Идеи В.В.Давыдова в контексте формирования ценности развития личности ребенка и ценностного отношения к учащимся у педагогов новой школы

837

Аннотация

В статье представлены результаты исследования процесса формирования ценностного отношения к личности учащегося у будущих педагогов. Ценность развития личности ре-бенка и ценностное отношение учителя к воспитаннику рассматриваются как важная со-ставляющая гуманизации образования. На основе анализа работ В.В.Давыдова раскрыва-ется взаимосвязь уровня развития профессионального сознания и типа отношения педа-гога к учащимся. Выделяются компоненты ценностного отношения: мотивационно-смысловой, когнитивный, эмоциональный, операционально-деятельностный. Обосновы-ваются психологические условия, которые позволяют сформировать у будущих учителей ценностное отношение к ученикам. Характеризуются типы отношений к воспитанникам, выявленные у студентов: формальное, эмоционально положительное, познавательное, ценностное. На основе данных, полученных в ходе комплексной диагностики, представ-лены профили разных типов отношения будущих педагогов к личности учащегося.

Общая информация

Ключевые слова: ценность развития личности ребенка, формирование ценностного отношения к учащимся у студентов

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Пазухина С.В. Идеи В.В.Давыдова в контексте формирования ценности развития личности ребенка и ценностного отношения к учащимся у педагогов новой школы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n4/Pazuhina (дата обращения: 03.12.2023)

Фрагмент статьи

В настоящее время на всех уровнях образовательной системы России происходят серьезные изменения. Согласно новым Федеральным образовательным стандартам изменяются требования к структуре образовательного процесса, условиям организации образовательной программы, результатам обучения школьников. Глобальной задачей XXI в. является гуманизация образования, определяющая принципиальный поворот от его технократических целей к гуманистическим ценностям и идеалам. Гуманизация образования предполагает усиление внимания к личности ребенка как высшей социальной ценности, к реализации условий для проявления и развития активности, инициативы, способностей каждого школьника на основе дифференциации обучения, индивидуализации образовательных маршрутов, заинтересованного взаимодействия учителей и учащихся, создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как личности, индивидуальности, субъекту жизни и определяют реализацию главной ценности гуманистического образования – ценности развития личности учащегося. Основными образовательными процессами при реализации гуманистической парадигмы должны стать формирование личностных смыслов учения и жизни, развивающее обучение, психолого-педагогическая поддержка становления индивидуальности школьников, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Лидирующие позиции должен занять антропологический подход, акцентирующий внимание на целостном развитии личности школьника.

Задачи, стоящие перед образованием Российской Федерации, определяют принципиально новые требования к подготовке педагогических кадров. Необходимо переосмысление основных характеристик деятельности учителя: ее целей, задач, функций, педагогических позиций и др. Это связано, прежде всего, с той важнейшей миссией, которую выполняет педагог как носитель культуры в личностном становлении подрастающего поколения. Особое значение в настоящее время приобретает проблема становления и развития учителя нового типа – педагога-профессионала. При этом понятие «педагогический профессионализм» сегодня рассматривается в контексте того, в какой мере педагог может развить субъектный потенциал учащегося, обеспечить условия для его личностного роста (В.В.Давыдов, В.А.Коротов, Н.Д.Никандров, А.В.Мудрик, В.А.Сластенин, И.С.Якиманская и др.). А это возможно лишь при условии, что ценность развития ребенка входит в систему личностных профессиональных ценностей учителя и определяет особое, ценностное отношение педагога к личности учащегося.

В работах В.В.Давыдова прослеживается четкая взаимосвязь отношений и сознания личности [3]. Он рассматривает сознание как воспроизведение человеком идеального плана своей целеполагающей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей. Поступать как сознательное существо, согласно В.В.Давыдову, означает постоянно учитывать потребности, интересы и позиции других индивидов при построении идеальных составляющих своей деятельности и образов ситуаций, в которых осуществляются действия. Сознание, отмечает он, собственно только и возникает там, где индивид оказывается вынужденным смотреть на себя как бы со стороны, как бы глазами другого человека, глазами всех других людей, только там, где он должен соизмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, т. е. только в рамках совместно осуществляемой деятельности.

<...>

Литература

  1. Вербицкая Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (витагенного) опыта // Педагогика. 2002. № 6.
  2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  4. Исаев Е.И. Основы проектирования психологического образования педагога: Дис. … докт. психол. наук. М., 1998.
  5. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Дис. … докт. психол. наук. М., 1994.

Информация об авторах

Пазухина Светлана Вячеславовна, доктор психологических наук, доцент, заведующая, кафедра психологии и педагогики, факультет психологии, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого (ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»), Тула, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3190-3520, e-mail: Pazuhina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1876
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 837
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0