Создание и апробация новой методики «Темы-ситуации» для диагностики психологической готовности к разрешению конфликтов развития в юности

1791

Аннотация

Описывается процедура разработки авторской методики для изучения психологической готовности к разрешению конфликтов развития в юности, состоящей из трех частей, в которых в разной степени используется прием проекции. Методика предполагает диагностику разрешения конфликтов развития подросткового возраста и актуализации основных противоречий юношеского возраста, которые связаны с важностью для взрослеющей личности следующих тем: постановка долгосрочных целей, выбор области профессиональной самореализации, выбор партнера в романтических отношениях, решение экзистенциальных вопросов. Методика предполагает также определение стратегий разрешения этих конфликтов молодыми людьми (отстаивание своей позиции и «бытийный» тип ответа на экзистенциальные вопросы). Она прошла проверку на ретестовую надежность и конструктную валидность, показала достаточно широкий диапазон связей со шкалами многих известных психодиагностических инструментов.

Общая информация

Ключевые слова: возрастное самоопределение, конфликт развития в юности, экзистенциальные противоречия, психологическая готовность к разрешению конфликтов

Рубрика издания: Инновационные события

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Горлова Н.В., Хасан Б.И. Создание и апробация новой методики «Темы-ситуации» для диагностики психологической готовности к разрешению конфликтов развития в юности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n3/62446 (дата обращения: 05.12.2023)

Фрагмент статьи

Разработка диагностического инструментария в области возрастной психологии и психологии развития [2; 11], проверка психометрических показателей адаптированных версий зарубежных опросников в сфере психологии развития [16], появление специализированных рубрик в журналах,  посвященных разработке, адаптации инструментов для этой области [17] –  достаточно актуальное сегодня направление научных работ.

Понимание возраста в культурно-историческом подходе побуждает к разработке методов, способных измерить завершенность подросткового возраста и фиксировать появление новообразований юности. Возрастное самоопределение заключается в самочувствии возрастных изменений, которое «отмечается детьми в основном в девятом и в одиннадцатом классах, и в значительной степени как конфликт взрослых ожиданий и собственного им соответствования» [12, с. 26].  Поэтому создание инструментов, способных исследовать субъективное возрастное самочувствие подростков
и юношей, является важной задачей прикладной психодиагностики.

Литература

  1. Алёшина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.   Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 120 с.
  2. Астанина Н.Б. Создание и апробация нового личностного опросника «Методика изучения доверия к себе» [Электронный ресурс] // Психологическая наука
    и образование PSYEDU.ru 2010. № 3. URL: http//psyjournals.ru/psyedu_ru (дата обращения: 28.03.2013).
  3. Гаврилова Т.А., Швец Ф.А. Осознание собственной смертности как фактор становления подросткового чувства взрослости // Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 37– 44.
  4. Горлова Н.В. Постановка проблемы психологической готовности
    к разрешению конфликтов развития юношеского возраста // В мире научных открытий. Гуманитарные и общественные науки. 2011. № 11 (23). С. 40–47.
  5. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом  возрасте // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 37–42.
  6. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.  256 с.
  7. Крайг Г. Психология развития.  СПб.: Питер, 2001. 992 с.
  8. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Метод. руководство.
    М.: Смысл, 1999. 36 с.
  9. Основы психологической диагностики: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, М.К. Акимовой. М.: Изд-во УРАО, 2003.  392 с.
  10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.  184 с.
  11. Поскребышева Н.Н. Социальная ситуация развития как условие становления личностной автономии подростка: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2010.
  12. Хасан Б.И. Идеальная форма детства и проблема темпов возрастной динамики // Материалы 4-й научно-практической конференции «Педагогика развития: Возрастная динамика и ступени образования». Ч. 1. Доклады на пленарных заседаниях, секциях
    и круглых столах /  Под ред. И.Д. Фрумина, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина. Красноярск, 1997. С. 22–30.
  13. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. 250 с.
  14. Шнейдер Л.Б. Профессиональное самоопределение подростков
    в «координатах» отношения к времени жизни и труду // На пороге взросления:   Сб. науч. статей. / Под ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Корепановой. М.: МГППУ, 2011. С. 22–36.
  15. Arnett  J.J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties // The American Psychologist. 2000. № 55. P. 469–480. doi:10.1037/0003-066X.55.5.469.
  16. Gorlova N., Romanyuk L., Vanbrabant L., van de Schoot R. Meaning-in-life orientations and values in Youth: cross-cultural comparison // European Journal of Developmental Psychology. 2012. № 9 (6). P. 744–750. doi: 10.1080/17405629.2012.689823
  17. Koops W. Developmetrics. Instruments and procedures for developmental research // European Journal of Developmental Psychology. 2012. № 9 (4). P. 485.
  18. Sandy S.V., & Cochran K.M. The Development of conflict resolution skills in children //  Deutsch M., Coleman P. (Eds.) The Handbook of Conflict resolution. Theory and Practice. San Francisco,  Josses-Bass Publishers,  2000. P. 316–342.

Информация об авторах

Горлова Наталья Владимировна, Старший преподаватель кафедры психологии развития, Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет, e-mail: gorlova_n@mail.ru

Хасан Борис Иосифович, доктор психологических наук, Профессор кафедры управления человеческими ресурсами, Институт экономики, управления и природопользования, Сибирский федеральный университет. Преподаватель, Институт развития образования, Научно-исследовательский университет Высшая Школа Экономики. Преподаватель, Московская высшая школа социальных и экономических наук, e-mail: khbi@ippd.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2251
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1791
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0