Создание и апробация новой методики «Темы-ситуации» для диагностики психологической готовности к разрешению конфликтов развития в юности

1825

Аннотация

Описывается процедура разработки авторской методики для изучения психологической готовности к разрешению конфликтов развития в юности, состоящей из трех частей, в которых в разной степени используется прием проекции. Методика предполагает диагностику разрешения конфликтов развития подросткового возраста и актуализации основных противоречий юношеского возраста, которые связаны с важностью для взрослеющей личности следующих тем: постановка долгосрочных целей, выбор области профессиональной самореализации, выбор партнера в романтических отношениях, решение экзистенциальных вопросов. Методика предполагает также определение стратегий разрешения этих конфликтов молодыми людьми (отстаивание своей позиции и «бытийный» тип ответа на экзистенциальные вопросы). Она прошла проверку на ретестовую надежность и конструктную валидность, показала достаточно широкий диапазон связей со шкалами многих известных психодиагностических инструментов.

Общая информация

Ключевые слова: возрастное самоопределение, конфликт развития в юности, экзистенциальные противоречия, психологическая готовность к разрешению конфликтов

Рубрика издания: Инновационные события

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Горлова Н.В., Хасан Б.И. Создание и апробация новой методики «Темы-ситуации» для диагностики психологической готовности к разрешению конфликтов развития в юности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n3/62446 (дата обращения: 11.12.2024)

Полный текст

Разработка диагностического инструментария в области возрастной психологии и психологии развития [2; 11], проверка психометрических показателей адаптированных версий зарубежных опросников в сфере психологии развития [16], появление специализированных рубрик в журналах, посвященных разработке, адаптации инструментов для этой области [17] – достаточно актуальное сегодня направление научных работ.

появление новообразований юности. Возрастное самоопределение заключается в самочувствии возрастных изменений, которое «отмечается детьми в основном в девятом и в одиннадцатом классах, и в значительной степени как конфликт взрослых ожиданий и собственного им соответствования» [12, с. 26]. Поэтому создание инструментов, способных исследовать субъективное возрастное самочувствие подростков и юношей, является важной задачей прикладной психодиагностики.

Психологическая готовность к разрешению конфликта развития в юности

Представление Л.С. Выготского о критических периодах, содержащих этап конфликта [10], позволяет выделять в каждый возрастной период тот базовый конфликт, который является движущей силой развития в этом возрасте. Мы используем теоретические положения о структуре конфликта с исходным противоречием в основании [13], работы о возрастной динамике конфликтования [5; 7; 10; 12; 14; 18].

Мы полагаем, что базовое противоречие конфликта развития подросткового возраста заключается в том, что притязания взрослеющей личности на новую степень самостоятельности и автономии сталкиваются с сопротивлением этим притязаниям взрослых, которое проявляется в виде различных ограничений, экспансии на личностные ресурсы подростка (на его личное время, пространство и т. п.). Понимание возраста в культурно-историческом подходе побуждает к разработке методов, способных измерить завершенность подросткового возраста и фиксировать.

Основной задачей развития в юности является поиск смыслов, конфликты развития юности основаны на экзистенциальном противоречии «смысл жизни – бессмысленность жизни» [4], столкновение с которым переживается субъектом как актуальность для него постановки долгосрочных целей, выбора области для собственной профессиональной реализации, выбора партнера в романтических отношениях, актуальности экзистенциальных вопросов.

Таким образом, психологическая готовность к разрешению конфликтов развития в юности (рис.) содержит завершенность предыдущего периода в виде разрешения конфликтов развития подросткового возраста, а также актуализацию конфликтов развития юности и определенные стратегии разрешения этих конфликтов (отстаивание своей позиции и «бытийный» тип ответа на экзистенциальные вопросы).

Методика и ее психометрические характеристики

На основе анализа литературы нами были выделены основные задачи развития для подросткового и юношеского возрастов, представляющие собой динамику прироста самостоятельности взрослеющей личности в различных сферах жизнедеятельности. Списки этих задач затем были проанализированы экспертами в области психологии развития.

Предлагаемая нами методика состоит из трех частей, которые представляют собой вид проективной методики (см. Приложение). При построении первой и второй частей методики мы ориентировались в качестве аналога на структуру опросника «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» [1].

Первая часть методики направлена на изучение возрастного самочувствия подростков и юношей (респондент сам оценивает важность каких-то ситуаций для актуального настоящего или для прошлого) и сходна с исследовательским ходом Дж. Арнетта [15]: «Как вы чувствуете, вы достигли взрослости?». Процедура обработки данных по этой части предполагает расчет индексов актуальности юношеских тем-ситуаций (Иаю) и неактуальности подростковых тем-ситуаций (Инп).

Неактуальность подростковых тем-ситуаций считается по ситуациям №1–8 и №12–13. За ответы Б присваивается 1 балл, за ответ А – 0 баллов.

Инп = количество ответов Б / количество реальных ситуаций × 100.

Так же рассчитывается индекс актуальности юношеских тем-ситуаций (Иаю) для ситуаций № 9, 10 и 11:

Иаю = количество ответов А / количество реальных ситуаций × 100.

Аналогично рассчитывается актуальность экзистенциальных тем (Иаэ). Это ответы на три вопроса третьей части методики:

Иаэ = (количество ответов А+ Б) / 3 × 100.

Во второй части перед респондентом стоит задача подробно описать свою реакцию на каждую предложенную ситуацию, которая построена так, что позиция другого человека в ней выражена отношением (субъективной оценкой) и действием. При этом важно, отстаивает ли юноша свою позицию, самостоятельность либо он не учитывает свои интересы, подстраиваясь под требования ближайшего окружения. Обработка данных по этой части предполагает подсчет индекса отстаивания. Количественно отстаивание определяется через индекс отстаивания (Ио), который подчитывается также, исходя из того количества ситуаций, которые реально происходили с испытуемым:

Ио = количество ответов со стратегией «отстаивание» / 3 × 100.

Вопросы третьей части имеют вид, аналогичный предложенному в «Методике предельных смыслов» [8]: «Зачем люди делают то-то?». Мы сформулировали три вопроса, которые направлены на выявление мировоззренческих представлений, относящихся к трем сферам: общество, живая природа, человеческое существование. Два первых вопроса направлены на понимание испытуемыми мотивации людей, тех личностных смыслов, которые стоят за желаниями и поступками людей. Третий вопрос является, возможно, более сложным, потому что побуждает увидеть лежащее уже в самой экзистенции противоречие: при неизбежной конечности, бессмысленности человеческого существования человек для чего-то и ради чего-то живет.

Осознание неизбежной конечности личного существования обостряет смысложизненные вопросы [3], а принятие этой неизбежности, согласно И.С. Кону, заставляет всерьез задуматься о смысле жизни, о том, как лучше ее прожить [6].

Основываясь на положениях С.Л. Рубинштейна, Э. Фромма, В. Франкла, Д.А. Леонтьева, мы выделяем ответы категории «быть»: респондент способен выделить разнообразие мира, который его окружает (понимает и толерантно относится к разным мнениям, вкусам людей), понимает противоречивость жизни, выделяет переживания, характерные для разных периодов жизни. Понимает, что другие люди свободны выбирать, как поступать, делать что-то или не делать, и могут ответить за свой выбор. Обработка данных по этой части предполагает подсчет индекса бытийных ответов (Иб):

Иб = количество бытийных ответов / 3 × 100.

Таким образом, итоговым показателем методики является коэффициент психологической готовности к разрешению конфликтов развития в юности (среднее всех индексов). Описательная статистика по методике (табл. 1) показывает среднее и стандартное отклонения, которые позволяют отнести индивидуальные результаты к одному из уровней готовности: «высокая готовность», «средний уровень готовности», «низкая готовность». Выборку исследования составили 117 человек (средний возраст – 15,4 лет).

«Высокая готовность» означает неактуальность для субъекта тем-ситуаций о разрешении конфликтов развития подросткового возраста, актуальность тем-ситуаций о разрешении конфликтов развития юности, а она включает в себя сформированные стратегии разрешения данных конфликтов развития (отстаивание своей позиции и «бытийный» тип ответа на экзистенциальные вопросы).

Валидизация методики «Темы-ситуации»

Очевидная валидность опросника была проверена двадцатью пятью школьниками (VIII–X классы). Содержательную валидность проверили семь экспертов в области психологии развития (кандидаты психологических наук). Учитывая результаты пилотного исследования и экспертиз, мы ввели в методику шкалу для исследования временной перспективы актуальности отстаивания, вместо обобщенных тем появились конкретно сформулированные ситуации, что, по нашим предположениям, должно было снять эффект абстрактности, а также добавили вопросы о сверстниках, чтобы снять защитную реакцию.

Опросник выдержал проверку на ретестовую надежность и конструктную валидность. Выборка апробации – школьники IX классов (54 человека). Оптимальным сроком между исследованиями для проверки ретестовой надежности мы посчитали период в три месяца, которого достаточно, чтобы испытуемые не воспроизвели свои прежние ответы по памяти. Для проверки надежности-устойчивости через три месяца после исследования был проведен ретест 25 человек из выборки апробации – школьников, завершающих обучение в IX классе (11 девушек и 14 молодых людей). Для расчета надежности мы использовали непараметрический критерий Вилкоксона.

Согласно полученным результатам, практически по всем шкалам первой части методики (табл. 2) для шкал актуальности экзистенциальных вопросов (табл. 3), а также шкал второй части (табл. 4) и третьей части (табл. 5) достоверных различий между двумя замерами («до» и «после») не обнаружено – т. е. все шкалы (кроме шкалы № 13 первой части и шкалы по экзистенциальному вопросу № 3) обладают устойчивостью к временному фактору.

Необходимо рассмотреть по частям выборку ретеста и понять, от чего зависит изменение в ответах [9]. Обсуждение данных изменений, а также дальнейшая работа по адаптации – задачи последующих исследований.

В исследовании конструктной валидности, помимо «Тем-ситуаций», были использованы следующие методики: «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (адаптация Д.А. Леонтьева); метод исследования уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд); «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой); «Самоактуализационный тест (САТ)» (Э. Шострем, адаптация Ю.Е. Алёшиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской). В следующих наших работах возможна проверка конструктной валидности с использованием опросника «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова-Бочавер), измеряющего близкий по смыслу конструкт психологической суверенности личности.

Мы использовали «САТ», предварительно адаптировав его для выборки старшеклассников: в вопросе № 59 вместо увлечения работой спрашивается об увлечении старшеклассников тем, чем они занимаются в своей учебной деятельности; в вопросе № 92 слово «отпуск» было заменено «каникулами».

Выборка на проверку конструктной валидности с методиками «УСК», «СЖО» и «Тестом жизнестойкости» – вся выборка апробации; с методикой «САТ» – 25 человек из выборки апробации. В табл. 6 и 7 представлены только значимые коэффициенты корреляции.

Методика показывает достаточно широкий диапазон связей со шкалами других опросников. Ответы категории «быть» характерны для респондентов с интернальным локусом контроля и интернальностью к достижениям, с выраженной жизнестойкостью (с вовлеченностью и контролем). Наличие отстаивания своей позиции связано со способностью к субъект-субъектному общению («контактность»). Можно говорить о тенденции к связи отстаивания с убежденностью в том, что все то, что с ними случается, способствует их развитию («принятие риска).

Шкала «Актуальность юношеская» положительно связана со склонностью субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную, а также положительно коррелирует со стремлением к приобретению знаний об окружающем мире («Представления о природе человека» и «Познавательные способности»).

Актуальность экзистенциальных вопросов положительно связана с внутренним локусом контроля (интернальностью к неудачам, интернальностью в семейных и производственных отношениях). Неактуальность подростковых ситуаций связана с неспособностью ценить свои достоинства («Самоуважение») и воспринимать природу человека в целом как положительную, меньшей удовлетворенностью самореализацией и неверием в управляемость своей жизни (шкалы «Р» и «ЛкЖ»), но при этом такие респонденты способны жить «настоящим» – переживать настоящее во всей полноте («Компетентность во времени»). Возможно, данные связи говорят о состоянии, характерном для нормативного кризиса развития, описывают «переход» из подростничества к юности.

В целом можно отметить, что несмотря на трудоемкость методики созданный инструмент позволяет исследовать психологическую готовность к разрешению конфликтов развития в юности через выявление субъективного возрастного самочувствия и стратегий разрешения конфликтов развития подросткового и юношеского возраста.

 

 

Литература

  1. Алёшина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.   Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 120 с.
  2. Астанина Н.Б. Создание и апробация нового личностного опросника «Методика изучения доверия к себе» [Электронный ресурс] // Психологическая наука
    и образование PSYEDU.ru 2010. № 3. URL: http//psyjournals.ru/psyedu_ru (дата обращения: 28.03.2013).
  3. Гаврилова Т.А., Швец Ф.А. Осознание собственной смертности как фактор становления подросткового чувства взрослости // Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 37– 44.
  4. Горлова Н.В. Постановка проблемы психологической готовности
    к разрешению конфликтов развития юношеского возраста // В мире научных открытий. Гуманитарные и общественные науки. 2011. № 11 (23). С. 40–47.
  5. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом  возрасте // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 37–42.
  6. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.  256 с.
  7. Крайг Г. Психология развития.  СПб.: Питер, 2001. 992 с.
  8. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Метод. руководство.
    М.: Смысл, 1999. 36 с.
  9. Основы психологической диагностики: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, М.К. Акимовой. М.: Изд-во УРАО, 2003.  392 с.
  10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.  184 с.
  11. Поскребышева Н.Н. Социальная ситуация развития как условие становления личностной автономии подростка: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2010.
  12. Хасан Б.И. Идеальная форма детства и проблема темпов возрастной динамики // Материалы 4-й научно-практической конференции «Педагогика развития: Возрастная динамика и ступени образования». Ч. 1. Доклады на пленарных заседаниях, секциях
    и круглых столах /  Под ред. И.Д. Фрумина, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина. Красноярск, 1997. С. 22–30.
  13. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. 250 с.
  14. Шнейдер Л.Б. Профессиональное самоопределение подростков
    в «координатах» отношения к времени жизни и труду // На пороге взросления:   Сб. науч. статей. / Под ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Корепановой. М.: МГППУ, 2011. С. 22–36.
  15. Arnett  J.J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties // The American Psychologist. 2000. № 55. P. 469–480. doi:10.1037/0003-066X.55.5.469.
  16. Gorlova N., Romanyuk L., Vanbrabant L., van de Schoot R. Meaning-in-life orientations and values in Youth: cross-cultural comparison // European Journal of Developmental Psychology. 2012. № 9 (6). P. 744–750. doi: 10.1080/17405629.2012.689823
  17. Koops W. Developmetrics. Instruments and procedures for developmental research // European Journal of Developmental Psychology. 2012. № 9 (4). P. 485.
  18. Sandy S.V., & Cochran K.M. The Development of conflict resolution skills in children //  Deutsch M., Coleman P. (Eds.) The Handbook of Conflict resolution. Theory and Practice. San Francisco,  Josses-Bass Publishers,  2000. P. 316–342.

Информация об авторах

Горлова Наталья Владимировна, Старший преподаватель кафедры психологии развития, Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет, e-mail: gorlova_n@mail.ru

Хасан Борис Иосифович, доктор психологических наук, Профессор кафедры управления человеческими ресурсами, Институт экономики, управления и природопользования, Сибирский федеральный университет. Преподаватель, Институт развития образования, Научно-исследовательский университет Высшая Школа Экономики. Преподаватель, Московская высшая школа социальных и экономических наук, e-mail: khbi@ippd.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2426
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 1825
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0