Оптимизация вузовской адаптации студентов из сельских районов Крайнего Севера

1085

Аннотация

Приводятся данные комплексного исследования вузовской адаптации студентов из сельских районов Крайнего Севера (713 человек, из которых 304 человека – выходцы из сельских районов Крайнего Севера и 409 – городские). Цель проведенного исследования заключалась в обосновании влияния уровня коммуникативно-личностной компетенции на успешность социально-психологической адаптации студентов к условиям вуза и в определении степени зависимости изучаемой компетентности от уровня владения умениями когнитивного опосредования поведения. Показано, что у 82 % студентов-первокурсников, приехавших из сельских районов Крайнего Севера, уровень социально-психологической адаптации к условиям вуза низкий или ниже среднего. Доказана необходимость разработки системы психолого-педагогического воздействия с целью оптимизации вузовской адаптации студентов из сельской местности районов Крайнего Севера. Выявлено, что уровень развития личностной и социально-коммуникативной компетенции студентов определяет успешность их социально-психологической адаптации к условиям вуза. Доказано, что уровень владения умениями когнитивного опосредования поведения является фактором, определяющим уровень социально-коммуникативной и личностной компетентности.

Общая информация

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация студентов из северных сельских районов, личностная и социально-коммуникативная компетентность, умения когнитивного опосредования поведения, психолого-педагогическое сопровождение студентов

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Зарембо Н.А. Оптимизация вузовской адаптации студентов из сельских районов Крайнего Севера [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n4/57138 (дата обращения: 03.12.2023)

Фрагмент статьи

Современный деловой и профессиональный мир нуждается в мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры, которая начинается со студенческой скамьи [9]. Поэтому обучение в высшем учебном заведении для современного молодого человека является важным периодом его профессионально-личностного становления. Из множества проблем высшей школы в настоящее время особо выделяется комплекс вопросов, связанных с трудностями социально-психологической адаптации студентов к условиям вуза на начальном этапе студенческой жизни [1; 11; 18].

Литература

  1. Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В., Минеева С.И. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции // Университетское управление: практика и анализ. 2001. № 4.
  2. Гальперин П.Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения // Теории учения: Хрестоматия / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. М., 1998.
  3. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования // Теории учения: Хрестоматия / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. М., 1998.
  4. Голоухова Г.Н. Малокомплектная сельская школа Архангельской области // Проблемы современной сельской школы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (5–6 ноября 2009 г.) / Отв. ред. и сост. Л.В. Вохминова, И.Г. Маракушина. Архангельск, 2009.
  5. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии // Психологическая наука и образование. 2012. № 2.
  6. Зарембо Н.А. Оценка эффективности психологической помощи студентам-первокурсникам (на примере Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова г. Архангельска) // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях преодоления глобального кризиса. Материалы II межрегиональной научно-практической конференции 11– 13 ноября 2010 г.: В 3 кн. Кн. 3 / Отв. ред. О.Г. Носкова; под ред. Ю.П. Зинченко, Ю.К. Стрелкова, Г.Н. Солнцевой, И.В. Евсевичевой.  М., 2010.
  7. Зарембо Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение вузовской адаптации студентов из сельской местности районов крайнего Севера // Вестн. Северного (Арктического) федерального ун-та. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 2.
  8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб, 2001.
  9. Кузьмина В.М. Особенности социально-психологической адаптации студентов в вузе: Дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2006.
  10.  Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб, 2001.
  11.  Маргиева Д.А. Социально-педагогическая адаптация студентов младших курсов к учебно-воспитательному процессу в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2010.
  12.  Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ)»: Руководство. М, 2004.
  13.  Орлов Ю.М. Оздоравливающее мышление. М, 2006.
  14.  Психология адаптации и социальная среда: проблемы, подходы, перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Л.Г. Дикой. М, 2006.
  15. Психология общения: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. М., 2011.
  16.  Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
  17.  Традиции и инновации в подготовке социальных педагогов: монография / [О.Е. Павозкова и др.]; отв. ред. И.Г. Маракушина; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск, 2010.
  18.  Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов // Вопросы психологии. 2009. № 3.
  19.  Ellis A. The humanism of rational emotive behavior therapy and other behavior therapies // Journal of Humanistic Education and Development. 1996. № 3.

Информация об авторах

Зарембо Н.А., соискатель кафедры психологии образования и педагогики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: n.zarembo@narfu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1941
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1085
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1