Роль аргументации в интеллектуальном развитии детей

1376

Аннотация

Аргументация как необходимый навык, который формируется в процессе обучения риторике, способствует интеллектуальному развитию ребенка – переходу от простого фантазирования через эгоцентрические установки к объективной позиции в решении поставленной задачи. Теоретической основой данной гипотезы явились идеи Ж. Пиаже, исследования А.Н. Перре-Клермон, Т. Зиттун, Б. Шварца и др., а также культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория развивающего обучения Эльконина–Давыдова, теория формирования умственных действий П.Я.Гальперина, теоретические и экспериментальные работы Г.А. Цукерман. Исследование проводилось в московской Детской школе искусств им. М.А. Балакирева. В нем участвовали дети в возрасте 9–12 лет. Были проанализированы эгоцентрические и объективные высказывания детей на занятиях риторикой. Данные позиции соотнесены с качеством и логичностью употребления аргументов с точки зрения риторической теории аргументации. Исследование позволило выявить, каким образом в процессе дискуссии происходит децентрация, т.е. переход ребенка от эгоцентрической позиции к рассмотрению проблемы на основе объективных критериев.

Общая информация

Ключевые слова: риторика, аргументация, дискуссия , децентрация, эгоцентрическая позиция, объективная позиция

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рыбка Е.В. Роль аргументации в интеллектуальном развитии детей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50183 (дата обращения: 05.12.2023)

Литература

  1. Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. №1.
  2. Марголис А.А. Программа «Философия для детей» // Психологическая наука и образование. 1996. №1.
  3. Марголис А.А., Ковалев С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Собраться с мыслями: Методическое руководство по программе «Философия для детей». М., 1997.
  4. Обухова Л.Ф. Социокогнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка // Психологическая наука и образование. PSYEDU.ru. 2010. №5.
  5. Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  6. Ретюнских Л.Т. Школа Сократа: Философские игры десять лет спустя. М., Воронеж, 2003.
  7. Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение: культурно-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2005. №1. 
  8. Телегин М.В. Воспитательный диалог: образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. М., 2006.
  9. Философия для детей / Под ред. Н.С. Юлиной. М., 1996.
  10. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Рига, 2000.
  11. Muller N., Perret-Clermont A.N. Argumentation and Education: Theoretical Foundation and Practices. N. Y., 2009.
  12. Piaget J. Psychology et pedagogie. Paris,1969.
  13. Schwarz B.B., Linchevski L. The Role of Task Design and of Argumentation in Cognitive Development During Peer Interaction. The Case of  Proportional Reasoning // Learning and Instruction. 2007. №17.
  14. Zittoun T.,  Perret-Clermont A.N. Four Social Psychological Lenses for Psychology of  Learning and Development // European Journal of  Psychology of Education. 2009. №24.

Информация об авторах

Рыбка Е.В., аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, психолог детской школы искусств им. М.А. Балакирева, Москва, Россия, e-mail: liana-345@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2007
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1376
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1