Организационные аспекты оказания психологической помощи несовершеннолетним, склонным к суицидальному поведению

4003

Аннотация

Приводятся результаты анализа системы оказания помощи несовершеннолетним, склонным к суицидальному поведению. Показано, что школьный психолог может работать с ребенком на всех этапах развития суицидального поведения, сохраняя при этом принцип преемственности. Основной акцент делается на необходимости осуществления взаимодействия со специалистами своего и других ведомств. Обозначаются границы компетенции психологов, специалистов образовательных учреждений в ситуации суицидального риска (в сравнении с суицидологической службой здравоохранения), раскрывается роль школьных психологов в предупреждении развития суицидального поведения обучающихся. Описываются основные шаги по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, склонным к суицидальному поведению.

Общая информация

Ключевые слова: суицидальное поведение, суицидальный риск, суицидент, психологическая помощь, суицид, суицидолог, межведомственное взаимодействие

Рубрика издания: Консультирование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Миллер Л.В. Организационные аспекты оказания психологической помощи несовершеннолетним, склонным к суицидальному поведению [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n4/65723 (дата обращения: 04.10.2024)

Полный текст

Для того чтобы раскрыть организационный аспект оказания психологической помощи несовершеннолетним, склонным к суицидальному поведению, необходимо рассмотреть систему, решающую данную проблему (структура, взаимосвязи между элементами своей и других систем, задачи, функции и др.). Мы не претендуем на ее полное описание, но стремимся к этому. Цель настоящей статьи – представить формы суицидального поведения, с которыми могут столкнуться специалисты образовательных учреждений, нормативные правовые акты, определяющие задачи, компетенции в ситуации суицидального риска, сформировать мотивацию и готовность к осуществлению межведомственного взаимодействия.

В зависимости от основания для классификации можно выделить различные виды систем: микро-, макросистемы, формальные и неформальные, государственные и негосударственные. И хотя эти системы имеют конкретные цели и задачи, их можно объединить единой целью: обеспечение психического здоровья, психологического благополучия личности.

Проблема суицидального поведения обусловлена комплексом факторов объективного и субъективного характера, и решать ее можно только путем согласованных действий специалистов разных ведомств, оказывающих социальную, правозащитную, медицинскую, психологическую, информационную и другие виды помощи.

Одним их таких ведомств является Департамент образования. Поскольку дети проводят в образовательных учреждениях большое количество времени, их сотрудники, в первую очередь учителя, ежедневно взаимодействуя с учениками и воспитанниками, имеют возможность заметить существенные изменения в поведении ребенка. Они могут обратиться к школьным психологам для оценки психологического благополучия ребенка и принятия психологами, в случае необходимости, дальнейших действий, в том числе – по привлечению специалистов других ведомств. В связи с актуальностью данной проблемы сотрудникам образовательных учреждений, прежде всего школьным психологам, важно знать особенности развития суицидального поведения, его маркеры, специфику взаимодействия, основные шаги оказания помощи. Более того, они нуждаются в таких знаниях.

В связи с тем, что среди обучающихся могут быть дети, склонные к суицидальному поведению, рассмотрим следующие вопросы:

  • суицидальное поведение несовершеннолетних, посещающих образовательные учреждения;
  • границы компетенции специалистов образовательного учреждения при оценке суицидального риска;
  • нормативные правовые акты и организация суицидологической помощи в здравоохранении;
  • нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность психолога в образовании, и структура службы психологической помощи несовершеннолетним, склонным к суицидальному поведению;
  • психологическая помощь в образовательном учреждении несовершеннолетним, склонным к суицидальному поведению.

Суицидальное поведение несовершеннолетних, посещающих образовательные учреждения

Проблема суицидального поведения исследовалась представителями разных наук (медицины, социологии, философии, психологии), такими как Э.С. Шнейдман (Е.S. Shneidman), К.А. Менингер (К.А. Menninger), Д.Э. Дюркгейм (D.E. Durkheim), В.Е. Франкл (V.E. Frankl), А.Т. Бек (А.T. Веск), А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко и др. Опираясь на достижения в области суицидологии, остановимся на основных понятиях, необходимых нам в контексте данной статьи.

В трудах А.Г. Амбрумовой и ее коллег говорится о том, что суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта [1]. Поэтому, повышая уровень адаптации, помогая разрешать конфликты, школьный психолог, специалист психологических служб предпринимает меры по предупреждению развития суицидального поведения.

Суицидальное поведение имеет следующие уровни выраженности: пресуицидальный, суицидальный, постсуицидальный. Им предшествуют антивитальные переживания, которые в дальнейшем могут присутствовать на всех уровнях [1].

Под суицидальным поведением А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко понимают (в широком значении) любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Рассмотрим их.

Внутренние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, которые подразделяются на замыслы и намерения. Перечисленный ряд понятий, с одной стороны, отражает различия в структуре, в субъективном оформлении суицидальных феноменов, а с другой – представляет собой шкалу их глубины или готовности к переходу во внешние формы суицидального поведения.

Обычно пользуются тремя ступенями этой шкалы, выделяя кроме них особую, недифференцированную «почву» в виде антивитальных переживаний. К последним относятся размышления об отсутствии ценности жизни, которые выражаются в формулировках типа: «Жить не стоит», «Не живешь, а существуешь» и т. п., где еще нет четких представлений о собственной смерти, а имеется отрицание жизни.

Первая ступень – пассивные суицидальные мысли – характеризуется представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольной активности. Примером этому являются высказывания: «Хорошо бы умереть», «Заснуть и не проснуться», «Если бы со мной произошло что-нибудь, и Я бы умер ...» и т. д.

Вторая ступень – суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т. е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана ее реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.

Третья ступень – суицидальные намерения – предполагает присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидальным (пресуицидом). Длительность его может исчисляться минутами («острый пресуицид») или месяцами («хронический пресуицид»). Выделяют два типа пресуицидов: 1) аффективно-напряженный; 2) аффективно-редуцированный.

Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды. Суицидальная попытка — это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью (в отличие от завершенного суицида).

После совершения попытки самоубийства в ближайшем постсуицидальном периоде соответственно определяются три главных момента:

1) актуальность суицидогенного конфликта;

2) степень фиксированности суицидальных тенденций;

3) особенности отношения к совершенной попытке.

На основании сочетания выраженности данных показателей выделяют типы постсуицидальных состояний: 1) критический; 2) манипулятивный; 3) аналитический; 4) суицидально-фиксированный [1]. Учитывается также время, прошедшее с момента попытки.

Не стоит полагать, что знания в области суицидального поведения являются исключительно прерогативой медиков. Среди обучающихся есть дети, склонные в той или иной форме к суицидальному поведению. В результате исследования, проведенного С.В. Воликовой и А.Б. Холмогоровой с использованием «Опросника детской депрессии» (CDI; M. Kovacs) с участием 1527 детей и подростков из различных социальных групп (учеников общеобразовательных школ, гимназий Москвы и Московской области, подростков из неблагополучных семей и социальных сирот, проживающих в приютах или детских домах), было выявлено, что мысли о самоубийстве без намерения его осуществить присутствуют у более чем 20 % школьников, а желание убить себя – у 2 % школьников [21]. Среди детей из детских домов, по сравнению с детьми из других образовательных учреждений, в два раза больше тех, кто думает о самоубийстве, и тех, кто имеет такое намерение.

Таким образом, школу посещают дети, у которых в той или иной степени выражено суицидальное поведение (от витальных переживаний до суицидального риска в постсуицидальный период). Очевидно, что эти дети нуждаются в особом подходе. Школьный психолог, соблюдая принцип преемственности, этические нормы и не выходя за рамки своих компетенций, может работать с ребенком на всех этапах развития суицидального поведения.

Границы компетенции специалистов образовательного учреждения при оценке суицидального риска

Школьными психологами, специалистами Центров психолого-медико-социального сопровождения и антикризисных подразделений в их числе, оценивается психологическое благополучие, социально-психологическое состояние, в результате чего может быть получена первичная оценка суицидального риска. Суицидальный риск может быть выявлен школьным психологом также в результате наблюдения, беседы, получения информации от учителей, учеников и других лиц. Школьный психолог, помимо коррекционных и профилактических мероприятий в отношении детей, склонных к суицидальному поведению, должен уметь оказывать кризисную психологическую помощь, а также осуществлять внутриведомственное и межведомственное взаимодействие

Точная же оценка состояния несовершеннолетнего на предмет суицидального поведения (внутреннего и внешнего), а также лечебно-профилактические мероприятия, направленные на оказание специализированной помощи больным с суицидальными (аутоагрессивными) проявлениями, осуществляются суицидологами.

Для того чтобы школьным психологам и специалистам психологических служб образовательной системы при оценке суицидального риска, оказании психологической помощи и проведении профилактических мероприятий, направленных на сохранение психического и психологического здоровья несовершеннолетних, предупреждающих развитие суицидального поведения, не выходить за рамки своих компетенций, рассмотрим систему оказания суицидологической помощи в здравоохранении.

Нормативные правовые акты и организация суицидологической помощи в здравоохранении

Кризисная (суицидологическая), в том числе реабилитационная, помощь оказывается на основании законов РФ, приказов Министерства здравоохранения РФ, Департамента здравоохранения по вопросам соблюдения прав граждан при оказании психиатрической помощи, психотерапевтической помощи, в том числе помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением [4; 11; 14; 15].

Суицидологическая служба здравоохранения. Преимущество Превентивной суицидологической службы, созданной в Москве в середине 1970-х гг., заключается в гибкой системе оказания помощи суицидентам различных диагностических категорий.

Помощь суицидентам оказывают суицидологи, а именно врачи – психиатры, психотерапевты, прошедшие специальную подготовку по кризисной психотерапии, специалисты в области суицидологии. Суицидологи работают со всеми видами, формами суицидального поведения.

Кризисная психотерапевтическая помощь осуществляется согласованными действиями специалистов психотерапевтической бригады, в состав которой входят:

  • психотерапевт, имеющий в основе медицинское образование (использует психологические средства воздействия);
  • медицинский психолог;
  • социальный работник

Психиатр оценивает психическое состояние с точки зрения нормы или патологии, использует фармакологические средства воздействия на организм больного, так как аутоагрессивное (суицидальное) поведение может быть обусловлено психопатологическими расстройствами

Под организацией суицидологической помощи в здравоохранении понимается система лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оказание специализированной помощи больным с суицидальными (аутоагрессивными) проявлениями [17].

Структурные элементы организационной системы суицидологической помощи таковы [17].

Первичная помощь. Доврачебная (может быть оказана любым человеком) или первая врачебная помощь, которая оказывается суициденту при наличии соматических осложнений вследствие осуществления суицидальных действий, может быть оказана врачом любой специальности (чаще всего – бригадой скорой помощи) в больнице скорой помощи или в любом другом лечебном учреждении.

Экстренная помощь. Неотложная психиатрическая помощь при необходимости оказывается психиатрами в любом лечебном учреждении, куда поступил пациент с суицидальным поведением. Неотложная психотерапевтическая помощь оказывается службой «Телефон доверия».

Амбулаторно-консультационная помощь. Амбулаторная работа проводится суицидологами (психиатр, психотерапевт, медицинский психолог) в специализированных кабинетах социально-психологической помощи при поликлиниках общесоматического профиля или в специализированных суицидологических кабинетах при психоневрологических диспансерах

Госпитальная помощь. Стационарная специализированная помощь оказывается пациентам с суицидальными проявлениями в условиях кризисного стационара либо в психиатрических больницах в случае, когда аутоагрессивное (суицидальное) поведение обусловлено психопатологическими расстройствами.

Примечательно, что в ряде регионов появились Центры психического здоровья детей и подростков, расширился контингент несовершеннолетних пациентов (от трех до пятнадцати лет), в том числе функционирует НПЦ психического здоровья детей и подростков в Москве (до марта 2012 г. «Детская психиатрическая больница № 6»). Одним из его приоритетных направлений является оказание кризисной (суицидологической) помощи. Здесь осуществляется стационарная помощь и выстраивается амбулаторн-консультативная помощь несовершеннолетним с суицидальным поведением.

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность психолога в образовании, и структура службы психологической помощи несовершеннолетним, склонным к суицидальному поведению

В условиях происходящих в настоящее время изменений (переструктуризации системы) задачи сохранения психологического, психического благополучия несовершеннолетних остаются первостепенными. В связи с этим рассмотрим нормативные правовые документы и иные акты управления, регламентирующие деятельность школьных психологов, специалистов психологических служб в области оказания кризисной психологической помощи и профилактики суицидального поведения обучающихся в образовательных учреждениях. Помимо Федерального Закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», утратившего силу 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к числу таких документов относятся1: федеральные законы РФ, постановления Правительства РФ, приказы и информационные письма Департамента образования, Министерства образования и науки, Министерства труда [3–16; 18–20].

Для обеспечения большей объективности при описании нормативных правовых актов, определяющих задачи и компетенции психологов при работе с несовершеннолетними в ситуации суицидального риска, воспользуемся некоторыми результатами обзора российского законодательства в сфере профилактики суицида в системе образования, проведенного специалистом в области юриспруденции Н.Г. Андрюхиным [2]. Также следует учитывать, что некоторые документы в изменяющихся условиях могут терять свою силу.

В ст. 14 Федерального Закона РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [18] говорится о том, что на образовательные учреждения возложена обязанность оказывать социальнопсихологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящиеся в социально опасном положении [2].

В информационном письме Министерства образования и науки от 26 января 2000 г. № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» [6] указано, что жестокое обращение взрослых с детьми и подростками приводит их к отчаянию, безысходности и как следствие – к самоубийству. В информационном письме Министерства образования и науки от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков» [5] говорится уже о мерах по контролю за органами управления образованием, даются новые рекомендации руководителям органов управления образованием и поднимается вопрос о необходимости ежеквартально предоставлять информацию о случаях суицида. Приоритет в профилактике суицидов среди несовершеннолетних теперь отдается психологическим службам, а не органам управления образованием. Также делается акцент на необходимости межведомственного взаимодействия органов профилактики суицида несовершеннолетних для достижения поставленных задач.

На основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 26 октября 2011 г. № 2537 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011–2015 годы» [16], Письма Министерства образования и науки РФ, в частности Департамента воспитания и социализации детей, от 27 февраля 2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся» [7] и других документов, лежащих в их основе, были разработаны дополнительные меры, направленные на профилактику суицидального поведения обучающихся образовательных учреждений. К этим мерам относятся: организация работы по профилактике суицидального поведения обучающихся в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования, проведение просветительской работы с родителями; повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений по данной проблеме; решение кадрового вопроса. Говорится также о необходимости использовать ресурсы региональных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, при проведении профилактической работы, активизации межведомственного взаимодействия.

Служба кризисной психологической помощи в образовании включает в себя:

  • научно-практический Центр экстренной психологической помощи МГППУ;
  • окружные и районные центры психолого-медико-социального сопровождения, антикризисные подразделения;
  • школьную психологическую службу.

Школьная служба кризисной помощи в зависимости от ситуации привлекает (предположительно) следующих специалистов:

  • школьного психолога;
  • социального работника;
  • медицинского работника.

В некоторых школах введена должность заместителя директора по безопасности. Если такой специалист имеет еще и психологическую подготовку, то его участие может быть особенно ценно в плане организации комплексной помощи. Однако в большинстве случаев бывает достаточно помощи психолога.

Психологическая помощь в образовательном учреждении несовершеннолетним, склонным к суицидальному поведению

В ситуации суицидального риска основные шаги специалистов образовательного учреждения направлены на решение следующих задач:

  • сбор, уточнение информации о ребенке;
  • оказание кризисной помощи;
  • взаимодействие с социальным окружением с целью нормализации условий жизнедеятельности ребенка.

При наличии суицидальных намерений ученик должен быть направлен (родителям рекомендуют обратиться) к специалисту-суицидологу (психиатру, врачу-психотерапевту, медицинскому психологу) для более точного определения его состояния и оказания психологической помощи, а в случае необходимости – и фармакологической помощи.

Получение информации о ребенке – первый шаг к его пониманию. Этот шаг необходим для того, чтобы помощь могла быть оказана. Следует собрать как можно более полную информацию об индивидуально-личностных особенностях ученика, ситуации в семье, межличностных отношениях в классе, с другим социальным окружением, о наличии или отсутствии психотравмирующего опыта, об изменениях в поведении ребенка, его эмоциональном состоянии, успеваемости, о наличии или отсутствии социальной поддержки, о состоянии психического и физического здоровья. Информацию можно получить от классного руководителя, социального и медицинского работника, одноклассников, самого ученика, его родителей.

Субъекты взаимодействия. При оказании психологической помощи воспитанникам образовательного учреждения необходимо, помимо непосредственного взаимодействия с ребенком, в зависимости от ситуации установить взаимодействие с его социальным окружением (родителями, учителями, сверстниками), с администрацией, персоналом школы (социальным работником, заместителем директора по безопасности), со специалистами своего и других ведомств.

Первая беседа с ребенком предполагает:

  • установление контакта;
  • определение степени суицидального риска (посредством беседы): вида суицидального поведения, индивидуальных особенностей, сложившейся ситуации, наличия поддержки, суицидальных и антисуицидальных факторов, состояния;
  • составление прогноза с учетом совокупности объективных и субъективных факторов;
  • постановку задач оказания кризисной психологической помощи;
  • снятие эмоционального напряжения и частичную дезактуализацию суицидальных установок (выслушивая, давая эмоциональную поддержку);
  • осуществление психологической поддержки, формирование веры в наличие выхода из сложившейся ситуации, в возможность конструктивного разрешения проблемы;
  • при необходимости оказания медицинской или иных видов помощи, мотивирование ребенка (и родителей) на получение помощи со стороны специалистов данных ведомств;
  • в ситуации высокого суицидального риска предупреждение несовершеннолетнего о том, что психолог должен сообщить об этом его родителям.

Основной задачей беседы с родителями является консультирование родителей ребенка по следующим вопросам:

  • состояние ребенка (в динамике), индивидуальные, возрастные особенности, межличностные отношения, маркеры суицидального поведения (в том числе в прошлом);
  • мотивирование родителей на дальнейшее взаимодействие, в том числе со специалистами своего и других ведомств (при соблюдении этических норм деятельности психолога);
  • информирование о службах, оказывающих специализированную помощь;
  • рекомендации относительно взаимодействия с ребенком;
  • дальнейшее поддержание контакта психолога с родителями, получение информации от родителей о действиях, предпринятых со стороны родителей в направлении оказания помощи своему ребенку, учете рекомендаций психолога.

Основной целью взаимодействия с социальным окружением (родителями, учителями, сверстниками) является изменение неблагоприятных условий, ситуаций, провоцирующих суицидальное поведение ребенка (например, страничка в социальных сетях, содержащая компрометирующую информацию об учениках школы).

Взаимодействие с администрацией, персоналом школы (социальным работником, заместителем директора по безопасности) направлено на сбор объективной информации о ребенке, подключение дополнительных ресурсов для оказания помощи ребенку.

Если случай выходит за рамки компетенции школьного психолога или это сложный случай, школьный психолог должен обратиться к специалистам служб своего или иных ведомств. Все кризисные ситуации, телефоны специальных служб, оказывающих разные виды помощи, должны быть отражены в антикризисном плане образовательных учреждений.

Последующие встречи с ребенком направлены на решение следующих задач:

  • стабилизация состояния, понимание и принятие ребенком своих чувств, выявление и коррекция неадаптивных установок и паттернов поведения, актуализация ресурсов, коррекция межличностных отношений;
  • освоение и закрепление адаптивных способов поведения, повышение уровня адаптации (в том числе – посещение тренингов).

Выводы

Среди обучающихся есть дети, склонные, в той или иной форме, к суицидальному поведению. Эта проблема требует повышенного внимания. Организационный аспект оказания психологической помощи несовершеннолетним, склонным к суицидальному поведению, заключается в выявлении и установлении связей между элементами системы, решающей данную проблему. Большое значение в эффективности работы данной системы играют нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность специалистов, работающих в области профилактики суицидального поведения несовершеннолетних и устанавливающие границы компетенции. В условиях происходящих изменений (переструктуризации системы) задачи сохранения психологического, психического благополучия несовершеннолетних остаются первостепенными.

Проведенный нами анализ проблемы оказания психологической помощи несовершеннолетним, склонным к суицидальному поведению, позволяет говорить о следующем.

Проблема суицидального поведения обусловлена комплексом факторов объективного и субъективного характера, и решать ее можно только путем объединения усилий и согласованных действий специалистов разных ведомств, оказывающих социальную, правозащитную, медицинскую, психологическую, информационную и другие виды помощи.

Школьный психолог может работать с ребенком на всех этапах развития суицидального поведения, соблюдая при этом принцип преемственности, этические нормы и не выходя за рамки своих компетенций.

Повышая уровень адаптации, помогая разрешать конфликты, школьный психолог и специалист психологических служб предпринимают меры по предупреждению развития суицидального поведения.

Деятельность специалистов образовательной системы регламентирована рядом нормативно-правовых документов, в которых прописаны задачи и основные меры, направленные на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних. Психологи образовательной системы должны быть компетентными в области оказания кризисной психологической помощи, в том числе детям, склонным к суицидальному риску

Целью первых встреч с учащимся, склонным к суицидальному поведению, является снятие эмоционального напряжения и частичная дезактуализация суицидальных

установок, поэтому используются техники выслушивания, эмоциональной поддержки. Последующие встречи с ребенком направлены на решение таких задач, как стабилизация состояния, понимание и принятие ребенком своих чувств, выявление и коррекция неадаптивных установок и паттернов поведения, коррекция межличностных отношений, освоение и закрепление адаптивных способов поведения, повышение уровня адаптации (в том числе посещение тренингов). Повышая уровень адаптации, помогая разрешать конфликты, школьный психолог, специалист психологических служб предпринимает меры по предупреждению развития суицидального поведения.

Оказание психологической помощи несовершеннолетним в ситуации суицидального риска, помимо взаимодействия с ребенком, предполагает, в зависимости от ситуации, взаимодействие: с социальным окружением (родителями, учителями, сверстниками) с целью изменения неблагоприятных условий, ситуаций, провоцирующих суицидальное поведение ребенка; с администрацией, персоналом школы (социальным работником, заместителем директора по безопасности) с целью сбора объективной информации о ребенке, подключения дополнительных ресурсов для оказания помощи ребенку.

Если случай выходит за рамки компетенции школьного психолога, а также в сложном случае необходимо, опираясь на организационную структуру системы оказания суицидологической, кризисной помощи, обратиться к специалистам служб своего или иных ведомств.

 

1 В данной статье указаны не все документы. Анализ нормативно-правовых документов – отдельная задача, решаемая совместно с юристами.

Литература

  1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. М.: НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1980. 55 с.
  2. Андрюхин Н.Г. Обзор российского законодательства в сфере профилактики суицида // Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: Сб. материалов научно-практической конференции / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева,
    Е.Г. Артамонова. М.: АНО ЩНПРОЦ, 2013. С. 5–12.
  3. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» [Электронный ресурс] // Департамент образования города Москвы. URL: http://www.educom.ru/ru/documents/prav_akt/federal/3266_1.pdf (дата обращения: 10.10.2013).
  4. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.10.2013).
  5. Информационное письмо Министерства образования и науки от 29 мая 2003 г. № 03-51-102 ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Bestpravo.ru. URL: http://bestpravo.ru/rossijskoje/rx-praktika/m3b.htm (дата обращения: 10.10.2013).
  6. Информационное письмо Министерства образования и науки от 26 января 2000 г. № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Bestpravo.ru. URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/lj-pravo/w9k.htm (дата обращения: 10.10.2013).
  7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся» [Электронный ресурс] // Законодательство РФ. URL: http://epicethics.ru/index.php?ds=260996 (дата обращения: 10.10.2013).
  8. Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 53 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения “Центр психолого-педагогической помощи населению”» [Ministry of Labor Decree of July 19, 2000 № 53 "On approval of guidelines for the organization of the public (municipal) institutions" Center of psychological and educational assistance to the population"] [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Bestpravo.ru. URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/dg-pravila/w5p.htm (дата обращения: 10.10.2013).
  9. Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 54 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения “Центр экстренной психологической помощи по телефону”» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Bestpravo.ru. URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/dg-pravila/w5b.htm (дата обращения: 10.10.2013).
  10. Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (в ред. постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.10.2013).
  11. Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 13 февраля 2012 г. № 109 «О создании кризисной (суицидологической) службы в государственных учреждениях здравоохранения города Москвы» // Правовая система Референт. URL: http://www.referent.ru/ (дата обращения: 10.10.2013).
  12. Приказ Департамента образования города Москвы от 11 июля 2003 г. № 683 «Об открытии антикризисных отделений в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» [Электронный ресурс] // Правовая система Референт.URL:http://www.referent.ru/3/84014 (дата обращения: 10.10.2013).
  13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/12182689/ (дата обращения: 10.10.2013).
  14. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 мая 1998 г. № 148 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением» [Электронный ресурс] // Институт психотерапии и клинической психологии. URL: http://www.psyinst.ru/page.php?p=527 (дата обращения: 10.10.2013).
  15. Приказ Минздрава РФ от 16 сентября 2003 г. № 438 «О психотерапевтической помощи» [Электронный ресурс] // Институт психотерапии и клинической психологии. URL: http://www.psyinst.ru/page.php?p=537 (дата обращения: 10.10.2013).
  16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 октября 2011 г. № 2537 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011–2015 годы» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и научно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/902313651(дата обращения: 10.10.2013).
  17. Суицидология. Основные термины и понятия: Методическое пособие / Авторы-сост. А.П. Чуприков, Г.Я. Пилягина, В.Ф. Войцех. Киев: Украинский НИИ социальной и судебной психиатрии, 1999.
  18. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] // Департамент образования города Москвы. URL: http://www.educom.ru/ru/documents/prav_akt/federal/120-FZ.pdf (дата обращения: 10.10.2013)
  19. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Департамент образования города Москвы. URL: http://www.educom.ru/ru/documents/prav_akt/federal/124-FZ.pdf (дата обращения: 10.10.2013).
  20. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. 2012, 31 декабря. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 10.10.2013)
  21. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра [Электронный ресурс] // Медицинская психология. 2012. № 2 (13). URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer11.php (дата обращения: 10.10.2013).

Информация об авторах

Миллер Людмила Владимировна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории «Научно-методическое обеспечение экстренной психологической помощи» Центра экстренной психологической помощи ИЭП, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), старший научный сотрудник отдела суицидологи, Московский НИИ психиатрии Минздрава РФ, Москва, Россия, e-mail: lmill@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3922
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 4003
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0