Взаимосвязь психологической готовности первоклассника к школе и его статусной позиции в учебном коллективе

2516

Аннотация

Статья посвящена изучению взаимосвязи психологической готовности первоклассника к школе и его статусной позиции в учебном коллективе, т.е. изучению связи социального успеха первоклассника в его взаимоотношениях со сверстниками и с педагогом со степенью его готовности к школе по традиционно-познавательным критериям. Готовность первоклассника к школе определялась в начале учебного года с помощью традиционной системы психологических методик, а также заполняемой учителем «Карты первоклассника». В конце учебного года с первоклассниками проводилось социометрическое обследование в параметрической постановке, по результатам которого вычислялись индексы положительного и отрицательного социометрического статуса каждого ребенка. Полученные экспериментальные данные были обработаны с помощью пакета программ SPSS. Было выявлено следующее обстоятельство: для того, чтобы именно в психологическом плане аргументировано судить о степени готовности ребенка к школе, принципиально недостаточно ограничиваться диагностикой уровня развития лишь традиционно анализируемой познавательной сферы – не менее значимым компонентом готовности ребенка к школе является социально-психологическая составляющая.

Общая информация

Ключевые слова: социометрический статус, готовность первоклассника к школе, статусная позиция первоклассника, корреляционный анализ

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Громыко Ю.А. Взаимосвязь психологической готовности первоклассника к школе и его статусной позиции в учебном коллективе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n3/Gromiko (дата обращения: 23.02.2024)

Фрагмент статьи

В современных условиях, когда происходит реальная замена учебно-дисциплинарной модели образования на модель личностно-ориентированную, принципиально важным является понимание того, что учащийся вне зависимости от его возраста неизбежно оказывается полноценным субъектом образовательного процесса. Крайне значимым в этом плане является тот факт, что в рамках педагогической «мифологии» понятие «полноценный субъект образовательного процесса» никак не ассоциируется с первоклассниками. В то же время в современной, и прежде всего в отечественной, педагогической психологии одним из наиболее активно развивающихся направлений как теоретических, так и непосредственно прикладных разработок является область исследования, которая условно может быть названа «проблема готовности к школе».

При этом нельзя не заметить, что данное словосочетание неопределенно и даже аморфно описывает то, к чему должен быть готов будущий первоклассник. Что значит «быть готовым к школе»? К сожалению, как правило, готовность к школе определяют лишь через диагностику уровня развития познавательных процессов и определенного набора знаний, умений и навыков, которые могли бы стать опорой для педагога в рамках его профессиональной деятельности в работе с первоклассниками. Несомненно, этот компонент готовности к школе крайне важен, но совершенно очевидно, что он никоим образом не исчерпывает психологически содержательную сущность понятия «готовность к школе». Так, перед недавним дошкольником – сегодняшним первоклассником уже с первого дня обучения в школе встает целый ряд социально-психологических задач. Во многом от того, готов ли он к их адекватному решению, от того, способен ли он и в какой степени их осознать, от того, овладел ли он соответствующими своему возрасту способами взаимодействия и общения как со сверстниками, так и со взрослыми, нередко в решающей степени зависит ответ на вопрос, готов ли он к школе.

<...>

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., 1968.
  2. Бугрименко Е. А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Томск, 1992.
  3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М., 1994.
  4. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. М., 1970 .
  5. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Психологическая наука и образование. 1997. №2.
  6. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. М. 1980.
  7. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1986.
  8. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  9. Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М., 1994.
  10. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
  11. Кондратьев М.Ю. Ученические группы // Психология: Учебник для педвузов / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 2002.
  12. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. М., 2006.
  13. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
  14. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О.Смирновой. М., Воронеж, 2001.
  15. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. М., 1998.
  16. Мухина В. С. Что такое готовность к учению? // Семья и школа. 1987. №4.
  17. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.
  18. Учимся общаться с ребенком / Под ред. А.В.Петровского, А.М.Виноградова. М., 1999.
  19. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. Томск, 1992.
  20. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
  21. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд. М., Воронеж, 1997.
  22. Burleson B., Applegate J., Burke J., Clark R., Deli J.a and Kline S. Communicative Correlates of Peer Acceptance in Childhood. Communication Education. 1986. Vol. 35.
  23. Dodge K. and Feldman E. Issues in Social Cognition and Sociometric Status // S.Asher and J.Coie (Ed.). Peer Rejection in Childhood. Cambridge, 1990.
  24. Fabes R. and Eisenberg N. Young Children's Coping with Interpersonal Anger//Child Development. 1992. Vol. 63.
  25. Hatzichristou C. and Hopf D. A Multiperspective Comparison of Peer Sociometric Status Groups in Childhood and Adolescence//Child Development. 1996. Vol. 67.
  26. Ollendick T.H., Weist M.D., Borden M.C. and Greene R.W. Sociometric Status and Academic, Behavioral, and Psychological Adjustment: A Five-year Longitudinal Study// Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1992. Vol. 60.

Информация об авторах

Громыко Юлия Анатольевна, аспирант кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: g.ulchatai_@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2754
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 2516
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4