Психолого-педагогические исследования
2010. Том 2. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Социально-психологические аспекты профилактической работы с семьей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психология, семья, профилактика , терапия, детское табакокурение, социальное проектирование, просвещение, семья группы риска, психология социальной работы
Рубрика издания: Методология и технология образования
Для цитаты: Рогозина Е.Д. Социально-психологические аспекты профилактической работы с семьей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n1/26540 (дата обращения: 12.12.2024)
Полный текст
Семья – микросоциум, где осуществляется социализация детей, благодаря усилию всех ее функций – воспитательной, рекреативной (физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга), коммутативной (общение и через него – социализация), регулятивной, фемецитологической (ощущение счастья в семье).
Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и ключевым звеном в профилактической работе. К сожалению, многие семьи по разным причинам являются непросвещенными в психолого-педагогических вопросах, не могут грамотно провести работу с ребенком и добиться положительного результата в воспитании. Зачастую на помощь им приходят специалисты – школьный психолог, социальный педагог, классный руководитель, специалист психологического центра, которые могут предложить программу систематической целенаправленной работы по формированию здорового образа жизни.
На сегодняшний день профилактика табакокурения чрезвычайно актуальна в работе школьного психолога и представлена очень широко – классные часы, родительские собрания, встречи с медиками, массовые мероприятия и т. д.
Прежде чем начать комплексную профилактическую работу с ребенком или детским коллективом, психолог ведет работу с родителями.
Перед школьным психологом стоит комплекс задач профилактической работы в семье:
-
просветительская деятельность родительского состава школы по вопросам здорового образа жизни, создание информационного поля, формирование у родителей потребности в самообразовании;
-
психолого-педагогический анализ семей;
-
психологическое консультирование и поддержка семей, столкнувшихся с проблемой детского табакокурения;
-
психокоррекционная и психотерапевтическая работа с семьями группы риска.
Просветительская деятельность родительского состава школы по вопросам здорового образа жизни, создание информационного поля
Этот метод работы является основным видом профилактической деятельности всего педагогического состава школы, особенно психологов и социальных педагогов.
Просветительская деятельность родителей включает в себя систематические классные или общешкольные родительские собрания, на которых идет речь о возрастных и психофизиологических особенностях детей, способах эффективной коммуникации с ними, даются конкретные рекомендации по ведению и поддержанию здорового образа жизни в семье. Психолог или социальный педагог, осуществляя просветительскую деятельность, может использовать тематические стенды, предоставлять познавательную и актуальную информацию в электронном виде, вести свой раздел на сайте школы, отвечать на вопросы в режиме on-line.
Наиболее современным и эффективным способом на сегодняшний день является создание внутри школы или района родительских тематических клубов или секций, где психолог не только делится нужной информацией, но и проводит социально-психологические тренинги, в ходе которых родители отрабатывают модели поведения и учатся эффективно общаться с детьми, имеют возможность поделиться своими наблюдениями и рекомендациями по проблеме.
Данное направление профилактической работы стало основой комплексной программы профилактики детского табакокурения «Ответственные родители», где работа с семьей начинается с разговора по проблеме в форме родительских собраний с 1-го по 11-й класс, затем проводится психолого-педагогический анализ семей и осуществляется дальнейшая профилактическая работа [6].
Психолого-педагогический анализ семей
Именно с этого психолог начинает работу с родителями. В ходе психолого-педагогического анализа изучается уровень развития семьи в материальной и культурной сфере, выделяются ценности и ориентиры, с помощью которых осуществляется воспитание и развитие ребенка, делается вывод о психолого-педагогической и социальной состоятельности членов семьи. Психолог наблюдает за видами семейных отношений, выделяет статусные роли и место ребенка. И самая главная задача на этом этапе – определить, в какой эмоционально-нравственной атмосфере находится ребенок.
Психологическое консультирование и поддержка семей, столкнувшихся с проблемой детского табакокурения.
При подобном запросе от родителей важно как можно подробнее собрать имеющуюся информацию о факте курения. Не стоит вести углубленную работу, если ребенок попробовал сигарету один раз из любопытства, в этой ситуации необходимо разъяснить, что дети подвержены влиянию окружающей среды; нужно узнать у ребенка, где он наблюдал курящих людей и кто они, с какой целью он закурил, кто предложил ему первую сигарету. Далее родители смогут самостоятельно поговорить о вреде и последствиях курения, используя наглядный материал и информацию, которую можно получить в кабинете психолога.
Комплексная долгосрочная работа должна вестись, если ребенок курит систематически и у него появляются физиологические и поведенческие изменения – сонливость, возбудимость, чрезмерный аппетит или его отсутствие, характерный запах от одежды, рук и волос и т. д. В зависимости от ситуации и ориентированности помощи выделяют несколько ее моделей: педагогическая, диагностическая, медицинская, психологическая (психотерапевтическая), социальная. Медицинская помощь должна оказываться в специализированных учреждениях здравоохранения.
Психологическое консультирование проходит в индивидуальной или групповой форме и содержит следующие этапы.
-
Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам.
-
Сбор информации о проблеме клиента.
-
Обсуждение психотерапевтического контракта.
-
Проработка запроса.
-
Собственно консультация.
-
Проверка отработанных моделей и закрепление результата.
-
Поддержка и адресное консультирование.
В работе используется самый широкий спектр методик и техник – групповая и семейная психотерапия, структурированное интервью, работа с метафорой, сказкотерапия, арт – терапия, гештальттерапия, тренинги, телесно-ориентированная терапия, психомоделирование, социальное проектирование и другие в зависимости от конкретного запроса [2; 3].
Психокоррекционная и психотерапевтическая работа с семьями группы риска
Семейное неблагополучие – комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению.
К семьям группы риска относятся:
-
деструктивная семья – автономия и отделение отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или детско-родительский конфликт;
-
неполная семья;
-
ригидная, псевдосолидарная семья – безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания;
-
распавшаяся семья – один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежне семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него.[3; 4; 7].
Именно в таких семьях дети наиболее подвержены раннему употреблению табака, даже начиная с 6–7 лет, глядя на отрицательный пример родителей. Поэтому главные задачи психолога в данной ситуации – обеспечить раннюю диагностику и защитить ребенка от асоциального воздействия. В комплекс работы с семьями группы риска входят скрининг (наблюдение), диагностика и коррекция семейного поведения.
При острой необходимости школьный психолог может включить в работу сотрудников органов опеки, медицинских работников, специалиста отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Основной метод работы – семейное консультирование, в ходе которого психолог помогает скорректировать и смоделировать такое поведение, при котором ребенок будет развиваться в здоровой эмоциональной атмосфере. Родителям подробно разъясняется текущее положение, возможные последствия неустранения проблемы, проводится работа по профилактике синдрома «холодной матери» или «холодного отца». Наиболее эффективные формы работы – совместная арт – терапевтическая деятельность (библиотерапия, сказкотерапия, маскотерапия, драматерапия, работа с глиной, песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия, фото- и видеотерапия, оригами, игротерапия, изотерапия, артсинтезтерапия) и социальное проектирование (мой дом, я и окружение, наша семья и т. д.). Психолог работает только с применением тех методами, которые не вызывают агрессии и чувства ущербности в конкретной семье. В процессе совместной игровой деятельности ребенок и взрослый испытывают терапевтический эффект, а психолог его развивает и закрепляет. Необходимо обеспечить постоянное наблюдение и поддержку таким семьям, вызвать доверие и сформировать информационную потребность в области профилактики. Работа по поддержке таких семей ведется до окончания ребенка школы [6; 7].
Таким образом, главная задача школы в вопросах профилактики – вызвать у родителей потребность в самообразовании и ведении профилактической деятельности внутри семьи. Основные методы работы − совместная деятельность ребенка и взрослого, терапия, тренинги. Важно, чтобы психолог создавал доверительную и эмоционально-насыщенную атмосферу, был помощником для детей и родителей, находился рядом в трудную минуту и смог обеспечить общешкольную профилактическую среду, защищенную от табачного дыма [6].
Литература
- Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996.
- Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. М., 1996.
- Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.,2006.
- Шнейдер Л. Б. Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков. Девиантное поведение детей и подростков. Спб., 2005.
- Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы // Дивицина Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. Ростов н/Д, 2005.
- Ответственные родители / Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. / Изд. 1-е. М., 2007.
- Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4332
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 20
Скачиваний
Всего: 1039
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1