Особенности полового диморфизма когнитивных способностей и структуры интересов подростков с высоким уровнем интеллекта

844

Аннотация

Представлены результаты исследования факторов возрастной динамики интеллектуальных способностей когнитивно одаренных подростков, а именно проявления полового диморфизма их интеллектуальной сферы и интересов. Описывается эмпирическая проверка гипотезы о наличии специфики полового диморфизма интеллектуальных способностей подростков с высоким IQ. В группу исследования вошли 249 подростков (Санкт-Петербург)в возрасте 14–17 лет, в том числе: 132 подростка с высоким IQ – 81 девочка и 51 мальчик, 117 подростков со средним IQ – 66 девочек и 51 мальчик.

Общая информация

Ключевые слова: интеллектуальные способности, половой диморфизм, когнитивная одаренность, подростки, высокий интеллект, IQ

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070111

Для цитаты: Саулина Е.Б. Особенности полового диморфизма когнитивных способностей и структуры интересов подростков с высоким уровнем интеллекта [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 111–121. DOI: 10.17759/psyedu.2015070111

Фрагмент статьи

В ряду многих исследований [3;7;9; 12; 13; 15; 16], посвященных вопросу полового диморфизма интеллектуальных способностей, недостаточно изученным является вопрос особенностей проявления полового диморфизма в зависимости от уровня интеллектуального развития. Мы провели исследование особенностей полового диморфизма интеллектуальных способностей подростков с  высоким уровнем интеллекта.

Литература

  1. Александров А.А.Психогенетика: Учеб.пособие.  СПб.: Питер, 2004.  192 с.
  2. Батурин Н.А., Курганский Н.А. Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ-М): Руководство. СПб.–Челябинск:Челябинский Дом печати, 2003. 56 c.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
  4. Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития/ Под  ред. А.А. Крылова, Л.А. Головей.  СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 200 с.
  5. Полунина А.Г., Брюн Е.А. Интеллект и биоэлектрическая активность головного мозга у детей: возрастная динамика в норме и при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью //Русский журнал.  2010.  Т. 5.  № 3. С. 3–16.
  6. Саулина Е.Б. Социальная ситуация развития интеллектуально одаренных подростков Санкт-Петербурга // Материалы региональной научно-практической конференции. Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие. СПб: СПбАППО, 2009. С.379–381.
  7. Судаков К.В. Системные основы интеллекта [Электронный ресурс]//Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша Российской академии наук. 2000. URL: www.keldysh.ru/pages/BioCyber/ RT/PapInf/Sudakov.htm (дата обращения:25.05.2014).
  8. Туник Е.Е. Тест интеллекта Р. Амтхауэра: анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2009. 94 с.
  9. Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В.Лонгитюдное исследование одаренности  // Вопросы психологии. 1991.  № 2.  С. 120–127.
  10. ChipmanS.F., ThomasV.G.Theparticipationofwomenandminoritiesinmathematical, scientificandtechnicalfields // RothkopfE.Z. (Ed.). Review of research in education. Vol. 14. Washington: American Educational Research Association, 1987. P. 387–429.
  11. Freeman J. Environment and high IQ– a consideration of fluid and crystallized intelligence // Personality and Individual Differences.1983. Vol. 4. № 3. P. 307–313.
  12. Grossi D. et al. Sex differences in children's spatial and verbal memory span // Cortex.1979. Vol. 15. № 4.Р. 667–670.
  13. Johnson S. Early-developed sex differences in science and mathematics in the United Kingdom // Journal of Early Adolescence.1987. № 7. P. 21–34.
  14. Lubinski D., Benbow C.P. The study of mathematically precocious youth: the first three decades of a planned 50-year study of intellectual talent // Subotnik R.F., Arnold K.D. (Eds.) Beyond Terman: Contemporary Longitudinal Studies of Giftedness and Talent. Norwood, NJ: Ablex. 1994. P. 255–281.
  15. Maccoby E.E.,Jacklin C.N. The Psychology of Sex Differences. Stanford: Stanford Univesity Press,1974. 634 p.
  16. Neisser U. et al. Intelligence: Knowns and unknowns //American psychologist.1996.  Т. 51. №. 2.  P. 77–101.

Информация об авторах

Саулина Екатерина Борисовна, аспирант кафедры психологии развития и дифференциальной психологии психологического факультета, Санкт-Петербургского государственного университета, директор по развитию Центра тренинга и консультирования «12 коллегий», директор по развитию социальной программы дополнительного образования «Развитие интеллектуально одаренной молодежи» («РИОМ»), Москва, Россия, e-mail: saulina.psy@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2349
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 844
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3