Ожирение и депрессия у детей и подростков: проблема коморбидности и профилактики

42

Аннотация

Актуальность. В настоящее время ученые говорят об эпидемии ожирения среди детей и подростков, что связано со значительными рисками и ухудшением психического и физического здоровья молодого поколения. Цель работы: исследовать связь между депрессией и ожирением у детей и подростков. В работе представлены литературный обзор широко дискутируемой проблемы связи депрессии и ожирения, а также результаты собственного эмпирического исследования, полученные на выборке пациентов Центра лечения и профилактики метаболических заболеваний и ожирения ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Минздрава России. Материалы и методы. В исследовании приняли участие респонденты в возрасте от 7 до 17 лет (M = 12,5, SD = 2,5), всего 153 человека с коэффициентом стандартного отклонения ИМТ от 1,2 до 4,2 (M = 2,8, SD = 0,5), из которых 52% — женского пола, 48% — мужского.В исследовании использовались следующие методики: диагностическая беседа с ребенком и родителями, «Опросник детской депрессии» М. Ковак (Children's Depression Inventory, Maria Kovacs, 1992). Результаты. Полученные в работе данные позволяют говорить о высоком уровне коморбидности ожирения и депрессивной симптоматики среди детей и подростков: 52% девочек и 27% мальчиков, принявших участие в исследовании, имеют симптомы депрессии той или иной степени тяжести. Также зафиксированы более тяжелые формы ожирения у мальчиков по сравнению с девочками при первичном обращении за специализированной помощью, что косвенно свидетельствует о большей озабоченности здоровьем и внешним видом со стороны девочек и их семей. Подавляющее большинство родителей отмечают нездоровый режим питания, низкую физическую активность и нарушения режима сна у детей. Делаются выводы о необходимости повышения информированности детей, родителей, педагогов и детских специалистов разных профилей о связи депрессивной симптоматики и ожирения, а также о важности проведения соответствующей диагностики и разработки комплексных программ лечения и профилактики как ожирения, так и депрессии.

Общая информация

Ключевые слова: дети и подростки, ожирение, депрессия, коморбидность, профилактика, психологическая помощь

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2024320301

Финансирование. Работа выполнена в рамках государственного задания «Механизмы развития эффекта “плато” после снижения массы тела и рецидива ожирения у детей и взрослых: адаптивный термогенез, миокиновый профиль, пищевое поведение, метаболические, нутритивные и провоспалительные маркеры» (регистрационный номер 1023022400038-1)

Получена: 15.08.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Флитман Е.Д., Якубова Л.Н., Холмогорова А.Б., Васюкова О.В. Ожирение и депрессия у детей и подростков: проблема коморбидности и профилактики // Консультативная психология и психотерапия. 2024. Том 32. № 3. С. 8–27. DOI: 10.17759/cpp.2024320301

Полный текст

Введение

С середины прошлого века распространенность ожирения среди населения неуклонно растет. По данным ВОЗ, с 1975 по 2016 г. число людей с диагнозом ожирение во всем мире выросло втрое, достигнув 13% взрослого населения планеты [8]. Также растет процент детей с ожирением. Этот факт привлекает особое внимание специалистов и общественности, так как ожирение, сформированное в детском возрасте, с высокой долей вероятности хронифицируется во взрослом возрасте и приведет к негативным последствиям в соматическом здоровье, психическом благополучии и в социальном функционировании. Среди детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет распространенность избыточной массы тела и ожирения резко возросла с 4% в 1975 г. до более 18% в 2016 году, достигнув к тому моменту значения 340 миллионов человек, что позволяет говорить о настоящей эпидемии ожирения у молодого поколения [2]. В Российской Федерации за период с 2014 по 2018 г. общая заболеваемость ожирением среди детей увеличилась на 21,4%, первичная - на 8,7% [8]. Начиная с 2005 г. в подростковой выборке отмечается резкое увеличение численности детей с ожирением, при этом этот показатель статистически выше, чем в других возрастных группах [9].

Избыточный вес и ожирение имеют высокую степень коморбидности не только с нейроэндокринными и кардиологическими нарушениями, негативными последствиями для опорно-двигательного аппарата и репродуктивной функции, но и напрямую связаны с высоким риском возникновения психопатологических симптомокомплексов.
Многочисленные исследования убедительно доказывают более частые и выраженные проявления расстройств аффективного спектра среди детей и подростков с избыточным весом и ожирением по сравнению с группой условной нормы. Уровень депрессивных проявлений, по данным разных авторов, приближается к 50% среди детей и подростков с ожирением; причем признаки депрессии чаще наблюдаются у девочек, чем у мальчиков [22].

А.Дж. Станкард одним из первых описал модель взаимосвязи депрессии и ожирения [14]. Так, генетическая предрасположенность (общий набор генов) к депрессии и ожирению может быть активирована влиянием внешней среды, в частности, неблагоприятный детский опыт (беспорядочный рацион и вредные пищевые привычки семьи, высокий уровень стрессогенности, насмешки со стороны значимого окружения) способствует развитию как депрессии, так и ожирения и, предположительно, их совместному возникновению.

Исследования показывает, что тяжелые формы депрессии могут стать причиной увеличения массы тела во взрослом возрасте. При ретроспективном исследовании 9374 подростков в возрасте от 12-19 лет были выявлены риски последующего ожирения у детей с депрессивными симптомами [15; 17; 20].

Ряд авторов рассматривают депрессивные расстройства в детстве в качестве предикторов ожирения во взрослом возрасте. Так, у взрослых, имевших депрессивные симптомы в детском возрасте, ИМТ был выше [17]. Однако в исследованиях имеет место и обратная зависимость: чем выше показатель ИМТ, тем выше уровень и глубина депрессивных переживаний. На основании данных о высокой степени взаимосвязи между депрессией и ожирением, существует гипотеза о том, что эти нозологические единицы являются одной болезнью с разным сроком манифестации [21; 26].

Результаты исследований уровня тревоги у детей и подростков с ожирением в сравнении с детьми из контрольной группы свидетельствуют о высоких показателях тревожности, достигающих субклинического уровня, у подрастающего поколения [11]. В структуре тревожных переживаний у детей и подростков с ожирением выделяют высокие показатели реактивной и личностной тревожности, а также у трети детей выражена интенсивная тревога в межличностном взаимодействии, т. е. высокая социальная тревожность [2; 3].

С учетом многочисленных исследований, подтверждающих высокую распространенность и тесную связь депрессии и ожирения, встает вопрос о необходимости разработки как эффективных методик выявления группы риска, так и комплексной модели ранней профилактики и помощи, учитывающей оба заболевания. Имеющиеся программы помощи, делают основной акцент на психообразовательной работе с семьями, касающейся вопросов здорового образа жизни, правильного рациона питания, повышения физической активности, соблюдения режима сна и отдыха [23]. В нашей стране подобные пилотные проекты реализуются на базе городских поликлиник [5; 6]. Психообразовательные программы состоят из блоков-модулей, посвященных определенной тематике: патогенетические факторы формирования ожирения, принципы рационального питания, составление индивидуальных рационов, повышение физической активности для эффективного снижения массы тела и лечебной физкультуры, основные принципы медикаментозного лечения ожирения у детей.

В иностранных источниках описываются программы для детей с ожирением, реализуемые в формате детского лагеря [24]. Метаанализ показал большую эффективность подобных лагерей, если в программу были включены компоненты когнитивно-бихевиоральной терапии (КБТ). Снижение процента избыточного веса у участников программ при последующем наблюдении составило в среднем 30% для программ с КБТ, тогда как для программ, не включающих методы КБТ, это снижение составило всего 9% [19]. Кроме того, включение КБТ в длительные амбулаторные программы также способствовало более стойким результатам в снижении веса и улучшению психологического состояния по сравнению с контрольной группой. Интересно, что между программами с КБТ и программами, ограничивающимися только бихевиоральными методами, различия в эффективности не были обнаружены [18].

На наш взгляд, эффективность таких программ может быть повышена за счет разработки системных моделей, учитывающих не только нездоровые личностные установки и стратегии поведения, но и макро- (ценности и стандарты культуры и общества) и микросоциальные (социальную ситуацию развития ребенка - правила и нормы семьи, школьная ситуация и т. п.) факторы. Причем, по мнению авторов статьи, важно выделять и учитывать в таких программах как общие, так и специфические для ожирения и депрессии факторы риска.

Так, на основе многофакторной модели аффективных расстройств, разработанной А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян [12; 13], можно выделить следующие уровни, объединяющие блоки факторов, способствующих росту ожирения и депрессивной симптоматики у детей и подростков.
  1. На макросоциальном уровне: высокая доступность и активная реклама фастфуда и быстрых углеводов как источников хорошего настроения; культ успеха и высших достижений; высокий повседневный стресс и постоянные социальные сравнения в школьной среде; нереалистичные стандарты красоты и гендерные стереотипы.

Следует подчеркнуть, что в решении данных проблем ключевую роль играют политика в области образования и здравоохранения и ценности общества, приоритеты социальной повестки и мероприятий, направленных на сохранение здоровья будущих поколений.

  1. На семейном уровне: ценность успеха и достижений; низкая родительская эффективность (нарушение режима сна и питания, отсутствие физической активности, избыток времени, проводимого детьми у экрана), отсутствие семейной культуры питания, нарушения пищевого поведения у родителей; проблемы коммуникативных дисфункций в семье в виде интенсивной родительской критики и запрета на выражение чувств. В исследовании А.В. Сухановой и А.Б. Холмогоровой убедительно продемонстрирована роль дисфункциональных семейных коммуникаций в появлении избыточного веса у подростков, прежде всего родительской критики, а также нарушений пищевого поведения и высокого уровня перфекционизма у самих родителей [10].
Для решения и профилактики проблем, возникающих на семейном уровне, важны повышение информированности родителей о психологических проблемах и способах их решения; организация психообразовательных мероприятий, включающих, например, школьные собрания с психологом; повышение доступности помощи семейных психологов и психотерапевтов.

3. На личностном уровне: перфекционизм, алекситимия и нарушения эмоциональной саморегуляции.
Для решения и профилактики личностных проблем необходимо повышение информированности детей, родителей и педагогов о механизмах возникновения личностных нарушений и о способах их коррекции, проведение психообразовательных мероприятий в школах и университетах, повышение доступности психологической и психотерапевтической помощи.

4. На интерперсональном уровне: частые невыгодные социальные сравнения, которым способствует атмосфера соперничества и общение в Интернете, буллинг в школе, одиночество, конкурентная школьная среда с системой рейтингов.

Для решения и профилактики интерперсональных проблем важно проведение психообразовательных мероприятий, в том числе с работниками образовательных учреждений, развитие и доступность групповых форм психологической работы: тренингов, дискуссий и психотерапевтических групп.

Таким образом, помимо оказания индивидуальной медицинской и психологической помощи, важным в разработке комплексных программ профилактики ожирения является повышение компетентности родителей и педагогов относительно факторов депрессии и ожирения, а также разворачивание социальных мероприятий и проектов, направленных на оздоровление пищевого поведения (например, ликвидация заведений с фастфудом вокруг учебных заведений и налаживание работы столовых) и снижение стрессогенности социальной среды (например создание здоровой атмосферы в школе).

Материалы и методы исследования

Целью данного исследования является определение уровня депрессивной симптоматики среди детей и подростков с ожирением.

Выборочное исследование[1] проводилось среди пациентов, обратившихся в период с января по июль 2024 г. в Центр лечения и профилактики метаболических заболеваний и ожирения (НМИЦ Эндокринологии Минздрава России) с целью прохождения чекап-программы по причине лишнего веса.
Консультация психолога является обязательной частью комплексной программы обследования. В рамках приема психолога с ребенком и родителем проводилась диагностическая беседа и ребенку предлагалось самостоятельно заполнить опросник детской депрессии М. Ковак.

Методики. Опросник детской депрессии М. Ковак (Children's Depression Inventory, Maria Kovacs, 1992, адаптация для российской выборки - С.В. Воликова, О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова, 2011) широко используется для измерения выраженности депрессивной симптоматики у детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет [1]. Опросник состоит из 27 блоков, каждый по 3 утверждения. Респонденту предлагается выбрать то утверждение, которое наиболее соответствует его самочувствию в последнее время. Каждый ответ испытуемого оценивается от 0 до 2 баллов, тест включает в себя как прямые, так и обратные вопросы. Обработка происходит путем подсчета, как общего показателя выраженности депрессии, так и пяти специфических показателей, или подшкал: негативное настроение, межличностные проблемы, неэффективность, ангедония, негативная самооценка. Тестовые баллы, как при подсчете общей суммы, так и при обработке каждого отдельного критерия, интерпретируются по специальной таблице. Значения общего балла от 0 до 54 считаются вариантами нормы, при показателе выше 50 баллов речь идет о появлении симптомов депрессии. При адаптации на российской выборке валидность была доказана только для общего балла депрессии [1].

Антропометрические измерения включали: измерение роста, веса, расчет индекса массы тела (ИМТ). ИМТ оценивался для конкретного возраста и пола и представлен в виде числа стандартных отклонений от среднего (SDS). Согласно национальным клиническим рекомендациям по диагностике и лечению ожирения [1], у детей избыточная масса тела диагносцировалась при значении SDS ИМТ от 1,0 до 1,9, ожирение - при значении SDS ИМТ ≥ 2,0. Значение SDS ИМТ от 2,0 до 2,5 определяли как ожирение I степени, SDS ИМТ от 2,6 до 3,0 - II степени, SDS ИМТ от 3,1 до 3,9 — III степени, SDS ИМТ ≥ 4,0 - морбидное ожирение. Оценка полового развития проводилась по шкале Дж. Таннера.

Выборка. В исследовании участвовали 153 ребенка (73 мальчика, 80 девочек) в возрасте от 7 до 17 лет (M = 12,5 лет, SD = 2,5 г.) с конституционально-экзогенным ожирением (SDS ИМТ от 1,2 до 4,2; M = 2,8, SD = 0,5)[2] и избыточной массой тела, с I—IV стадией полового развития, по Дж. Таннеру. Большинство пациентов на момент обращения имели выраженное ожирение: 34% (n = 52) с ожирением I степени, 27,5% (n = 42) - II степени, 32% (n=49) - III степени, 2% (n = 3) - с морбидным ожирением — и только 4,5% (n = 7) имели избыточную массу тела. В исследовании преобладали подростки со II—III стадией полового развития по шкале Дж. Таннера. Среди респондентов преобладали дети и подростки проживающие в полный семьях (108 чел.), у 45 детей родители были разведены.

Критериями исключения из исследования были наличие других форм ожирения (гипоталамическое, моногенное, синдромальное и др.) и тяжелых сопутствующих заболеваний (болезни легочной системы, некомпенсированная артериальная гипертензия, сахарный диабет 1 и 2 типа), а также факты установленных психиатрических диагнозов.

Статистическая обработка данных: методы описательной статистики, Хи-квадрат.

Результаты исследования

Согласно полученным результатам, у 62 детей (40%) уровень симптомов депрессии выше средней возрастной нормы (рис. 1).

Рис. 1. Распределение респондентов по выраженности депрессивной симптоматики (N = 153)

Как видно на рис. 1, повышенный уровень депрессивности отмечается у 52% девочек и 27% мальчиков, принявших участие в исследовании. Эти данные согласуются с рядом зарубежных исследований, указывающих на высокий уровень коморбидности ожирения и депрессии. Кроме того, отмечается значимо больший процент лиц с депрессивной симптоматикой среди девочек по сравнению с мальчиками. Такие данные могут объясняться гендерными стереотипами и современными социальными нормами, которые позволяют девочкам более свободно говорить о своих переживаниях и жаловаться, а также лучше осознавать свои негативные эмоции [4].


Рис. 2. Распределение детей по уровням выраженности депрессивной симптоматики

На рис. 2 представлено разделение выборки на четыре уровня в зависимости от выраженности депрессивной симптоматики: «чуть выше среднего уровня» (55-60 баллов); «выше среднего уровня» (61-65 баллов); «значительно выше среднего уровня» (66-70 баллов) и «очень значительно выше среднего уровня» (выше 70 баллов). Группы с показателем депрессии «значительно выше среднего уровня» и «очень значительно выше среднего уровня» автор теста М. Ковак относит к группе риска; к аналогичным выводам пришли и авторы адаптации методики для российской выборки [1].


Рис. 3. Процент мальчиков и девочек с выраженными симптомами депрессии по отдельным шкалам теста (N = 153)

Хотя по результатам российской валидизации опросника надежным оказался только подсчет по общему баллу депрессии [1], в исследовательских целях мы решили посмотреть, как распределились баллы по отдельным шкалам опросника среди мальчиков и девочек. Как и в случае общего показателя выраженности депрессии, больший процент девочек по сравнению с мальчиками демонстрируют баллы по каждому из отдельных критериев депрессивности, значимо превышающие норму. Как среди мальчиков, так и среди девочек самый распространенный фактор депрессивности - межличностные проблемы. Данный фактор измеряет такие параметры, как восприятие себя как плохого, негативизм и непослушание. Наименее распространенный фактор среди мальчиков - ощущение себя неэффективным в школе, что может говорить о более легкой социализации мальчиков среди сверстников и меньшей озабоченности темой учебы. Наименее распространенный фактор депрессивности среди девочек - ангедония, т. е. нарушение способности переживать удовольствие. Ангедония может способствовать возникновению компенсаторной стратегии поиска быстрых способов получения хотя бы временного удовольствия, которое можно получить, в том числе потребляя калорийную пищу.

Отдельно стоит обратить внимание на вопрос, содержащий в себе информацию о наличии либо отсутствии у респондента суицидальных мыслей.

Рис. 4. Процент мальчиков и девочек, давших положительный ответ на вопрос о наличии суицидальных мыслей (N = 153)

Согласно полученным данным, 30 детей (20%) откровенно говорят о наличии суицидальных мыслей без явных намерений их реализации. При дальнейшем расспросе дети объясняют эти мысли переживанием чувств, связанных с травлей, негативными социальными сравнениями, осуждением и нехваткой поддержки, как со стороны семьи, так и в школе. Вариант ответа, обозначающий активные суицидальные намерения, не выбрал ни один из участников исследования.

Также показательным в контексте проблем ожирения и депрессии является вопрос об удовлетворенности собственным внешним видом.
Рис. 5. Распределение ответов детей по поводу удовлетворенности своим внешним видом (N = 153)

Как видно на рис. 4, всего 25 детей (16%) довольны своим внешним видом. Большая часть выборки (98 чел., 64%) не вполне довольны своей внешностью. 30 человек (19%), 22 из которых - девочки, считают себя уродливыми. Такие результаты могут говорить об озабоченности детей не только вопросами собственного здоровья, но и вопросом соответствия принятым в обществе стандартам красоты, особенно среди девочек.

Рис. 6. Число мальчиков и девочек в зависимости от выраженности симптомов ожирения (N = 153)

На рис. 6 представлено число мальчиков и девочек с различными уровнями ожирения. Обращает на себя внимание значительно большее число девочек с ожирением I степени и повышенной массой тела, тогда как среди пациентов с ожирением II и III степени больше оказывается именно мальчиков. Такие данные могут говорить о большем беспокойстве по поводу лишнего веса со стороны как самих девочек, так и их родителей, что способствует принятию решения об обращении к специалистам на ранней стадии проблемы.

Рис. 7. Распределение пациентов (в %) по выраженности депрессивной симптоматики в группах с разными степенями ожирения (N = 153)

Данные, представленные на рис. 7, свидетельствуют об отсутствии прямой связи симптомов депрессии и выраженности ожирения.

В рамках диагностических бесед наиболее частыми проблемами, которые обозначали как родители, так и сами дети являются:

1) отсутствие здорового режима питания, привычка к перекусам и/или частая тяга к сладкому (84%, 129 детей);

2) низкий уровень физической активности в сочетании с избытком (3 и более часа в день) экранного времени (73%, 113 детей);

3) отсутствие здорового режима сна, поздние отходы ко сну (70%, 107 детей);

4) проблемы в школе - травля, отсутствие интереса к учебе (53%, 81 ребенок);

5) отсутствие хобби и увлечений помимо гаджетов, сниженная социальная активность (45%, 69 детей).

В совокупности, данные проблемы могут говорить о сложностях в эмоциональной саморегуляции у детей с лишним весом, отсутствии навыков совладания со стрессом, использовании еды и гаджетов в качестве деструктивных стратегий регуляции своего эмоционального состояния.

Обсуждение результатов и выводы

Наиболее признанной в настоящее время считается модель, рассматривающая ожирение и депрессию как взаимосвязанные заболевания, каждое из которых может оказывать влияние на манифестацию и утяжеление другого. Анализ результатов международных исследований подтверждает высокий уровень коморбидности ожирения и депрессивной симптоматики у детей и подростков. Эти данные подтверждаются результатами нашего исследования. При этом отмечаются определенные гендерные различия: в группе девочек, по сравнению с мальчиками, депрессивная симптоматика выявляется чаще — как по сумме баллов, так и по каждому отдельному показателю опросника депрессии М. Ковак. Кроме того, значимо большее количество девочек приходят с родителями на чекап-программы с ожирением I степени, т. е. на более ранних стадиях болезни, чем мальчики. При этом 20% детей с лишним весом признают наличие суицидальных мыслей, а 84% отмечают переживания, связанные с недовольством собственной внешностью, причем 20% из них считают себя уродливыми. Большая часть из этих 20% - девочки с выраженными симптомами депрессии.

Наличие лишнего веса в сочетании с депрессивной симптоматикой и давлением со стороны социума создает высокий риск для развития у детей расстройств пищевого поведения, в частности, среди пациентов с ожирением наиболее часто наблюдаются признаки компульсивного переедания. Отдельно обращает на себя внимание тот факт, что ни одна из семей, принявших участие в исследовании, не обращалась ранее за профессиональной психологической или психиатрической помощью по поводу депрессивной симптоматики или признаков РПП, что говорит о высоком уровне стигматизации психологической помощи в сочетании с низким уровнем информированности людей о роли психологических проблем в развитии ожирения и наличии сложностей с нахождением доступной квалифицированной психолого-психиатрической помощи.

Больше половины семей отмечают проблемы с режимом сна и питания детей, низкий уровень их физической активности, избыток экранного времени, наличие проблем в школе. Такие данные позволяют говорить о проблеме низкой родительской эффективности в семьях детей с лишним весом.

В ходе исследования не было выявлено прямой связи между индексом массы тела и степенью выраженности депрессивной симптоматики. То есть гипотеза об усугублении депрессивной симптоматики с набором веса в нашем исследовании не получила подтверждения. Анализ беседы с родителями и детьми, а также литературные данные подтверждают многофакторную модель расстройств аффективного спектра [16; 23] и важность учета каждого из выделенных в ней уровней, как для профилактики ожирения и депрессии, так и для лечения уже возникших заболеваний.

Важно продолжить исследования, обосновывающие системный комплексный подход к профилактике и лечению ожирения и депрессии — как заболеваний с высоким уровнем коморбидности и взаимного влияния.

[1] Протокол исследования одобрен 13.03.2024 г локальным этическим комитетом при ГНЦ ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Минздрава России (выписка из протокола № 5 от 13.03.2024 г). Родители всех включенных пациентов подписали добровольное информированное согласие на участие в исследовании.

[2] SDS — от англ. standart deviation score — коэффициент стандартного отклонения; ИМТ— индекс массы тела.

Литература

  1. Воликова С.В., Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Валидизация опросника детской депрессии М. Ковак // Вопросы психологии. 2011. № 5. С. 121-132.
  2. Гурова М.М., Комиссарова М.Ю., Евдокимова Н.В., Мильнер Е.Б. Личностные характеристики и уровень тревоги у подростков с избыточной массой тела и ожирением [Электронный ресурс] // FORCIPE. 2022. № 2. URL: ttps://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-harakteristiki-i-uroven-trevogi-u-podrostkov-s-izbytochnoy-massoy-tela-i-ozhireniem (дата обращения: 03.08.2024).
  3. Коржова С.О., Ширяев О.Ю., Мохортова И.С., Чубаров Т.В. Сравнительный анализ тревожно-депрессивных проявлений у детей с ожирением и их родителей при эпизодах переедания [Электронный ресурс] // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2019. № 76. С. 72-77. DOI:10.18499/1990-472X-2019-0-76-72-77
  4. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. № 4. C. 65-74. DOI: 10.17759/psyedu.2017090407 (дата обращения: 5.08.2024)
  5. Лир Д., Перевалов А., Мишукова Т. Качество жизни детей дошкольного возраста с ожирением // Вопросы питания. 2021. № 5. С. 59-66. DOI: 10.33029/0042-8833-2021-90-5-59-66
  6. Мартынова И.Н., Винярская И.В. Оптимизация лечебно-профилактической помощи детям с ожирением в условиях детской поликлиники // Российский педиатрический журнал. 2017. № 20. С. 276-282.
  7. Петеркова В.А., Безлепкина О.Б., Болотова Н. А. и др. Клинические рекомендации «Ожирение у детей» // Проблемы Эндокринологии. 2021. № 67. С. 67-83.
  8. Савина А.А., Фейгинова С.И. Распространенность ожирения среди населения российской федерации: период до пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения. 2022. № 68. URL: http:// vestnik.mednet.ru/content/view/1414/27/lang,ru (дата обращения: 15.07.2024).
  9. Ступак В.С., Соколовская Т.А., Лемещенко О.В., Дорофеев А.Л. Общая заболеваемость подростков 15-17 лет с учетом классов болезней и регионального компонента в 2010-2018 годах на территории Российской федерации // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020. № 4. С. 397-408.
  10. Суханова А.В., Холмогорова А.Б. Семейный контекст нарушений пищевого поведения у подростков: популяционное исследование родителей и обоснование задач психопрофилактики и психотерапии // Современная терапия психических расстройств. 2022. № 1. С. 56-67. DOI: 10.21265/psyph.2022.60
  11. Ткаченко Н.В., Заика В.Г., Андреева В.О. Психопатологические нарушения у девочек-подростков с ожирением и роль нейробиохимических механизмов в их развитии [Электронный ресурс] // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2018. Том 13. № 2. С. 352-355. DOI: 10.14300/mnnc.2018.13047
  12. Холмогорова А.Б, Гаранян Н.Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии // Социальная и клиническая психиатрия. 1998. № 1. C. 94-102.
  13. Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра. М.: Медпрактика-М, 2011. 480 с.
  14. Dragan A., Akhtar-Danesh N. Relation between body mass index and depression: a structural equation modeling approach [Электронный ресурс] // BMC Med Res Methodol. 2007. Vol. 17. № 7. URL: https://bmcmedresmethodol.biomedcentral.com/articles/10.1186/1471-2288-7-17 (дата обращения: 14.10.2024).
  15. Goodman E., Whitaker R. A prospective study of the role of depression in the development and persistence of adolescent obesity // Pediatrics. 2002. Vol. 110. № 3. P. 497-504. DOI: 10.1542/peds.110.3.497
  16. Kanellopoulou A., Antonogeorgos G., Douros K., Panagiotakos D. The Association between Obesity and Depression among Children and the Role of Family: A Systematic Review // Children (Basel). 2022 Vol. 9(8). P. 555-570. DOI: 10.3390/children9081244
  17. Kokka I., Mourikis I., Bacopoulou F. Psychiatric Disorders and Obesity in Childhood and Adolescenc - A Systematic Review of Cross-Sectional Studies // Children (Basel). 2023. Vol. 10(2). P. 285-292. DOI: 10.3390/children10020285
  18. Latzer Y. Managing childhood overweight: behavior, family, pharmacology and bariatric surgery interventions // Obesity. 2008. Vol. 17. P. 411-423. DOI: 10.1038/oby.2008.553
  19. Luppino G., Wasniewska M., Casto C., Ferraloro C., Li Pomi A., Pepe G., Morabito A., Alibrandi A., Corica D., Aversa T. Treating Children and Adolescents with Obesity: Predictors of Early Dropout in Pediatric Weight-Management Programs // Children (Basel). 2024. Vol. 11. P 205-317. DOI:10.3390/children11020205
  20. Pine D.S., Goldstein R., Wolk S., Weissma M. The association between childhood depression and adult body mass index // Pediatrics. 2001. Vol. 107. № 5. P. 1049-1056. DOI: 10.1542/peds.107.5.1049
  21. Rosmond R. Obesity and depression: same disease, different names? // Medical Hypotheses. 2004. Vol. 62. P. 976-979. DOI: 10.1016/j.mehy.2003.12.030
  22. Stunkard A., Faith M., Allison K. Depression and obesity // Biological Psychiatry. 2003. Vol. 54. № 3. P. 330-337. DOI: 10.1016/S0006-3223(03)00608-5
  23. Wald A., Uli N. Pharmacotherapy in pediatric obesity: Current agents and future directions // Reviews in Endocrine and Metabolic Disorders. 2009. Vol. 10. P. 205-214. DOI: 10.1007/s11154-009-9111-y
  24. Wilfley D. Efficacy of maintenance treatment approaches for childhood overweight: A randomized controlled trial // JAMA. Vol. 298. № 14. P. 1661-1673. DOI: 10.1001/jama.298.14.1661

Информация об авторах

Флитман Екатерина Дмитриевна, медицинский психолог Центра лечения и профилактики метаболических заболеваний и ожирения, Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГНЦ РФ ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0004-2732-3472, e-mail: katerinafli95@gmail.com

Якубова Лилия Наимовна, медицинский психолог Центра лечения и профилактики метаболических заболеваний и ожирения, Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГНЦ РФ ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России), Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-0765-9712, e-mail: Lili.yakubova@gmail.com

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Васюкова Ольга Владимировна, кандидат медицинских наук, руководитель Центра лечения и профилактики метаболических заболеваний и ожирения, ведущий научный сотрудник, доцент кафедры детской эндокринологии-диабетологии Института высшего и дополнительного профессионального образования, Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГНЦ РФ ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9299-1053, e-mail: sidenkovs@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 142
В прошлом месяце: 91
В текущем месяце: 51

Скачиваний

Всего: 42
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 17