aesthetics // D.E. Berlyne (ed.). Washington, DC: Hemisphere, 1974.
  89.   Bertalanfy von L. General systems theory: Foundations, development, applications. New York: George Braziller, 1968.
  90.   Cameron J., Pierce W.D., Banko K.M., Gear A. Achievement-based rewards and intrinsic motivation: A test of cognitive mediators // Journal of Educational Psychology. 2005. 97. 4. 641-655.
  91.   Cole M. Culture and cognitive development: From cross-cultural research to creating systems of cultural mediation // Culture & Psychology. 1995. 1. 25-54.
  92.   Deci E.L., Koestner R., Ryan R.M. The undermining effect is a reality after all-extrinsic rewards, task interest, and self-determination. Reply to Eisenberg, Pierce, and Cameron and Lepper, Henderlong, and Gingras // Psychological Bulletin. 1999. 125. 6. 692-700.
  93.   Dorfman L.Ia. Styles of activeness // Journal of Russian and East European Psychology. 1995a. 33. 2. 55-80.
  94.   Dorfman L. Metaindividual world // Studia Psychologica. 1995b. 37. 4. 279-286.
  95.   Dorfman L. Individuality and art from the perspective of the metaindividual psychology of art // L. Dorfman, C. Ratner (Guest ed.). The psychology of art. Journal of Russian and East European Psychology. 2000. 38. 3. 7-27.
  96.   Dorfman L. A metaindividual model of creativity // P. Locher, C. Martindale, L. Dorfman (eds.). New directions in aesthetics, creativity, and the arts. Amityville, New York: Baywood Publishing Co, 2005. P. 105-122.
  97.   Endler N.S. The temperamental nature of personality // European Journal of Personality. 1989. 3. 3. 151-165.
  98.   Fox E., Russo R., Bowles R., Dutton K. Do threatening stimuli draw or hold visual attention in subclinical anxiety? // Journal of Experimental Psychology: General. 2002. 130. 4. 681-700.
  99.   Friedman R.S., Fцrster J. Effects of motivational cues on perceptual asymmetry. Implications for creativity and analytical problem solving // Journal of Personality and Social Psychology. 2005. 88. 2. 263-275.
  100.   Heckhausen H. The development of achievement motivation // W.W. Hartup (ed.). Review of child development research. Vol. 6. Chicago: University of Chicago Press, 1982. P. 600-668.
  101.   Hennessey B.A. Reward, intrinsic motivation, and creativity // American Psychologist. 1998. 53. 6. 674-675.
  102.   Hezewijk van R. The importance of being realist // I. Lubek, R. van Hezewijk, G. Pheterson, Ch. Tolman (eds.). Trends and issues in theoretical psychology. P. 321-326. New York: Springer publishing, 1995.
  103.   Hyland M.E. Interactionism and the person x situation debate: A theoretical perspective // J.R. Royce, L.P. Mos (eds.). Annals of theoretical psychology. 1984. 2. 303-327.
  104.   James K., Eisenberg J. Personal identity and group identity influences on algorithmic and original task performance. Creativity Research Journal // 2004. 16. 1. 91-103.
  105.   James W. Does consciousness exist? // James W. Essays in radical empiricism. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1904/1976. P 3-19.
  106.   Lewin K.A. Dynamic theory of personality. New York: McGrawHill, 1935.
  107.   Martindale C. Subselves. The internal representation of situational and personal dispositions // L. Wheeler (ed.). Review of personality and social psychology. Vol. 1. Beverly Hills: Sage, 1980. P. 193-218.
  108.   Miller J.L. A look back at the systems society // Behavioral Science. 1996. 41. 4. 263-269.
  109.   Reiss S. Multifaceted nature of intrinsic motivation: The theory of 16 basic desires // Review of General Psychology. 2004. 8 (3). 179-193.
  110.   Stamps J.S. Holonomy: A human systems theory. Seaside, Ca.: Intersystems Publications, 1980.

Информация об авторах

Дорфман Леонид Яковлевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, Пермский государственный институт культуры (ФГБОУ ВО ПГИК), Пермь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8494-5674, e-mail: dorfman07@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2328
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0