Влияние факторов доступности и позитивности социальной категории на межгрупповое восприятие

892

Аннотация

В основе статьи – теория социальной идентичности Г. Тэджфела, Дж. Тернера и факторы, составляющие социальную идентичность, которые описаны в работах О.А. Гулевич. Исследуется влияние факторов доступности и позитивной эмоциональной окраски на этническую категоризацию. Изучается возможность при помощи стимулирующего материала повысить вероятность активации этнической категоризации у московских школьников. В частности – возможность повлиять на социальную категоризацию школьников с помощью предоставления им печатного материала, который содержит доступную эмоциональную окраску, способствующую выбору этнической категории как основной в методике «Четвертый лишний».

Общая информация

Ключевые слова: социальная категоризация, этническая идентичность, фактор доступности, фактор позитивности

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070112

Для цитаты: Тарасов К.О., Хухлаев О.Е. Влияние факторов доступности и позитивности социальной категории на межгрупповое восприятие [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 122–130. DOI: 10.17759/psyedu.2015070112

Полный текст

 
 

В социальной психологии особое место занимает изучение отождествления индивида с определенной социальной группой и его позиции по отношению к представителям других социальных групп в ситуации межгруппового взаимодействия. При помощи механизмов социальной идентичности индивид отождествляет себя со своей группой и отличает представителей аутгрупп. Оценив принадлежность человека к какой-либо определенной группе, индивид выстраивает стратегию взаимодействия с этим человеком, часто приписывая ему определенный набор черт и качеств, которые, по мнению индивида, свойственны группе в целом [6]. В результате осуществляется процесс социальной категоризации.

При осуществлении социальной категоризации индивид основывается на наиболее заметных и явных признаках объекта, степень значимости которых определяется социализацией субъекта восприятия. Самыми яркими и доступными первичными категориями являются пол, возраст и «расовая»1 принадлежность [2]. Исследование процессов социальной категоризации и самокатегоризации осложняется тем, что субъект и объект восприятия является одновременно членом нескольких социальных групп и в зависимости от определенной ситуации индивид осознает свою принадлежность к различным категориям.

Следует подчеркнуть, что за механизмом выбора индивидом конкретной категории стоят такие группы факторов, как особенности социальной категории, соотношение между категорией и контекстом категоризации, особенности контекста категоризации и индивидуальные особенности объекта категоризации [2].

В ситуации межэтнического восприятия данные процессы будут, очевидно, идти не с меньшей, а то и с большей интенсивностью, чем при ином типе социального взаимодействия. В силу этого особый интерес представляет изучение социальной категоризации на материале межэтнического взаимодействия. Предметом исследования в нашем случае будет являться именно этническая категоризация.

Современные исследования именно этнической категоризации осуществляются в связи с решением довольно широкого круга проблем - от определения этнокультурного ресурса для поиска возможных и эффективных стратегий улучшения отечественной экономики с целью ее интеграции в общемировое пространство до поиска путей культурно-исторической преемственности в образовании и воспитании подрастающего поколения. Основная стратегия исследования этнической идентичности в отечественной психологии осуществляется сегодня в рамках одномерной логики: сформировано или не сформировано, а именно - в сравнении структурных, содержательных, поведенческих, эмоциональных, компонентов этнической идентичности и определении, выражена этничность в самосознании или не выражена. А если она выражена, то в какой степени. Кроме того, в какой степени субъект ее чувствует в обыденной жизни, насколько для него это важно или болезненно. Соответственно из этих параметров делается вывод - сформирована, актуализирована идентичность или нет [4].

В нашем исследовании мы изучали влияние особенностей социальной категории на процесс социальной категоризации. О.А. Гулевич выделяет четыре фактора особенностей социальной категории: «жизненность»/ «реальность», объем категории, ее относительная доступность и позитивность оценки категории. В нашем исследовании было изучено влияние двух последних факторов. При этом под доступностью категории понимается простота осознания и легкость, с которой она приходит в голову субъекту восприятия. Доступность категории зависит от важности категории в данной культуре и от индивидуальных особенностей людей, использующих ее. Важно, что некоторые относительно постоянные категории, такие, как пол, возраст и национальность, актуализируются чаще, чем другие, более подверженные влиянию ситуационного контекста.

Фактор позитивности категории обусловлен позитивной оценкой собственной группы и включенности в нее. Если человек повышает самооценку за счет своей этнической группы, то вероятность использования подобной категоризации возрастает [2].

Таким образом, в нашем исследовании изучалась частота активации этнической категоризации у респондентов в ситуациях различной доступности этнической категории и различной ее оценки.

Мы проверяли следующие гипотезы.

Гипотеза 1. Доступность этнической категории влияет на выбор этнической категоризации в ситуации межгруппового взаимодействия.

Гипотеза 2. Предъявление негативного опыта взаимодействия с иноэтничной аутгруппой повышает позитивность ингруппы и влияет на частоту активации этнической категории.

В нашем исследовании приняли участие 63 учащихся московских школ в возрасте 12­15 лет. Выбор данной возрастной категории был обусловлен тем, что в этот период жизни происходит формирование системы представлений и оценок этнокультурных особенностей своей общности по сравнению с иноэтническим окружением [3].

Исследование состояло из двух частей.

В первой части исследования мы изучали влияние доступности этнической категории на процесс социальной категоризации. Выбор социальной категории определялся с помощью авторской методики. Испытуемым было предложено 16 наборов картинок, каждая картинка содержала в себе четыре фотографии, организованных схожим образом с методикой исследования мышления «Четвертый лишний» (рис.).

Рис. Пример картинки авторской методики «Четвертый лишний»

Респондентам было необходимо выделить общий признак между тремя фотографиями людей и исключить четвертую, не имеющую данного признака. Фотографии в каждом наборе были подобраны таким образом, что в каждой четверке была доступна возрастная, половая и этническая категория. Испытуемый имел возможность в каждой картинке выбрать лишнюю фотографию по любому из перечисленных признаков либо определить свой признак, не учтенный исследователями. В бланке ответов помимо номера лишней фотографии, респонденты должны были описать признак, по которому они исключили данную фотографию из группы.

Влияние исследователя на формирование этнической категоризации заключалось в том, что респондентам перед выполнением задания на категоризацию была предложена для ознакомления статья. 36 обучающихся перед выполнением задания на социальную категоризацию получали для прочтения материал, повышающий доступность этнической категории, - статьи про иноэтничных мигрантов. Остальные испытуемые читали статью, не связанную с социальными категориями, учитываемыми в исследовании.

В свою очередь, статьи, повышающие доступность этнической категории (про иноэтничных мигрантов), были двух типов. В одной статье категория «представители иной национальности» имела негативную эмоциональную окраску (эту статью получили для прочтения 25 чел.). В другой статье категория «представители иной национальности» имела позитивную эмоциональную окраску (с этой статьей ознакомились 11 человек).

28 респондентов перед выбором лишней фотографии читали статью на нейтральную (с точки зрения социальных категорий) тему. Выбор респондентов анализировался методами математической статистики.

В исследовании, связанном с проверкой первой гипотезы, два типа статьей про иноэтничных мигрантов рассматривались как одна группа, повышающая этническую категорию, и выбор ответов респондентов учитывался совместно. На основании выбора респондентами двух групп - с доступной этнической категорией и недоступной этнической категорией - были получены следующие данные о процентном соотношении выбора этнической категории в каждой картинке и о различиях данного выбора в зависимости от доступности данной категории (табл. 1).

Таблица 1

Выбор респондентов этнической категории в зависимости от ее доступности в статье

Номер задания (рисунка)

Процент          выбора          не

этнической категории

Достоверность различий        (Хи-

квадрат Пирсона, значимость)

Величина связи

между переменными (показатели Фи и V Крамера)

Этническая категория доступна

Этническая категория не доступна

1

83

100

0,024 **

0,287

2

74

96

0,023 **

0,292

12

77

100

0,012 **

0,328

Среднее

82

92

 

 

 

Примечание. ** - достоверность различий на уровне статистической значимости.

 

Из приведенных в табл. 1 данных мы видим, что только в трех из 16 предъявленных картинок обнаружены различия на уровне статистической значимости. Эти результаты не позволяют утверждать, что доступность этнической категории является фактором, обуславливающим выбор респондентов лишней картинки по этническому признаку. Таким образом, наличие только лишь фактора доступности социальной категории в большинстве случаев не определяет повышение вероятности выбора данной категории в процессе межгруппового взаимодействия. Можно сделать вывод, что одного только фактора доступности этнической категории не достаточно для ее активации в ситуации межгруппового контакта.

Во второй части исследования мы проверяли гипотезу влияния фактора эмоциональной окрашенности на повышение доступности социальной категоризации. Мы планировали посмотреть, как изменится достоверность различий (и их количество), если в качестве стимула, повышающего доступность этнической категории, будет использована только негативно окрашенная этническая категория (негативный образ иноэтничного мигранта; табл. 2).

Таблица 2

Выбор респондентов этнической категории при негативном образе мигранта и с недоступной этнической категорией

Номер задания (рисунка)

Процент выбора не этнической категории

Достоверность различий (Хи- квадрат Пирсона, значимость)

Величина связи

между переменными (показатели Фи и V Крамера)

Этническая категория доступна

Этническая

категория не доступна

1

79

100

0,013 **

0,350

2

71

96

0,015 **

0,345

7

67

89

0,063**

0,263

12

75

100

0,009**

0,378

 

Примечание. ** - достоверность различий на уровне статистической значимости.

 

Из приведенных в табл. 2 данных мы видим, что при предъявлении негативно окрашенной этнической категории несколько увеличивается выраженность и количество достоверных различий. Прочтение статьи с негативно окрашенной оценкой образа мигранта с большей вероятностью влияет на выбор этнической категории по сравнению с материалом без негативного акцента.

Возможно, это связано с тем, что доступность этнической категории усиливается за счет предъявляемого в статье негативного опыта отношения к иноэтничным мигрантам. Данный вывод поддерживается феноменами ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации на аффективном уровне, при котором проявляется более позитивное эмоциональное отношение к членам ингруппы по сравнению с представителями аутгруппы [5]. Также на выбор именно этнической категории мог повлиять когнитивный компонент ингруппового фаворитизма. Авторов прочитанной статьи респонденты смогут воспринимать как типичных представителей ингруппы. В этом случае происходит процесс ложного согласия при сравнении ингруппы с аутгруппой. Члены аутгруппы воспринимаются с негативной стороны, что создает достаточные условия для активации этнической категоризации [1]. Таким образом, создаются ингрупповые нормы, приписывающие определенную модель поведения, применимую к конкретной группе, и эти нормы отчасти являются лейтмотивом при восприятии аутгруппы [6].

Выводы. Наше исследование показало, что предъявление негативной этнической категории учащимся средних школ может влиять на активацию этнической категории в процессе социальной категоризации. Исследование продемонстрировало, что посредством предъявления печатного материала, содержащего в себе негативное отражение образа иноэтничного мигранта, у части респондентов активировалась этническая категоризация, и вектор этой категоризации был направлен в негативную сторону.

Исследование было ограничено количеством и не однородностью выборки респондентов, однако, на основании вышеизложенных данных можно говорить о наличии влияния негативно окрашенного описания и предъявления отрицательного опыта взаимодействия с иноэтничной группой на выбор респондентов в ситуации межгруппового взаимодействия.

Данное исследование еще раз демонстрирует феномены ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации, описанные в классической психологии. Его результаты будет полезно учитывать при исследовании процессов, связанных с изучением межгруппового взаимодействия. Они важны также для практических психологов, работающих в образовательных организациях.

 

Литература

  1. Гулевич О.А. Межгрупповая дифференциация: условия возникновения и последствия // Социальная психология: актуальные проблемы исследований: Сб. науч. трудов/ Под ред. Е.П. Белинской, Т.П. Емельяновой. М.: Фонд Л.С. Выготского, 2007. С. 97–142.
  2. Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 432 с.
  3. Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография.  СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 344 с.
  4. Степанова Г.С. Особенности этнической идентичности русских: проблемы и перспективы исследования // Социальная психология и общество.  2012.  № 4  C. 41–52.
  5. Abrams  D., Hogg M.A. Comments on the motivational status of self-esteem in social identity and intergroup discrimination // European Journal of  Social Psychology. 1988. Vol. 18. P. 317–334.
  6. Tarrant M., Dazeley S., Cottom T.  Social categorization and empathy for outgroup members // British Journal of  Social Psychology. 2009. Vol. 48. P. 427–446.
  7. Turner J.C. Towards a cognitive redefinition of the social group // Social Identity and Intergroup Relations / H. Tajfel (Ed.). Cambridge, UK: Cambridge University Press and Paris: Editions de la Maison des Sciences de l’Homme, 1982. Р. 15–40.

Информация об авторах

Тарасов Константин Орестович, аспирант кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: dr-bmx@mail.ru

Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, эксперт, Еврейский Музей и Центр Толерантности, независимый исследователь, Акко, Израиль, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534, e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1967
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 892
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 9