Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 3
ISSN: 2587-6139 (online)
Создание и апробация новой методики «Темы-ситуации» для диагностики психологической готовности к разрешению конфликтов развития в юности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: возрастное самоопределение, конфликт развития в юности, экзистенциальные противоречия, психологическая готовность к разрешению конфликтов
Рубрика издания: Инновационные события
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Горлова Н.В., Хасан Б.И. Создание и апробация новой методики «Темы-ситуации» для диагностики психологической готовности к разрешению конфликтов развития в юности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n3/62446 (дата обращения: 05.12.2023)
Фрагмент статьи
Разработка диагностического инструментария в области возрастной психологии и психологии развития [2; 11], проверка психометрических показателей адаптированных версий зарубежных опросников в сфере психологии развития [16], появление специализированных рубрик в журналах, посвященных разработке, адаптации инструментов для этой области [17] – достаточно актуальное сегодня направление научных работ.
Понимание возраста в культурно-историческом подходе побуждает к разработке
методов, способных измерить завершенность подросткового возраста и фиксировать
появление новообразований юности. Возрастное самоопределение заключается в
самочувствии возрастных изменений, которое «отмечается детьми в основном в
девятом и в одиннадцатом классах, и в значительной степени как конфликт
взрослых ожиданий и собственного им соответствования» [12, с. 26].
Поэтому создание инструментов, способных исследовать субъективное возрастное
самочувствие подростков
и юношей, является важной задачей прикладной психодиагностики.
Литература
- Алёшина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 120 с.
- Астанина Н.Б. Создание и апробация нового личностного опросника
«Методика изучения доверия к себе» [Электронный ресурс] // Психологическая
наука
и образование PSYEDU.ru 2010. № 3. URL: http//psyjournals.ru/psyedu_ru (дата обращения: 28.03.2013). - Гаврилова Т.А., Швец Ф.А. Осознание собственной смертности как фактор становления подросткового чувства взрослости // Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 37– 44.
- Горлова Н.В. Постановка проблемы психологической готовности
к разрешению конфликтов развития юношеского возраста // В мире научных открытий. Гуманитарные и общественные науки. 2011. № 11 (23). С. 40–47. - Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 37–42.
- Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001. 992 с.
- Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Метод.
руководство.
М.: Смысл, 1999. 36 с. - Основы психологической диагностики: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, М.К. Акимовой. М.: Изд-во УРАО, 2003. 392 с.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 184 с.
- Поскребышева Н.Н. Социальная ситуация развития как условие становления личностной автономии подростка: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2010.
- Хасан Б.И. Идеальная форма детства и проблема темпов возрастной
динамики // Материалы 4-й научно-практической конференции «Педагогика развития:
Возрастная динамика и ступени образования». Ч. 1. Доклады на пленарных
заседаниях, секциях
и круглых столах / Под ред. И.Д. Фрумина, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина. Красноярск, 1997. С. 22–30. - Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. 250 с.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональное самоопределение подростков
в «координатах» отношения к времени жизни и труду // На пороге взросления: Сб. науч. статей. / Под ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Корепановой. М.: МГППУ, 2011. С. 22–36. - Arnett J.J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties // The American Psychologist. 2000. № 55. P. 469–480. doi:10.1037/0003-066X.55.5.469.
- Gorlova N., Romanyuk L., Vanbrabant L., van de Schoot R. Meaning-in-life orientations and values in Youth: cross-cultural comparison // European Journal of Developmental Psychology. 2012. № 9 (6). P. 744–750. doi: 10.1080/17405629.2012.689823
- Koops W. Developmetrics. Instruments and procedures for developmental research // European Journal of Developmental Psychology. 2012. № 9 (4). P. 485.
- Sandy S.V., & Cochran K.M. The Development of conflict resolution skills in children // Deutsch M., Coleman P. (Eds.) The Handbook of Conflict resolution. Theory and Practice. San Francisco, Josses-Bass Publishers, 2000. P. 316–342.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2251
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1791
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0