Социальная психология и общество
2022. Том 13. № 2. С. 109–122
doi:10.17759/sps.2022130208
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Влияние аккультурационных стратегий, этнической идентичности, культурной дистанции на социокультурную адаптацию студентов из арабских стран
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: студенты из арабских стран, аккультурация, социокультурная адаптация, этническая идентичность, культурная дистанция
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130208
Получена: 21.09.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Федотова В.А. Влияние аккультурационных стратегий, этнической идентичности, культурной дистанции на социокультурную адаптацию студентов из арабских стран // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 2. С. 109–122. DOI: 10.17759/sps.2022130208
Полный текст
Введение
На сегодняшний день растет число студентов, стремящихся получить высшее образование за пределами своей страны. Пребывание в другой культуре дает возможность расширить межкультурные знания и мировоззрение человека, что, в свою очередь, способствует личному развитию и будущим карьерным перспективам [21]. Однако процесс адаптации к новой культуре может быть достаточно долгим и трудным [2; 5].
Как отмечают ученые, иностранные студенты в процессе адаптации к иной культурной среде испытывают чувство одиночества [12], сталкиваются с трудностями, вызванными изменением привычного образа жизни [22], дискриминацией [19] и культурными различиями [10].
Аккультурация включает в себя широкий спектр моделей поведения, установок, ценностей, норм, личностных характеристик, которые могут измениться при взаимодействии с представителями иной культуры [24]. На сегодняшний день широкое распространение получила модель аккультурации, предложенная Дж. Берри [6]. Он описывает четыре стратегии, которые являются результатом сочетания отношения к сохранению родной культуры и контактов с группой принимающей культуры. К стратегиям относятся: ассимиляция (отказ от собственной культуры в пользу культуры большинства), сепарация (сохранение только своей культуры), интеграция (сохранение ключевых черт своей культуры при одновременном принятии элементов культуры большинства) и маргинализация (отказ от обеих культур). Стратегии аккультурации взаимосвязаны с ее результатами — психологической и социокультурной адаптацией [8].
Социокультурная адаптация определяется как способность понимать культуру принимающей страны и правильно функционировать в новой культурной среде [13]. В процессе социокультурной адаптации человек испытывает стресс [9], который может быть облегчен социальной поддержкой [4]. Исследователи утверждают, что еще одним важным аспектом социокультурной адаптации является психологическая адаптация, подчеркивая тесную связь между культурным стрессом и психическим здоровьем личности. Люди с высоким уровнем аккультурационного стресса подвержены не только депрессии [15; 20], но и суицидальным мыслям [11]. Дальнейшие исследования показали, что аккультурационный стресс коррелирует с высоким уровнем тревожности и депрессии у иностранных студентов.
В представленном исследовании мы рассматриваем этническую идентичность, культурную дистанцию и стратегии аккультурации в качестве предикторов социокультурной адаптации. В первую очередь следует затронуть вопрос структуры идентичности молодых студентов из арабских стран. О различных комбинациях религиозного и национально-государственного компонентов в структуре идентичности молодых арабов-мусульман дает представление социологическое исследование, проведенное в 2015 и 2017 гг. исламским фондом Tabah Foundation. Респондентам было предложено ранжировать в первом случае пять, а во втором — четыре источника идентичности. Результаты исследования показывают, что национально-государственная идентичность становится доминирующей в структуре идентичности молодых жителей арабских стран, за исключением Египта, КСА, ОАЭ, Бахрейна. Арабизм, который имеет не только культурно-историческое, но и паннациональное измерение, является наиболее важным источником самоидентификации для респондентов в КСА, ОАЭ и Иордании (в Кувейте значение национально-государственного и арабского компонентов оценено одинаково высоко). Религиозную идентичность ставят на первое место участники опроса в Египте и Бахрейне. Племенная, или, по-другому, семейная, идентичность остается весьма значимой для граждан Ливии, Мавритании, Судана, Ирака, Ливана, Йемена, что препятствует территориально-политической консолидации в этих странах. С другой стороны, утрачивает свою важность локально-территориальная идентичность [1]. В настоящей работе мы рассматриваем этническую идентичность, которая определяется как сложный социальный феномен, как осознание своего единства с локальной группой. Этническая идентичность относится к самоощущению человека как принадлежности к определенной этнической группе [14]. Она базируется на языке, культуре, традициях, обычаях, территории и т.д. Стоит отметить, что арабская идентичность определяется независимо от религиозной идентичности. Арабы — это разнообразная группа с точки зрения религиозной принадлежности и обычаев. Большинство арабов исповедуют ислам, а меньшинство придерживается других религий, в основном христианства, но есть также друзы и бахаи. Соотношение этнической идентичности сопоставимо со стратегиями аккультурации в модели Дж. Берри. Интеграция соответствует бикультурной идентичности — это выраженные этнические идентичности. Разделенная идентичность — это сочетание ярко выраженной этнической идентичности и отсутствия идентификации с большинством, ассимилированная идентичность — это ярко выраженная идентификация с большинством, маргинализованная идентичность — это отсутствие идентификации с обеими группами [14]. Бикультурная идентичность является наиболее благоприятной для адаптации [8; 16].
Второй предиктор социокультурной адаптации — культурная дистанция, она неоднократно становилась предметом для изучения в кросс-культурной психологии [23]. Культурная дистанция оказывает влияние на адаптацию иммигрантов. При этом чем выше уровень культурной дистанции, тем труднее проходит адаптация [5]. Результаты современных исследований демонстрируют, что культурный шок положительно взаимосвязан с культурной дистанцией. Чем больше новая культура похожа на родную, тем менее травматичен процесс адаптации. Для оценки сходства культур используется индекс культурной дистанции, предложенный И. Бабикером и соавторами, который включает язык, религию, ценность семьи, уровень образования, материальный статус, климат, питание, одежду и т.д. Согласно Дж. Берри, различие между культурами прямо пропорционально количеству изменений, которые мигранту придется внести в свое поведение, чтобы приспособиться к новой культурной среде [5].
Таким образом, в нашем исследовании мы используем выраженность этнической идентичности, культурную дистанцию и стратегии аккультурации как условия адаптации молодых мигрантов из арабских стран к обучению в России. Основная цель исследования — выявить влияние этнической идентичности, культурной дистанции и стратегий аккультурации на социокультурную адаптацию иностранных студентов из Сирии, Египта и Марокко в России.
Метод
Схема проведения исследования. С целью выявления предикторов социокультурной адаптации были использованы четыре методики. Студенты из Москвы, Астрахани, Казани, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга заполняли онлайн-анкету, которая была распространена через факультеты, работающие с иностранными студентами. Мы также распространяли анкету в социальных сетях. Иностранные студенты из Перми заполняли анкету в присутствии интервьюера. Респонденты были незнакомы друг с другом, и цель исследования не была указана в самой анкете.
Выборка исследования. Респондентами в представленном исследовании выступили студенты первого, второго и третьего курсов из арабских стран (Марокко, Сирия, Египет). В настоящее время респонденты обучаются в вузах Перми, Москвы, Астрахани, Казани, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга. Общее количество респондентов составило 248 человек, 163 респондента мужского пола и 85 студентов женского пола (56 из Сирии, 84 из Египта, 108 из Марокко). Средний возраст респондентов — 28 лет (минимальный возраст — 20 лет, максимальный — 34 года).
Методы исследования. Были использованы следующие методики:
1. «Аккультурационные стратегии». Оценивались стратегии аккультурации в соответствии с теорией Дж. Берри [6; 7]. Методика включает 16 вопросов, составляющих 4 шкалы, соответствующие четырем стратегиям аккультурации: интеграции, ассимиляции, сепарации, маргинализации.
2. Шкалы для измерения социокультурной адаптации [23]. Респондентам необходимо было оценить степень согласия с двадцатью утверждениями по пятибалльной шкале [23]. Иностранным студентам было предложено оценить трудности, с которыми они сталкиваются при адаптации в инокультурном обществе. Полученные ответы были перекодированы, чтобы получить оценку адаптации, а не дезадаптации. В методике использованы 3 шкалы: формальные отношения, неформальные отношения и адаптация к повседневной жизни. Методика апробирована и адаптирована ранее, надежность-согласованность методики — α=0,95.
3. Методика Дж. Финни, измеряющая степень выраженности этнической идентичности [17; 18]. Средний балл по всем вопросам является общим показателем выраженности этнической идентичности.
4. Шкалы для измерения культурной дистанции [25]. Для оценки культурной дистанции студентам нужно было оценить показатели с точки зрения их различий в двух разных культурах (родной и принимающей). Вопрос звучал следующим образом: «Насколько похожи и различны следующие показатели в России и в Вашей стране?». К таким показателям относятся: прием пищи, отношение в семье, воспитание детей, отношение к женщинам, религия, традиции и обычаи, ценности и верования и т.д.
Различия в особенностях социокультурной адаптации выявлены с помощью дисперсионного анализа. С помощью корреляционного и регрессионного анализа была установлена взаимосвязь между этнической идентичностью, культурной дистанцией, стратегиями аккультурации и адаптацией молодых мигрантов из арабских стран.
Результаты
Обратимся к результатам, полученным в первом блоке опросника и отражающим выраженность этнической идентичности студентов из арабских стран при анализе данных опросника Дж. Финни. Первичный анализ ответов респондентов позволил рассчитать минимальное, максимальное и среднее значения, стандартное отклонение для каждой переменной (см. табл. 1).
Студенты из арабских стран, обучающиеся в российских вузах, гордятся своей этнической группой, испытывают к ней сильную привязанность. Как было отмечено ранее, этническая идентичность отражает самоощущение человека относительно его принадлежности к определенной этнической группе, при этом базируется на языке, культуре, традициях, обычаях, территории и т.д. Арабская идентичность определяется независимо от религиозной идентичности.
Далее была выявлена воспринимаемая культурная дистанция при анализе данных «Методики для измерения культурной дистанции» (табл. 2) [25].
Респонденты из арабских стран отмечают достаточно высокую культурную дистанцию с российской культурой по таким показателям, как язык, внешний вид, отношение к женщинам, режим питания. Отношение к труду имеет некоторое сходство с российской культурой. У россиян и представителей арабских стран, по мнению арабских молодых мигрантов, имеются схожие взгляды на семейные отношения и воспитание детей.
Обратимся к анализу результатов исследования стратегий аккультурации (см. табл. 3).
Студенты из арабских стран, обучающиеся в России, чаще прибегают к стратегии интеграции, предполагающей отождествление как с арабской, так и с российской культурой. Процесс интеграции этой группы студентов может привести к сохранению их собственного культурного наследия в сочетании с доброжелательным отношением к российской культуре. Интеграция студентов из арабских стран может сыграть положительную роль в уменьшении культурного шока для мигрантов и поддержании их позитивной самоидентификации.
Далее приведены результаты исследования социокультурной адаптации при анализе данных опросника Уорда и Кеннеди (табл. 4) [23].
Студенты из арабских стран, обучающиеся в России, имеют достаточно низкий уровень социокультурной адаптации. Наибольшие трудности они испытывают в общении с людьми разных национальностей. В сложившихся условиях арабским молодым мигрантам крайне сложно соблюдать свою религию. Им непросто найти жилье, пользоваться транспортом и делать покупки.
В ходе интерпретации данных были также установлены различия в этнической идентичности, культурной дистанции, аккультурации и адаптации среди арабских студентов в зависимости от страны, откуда прибыли студенты — Марокко, Египет, Сирия. С помощью дисперсионного анализа были установлены различия в социокультурной адаптации и культурной дистанции. Результаты представлены в табл. 5 и 6.
Были обнаружены различия в социокультурной адаптации студентов из арабских стран, обучающихся в России. Несмотря на довольно низкий уровень социокультурной адаптации всех арабских респондентов, наибольшие трудности испытывают студенты из Сирии (F=386,8; p<0,001). Студенты из Марокко лучше адаптируются (M=2,51), они испытывают меньше трудностей при вступлении в другое культурное сообщество по сравнению со студентами из Египта (M=1,77). Наблюдаются различия в воспринимаемой культурной дистанции среди арабских респондентов. Для студентов из Египта арабская культура больше всего отличается от российской (M=2,05) по сравнению со студентами из Сирии (M=2,42), Марокко (M=2,71). Таким образом, иностранному студенту чрезвычайно сложно адаптироваться к жизни и учебе в чужом культурном обществе, если культура принимающей стороны и культура его родной страны отличны друг от друга по ряду показателей. Дополнительно мы провели регрессионный анализ с целью установить влияние этнической идентичности, воспринимаемой культурной дистанции, стратегий аккультурации на социокультурную адаптацию. Связь была установлена только между культурной дистанцией и социокультурной адаптацией (см. табл. 7).
Культурная дистанция оказывает влияние на социокультурную адаптацию. Высокий уровень культурной дистанции приводит к низкому уровню социокультурной адаптации. Следовательно, чем больше различий между культурой мигранта и принимающей культурой, тем сложнее процесс адаптации.
Обсуждение результатов
Адаптация к жизни в иной культурной среде — долгий процесс, который усложняется в результате существующих языковых, климатических, межкультурных и межэтнических барьеров. У студентов из арабских стран, обучающихся в России, возникают серьезные трудности, связанные с адаптацией к обычаям, традициям, еде, необходимостью общаться с людьми разных национальностей и т.д. Религия также может влиять на адаптацию. В некоторых арабских странах женщин-преподавателей нет, поэтому студентам из таких стран приходится привыкать к русским преподавателям-женщинам. Наибольшим авторитетом среди студентов из арабских стран на начальном этапе адаптации и вхождения в образовательную среду будет пользоваться преподаватель-мужчина.
Выявлены различия в социокультурной адаптации арабских студентов в зависимости от страны их пребывания. В выборку вошли студенты из Марокко, Египта и Сирии. Несмотря на достаточно низкий уровень социокультурной адаптации всех арабских респондентов, наибольшие трудности испытывают студенты из Египта. Им сложно покупать и готовить еду, пользоваться общественным транспортом, общаться с другими и т.д. Студенты из Марокко адаптируются немного лучше, они испытывают меньше трудностей при вступлении в другое культурное сообщество. Данные, полученные в ходе работы, согласуются с ранее проведенными исследованиями, которые демонстрируют, что особенности обучения, восприятия информации и уровень академической успеваемости студентов из разных арабских стран различаются. Например, студенты из Марокко, Алжира и Туниса учатся намного лучше, чем студенты из других арабских стран. Это связано с французской системой образования, которая сохранилась в этих странах со времен колонизации [1].
Студенты из арабских стран, обучающиеся в России, отмечают различия между арабской и русской культурой в плане языка, внешнего вида, отношения к женщинам, питания. У россиян и представителей арабских стран имеются схожие взгляды на семейные отношения и воспитание детей.
Анализируя особенности этнической идентичности, мы обнаружили, что студенты из арабских стран обладают довольно выраженной этнической идентичностью; они гордятся своей этнической группой и испытывают к ней сильную привязанность. При адаптации в чужой культурной среде предпочтение отдается двум стратегиям аккультурации — интеграции и ассимиляции. Стратегия ассимиляции содержит три опасности: возможность быть отвергнутым членами родной культуры; возможность быть отвергнутым членами группы большинства; вероятность переживания стресса при попытке одновременно сохранить свою культуру и перенять черты другой культуры. Исследования зарубежных психологов показали, что стратегия интеграции позитивно влияет на успешность психологической и социокультурной адаптации [5; 6].
Наконец, нам удалось выявить, что культурная дистанция влияет на социокультурную адаптацию среди студентов из арабских стран, обучающихся в России. Высокий уровень культурной дистанции ведет к социокультурной дезадаптации. Различия между культурами прямо пропорциональны количеству изменений, которые мигранту придется внести в свое поведение, чтобы приспособиться к новой культурной среде.
Несомненно, этническая идентичность и стратегии аккультурации влияют на социокультурную адаптацию мигрантов в принимающей стране. Однако на выборке иностранных студентов из арабских стран мы установили, что именно различие культур сильно влияет на низкий уровень социокультурной адаптации. Дальнейшие исследования на выборке других групп иностранных студентов помогут получить дополнительные данные о социокультурной адаптации молодых мигрантов в России.
Заключение
Возрастающее внимание к проблеме адаптации иностранных студентов и создания для них в России благоприятной образовательной среды пробуждает интерес к изучению особенностей адаптации студентов в инокультурных условиях. Социокультурная адаптация способствует быстрому включению в учебный процесс, повышению качества подготовки молодых людей, их безболезненному вовлечению в новый культурный контекст. Полученные данные способствуют дальнейшему развитию представлений о роли культурной дистанции, этнической идентичности, стратегий аккультурации в адаптации у иностранных студентов из Марокко, Сирии и Египта, а также могут быть использованы при разработке программ адаптации для иностранных студентов из арабских стран, обучающихся в российских вузах. Ограничением исследования является невозможность распространения результатов на всех представителей изучаемой культуры, однако результаты могут служить основой для дальнейших исследований в этой области.
Таблица 1
Этническая идентичность студентов из арабских стран
Шкалы |
Min |
Max |
M |
SD |
Skew. |
Kurt. |
Этническая идентичность |
2,00 |
3,60 |
3,02 |
0,39 |
-0,70 |
-0,18 |
Гордость за свою этническую группу |
1,00 |
4,00 |
3,05 |
0,77 |
-1,27 |
2,06 |
Поддержание традиций этнической группы |
2,00 |
4,00 |
2,56 |
0,67 |
0,78 |
-0,50 |
Сильная привязанность к этнической группе |
1,00 |
4,00 |
3,29 |
0,93 |
-1,20 |
0,47 |
Принадлежность к этнической группе |
1,00 |
4,00 |
3,13 |
0,62 |
-0,43 |
0,88 |
Связь со своей этнической группой |
2,00 |
4,00 |
3,10 |
0,64 |
-0,09 |
-0,60 |
Условные обозначения: M — среднее, SD — стандартное отклонение, Skew. — коэффициент асимметрии, Kurt. — коэффициент эксцесса.
Таблица 2
Воспринимаемая культурная дистанция студентов из арабских стран
Шкалы |
Min |
Max |
M |
SD |
Skew. |
Kurt. |
Культурная дистанция (альфа Кронбаха=0,64) |
1,17 |
3,42 |
2,30 |
0,57 |
-0,13 |
0,07 |
Прием пищи |
1,00 |
5,00 |
2,11 |
1,26 |
0,96 |
0,04 |
Отношение к семье |
1,00 |
4,00 |
2,94 |
1,23 |
-0,45 |
-1,53 |
Воспитание детей |
1,00 |
4,00 |
2,93 |
0,90 |
-0,60 |
-0,32 |
Отношение к женщине |
1,00 |
4,00 |
1,89 |
0,77 |
1,27 |
2,10 |
Религия |
1,00 |
3,00 |
2,46 |
0,64 |
-0,81 |
-0,40 |
Традиции и обычаи |
1,00 |
4,00 |
1,74 |
0,97 |
1,16 |
0,24 |
Социальные нормы |
1,00 |
4,00 |
2,48 |
0,90 |
0,48 |
-0,73 |
Внешний вид |
1,00 |
3,00 |
1,91 |
0,68 |
0,10 |
-0,84 |
Ценности и убеждения |
1,00 |
4,00 |
2,47 |
1,08 |
0,30 |
-1,24 |
Отношение к труду |
1,00 |
4,00 |
2,80 |
1,02 |
-0,10 |
-1,33 |
Дружба |
1,00 |
4,00 |
2,53 |
0,89 |
0,28 |
-0,79 |
Язык |
1,00 |
3,00 |
1,35 |
0,63 |
1,56 |
1,17 |
Условные обозначения: M — среднее, SD — стандартное отклонение, Skew. — коэффициент асимметрии, Kurt. — коэффициент эксцесса.
Эмпирические исследования
Таблица 3
Аккультурационные стратегии у студентов из арабских стран
Шкалы |
Min |
Max |
M |
SD |
Skew. |
Kurt. |
Сепарация |
1,00 |
2,25 |
1,58 |
0,49 |
-0,29 |
-1,82 |
Исключение |
1,00 |
3,00 |
1,73 |
0,51 |
1,19 |
1,25 |
Интеграция |
2,00 |
5,00 |
4,14 |
0,61 |
-0,62 |
-0,06 |
Ассимиляция |
1,00 |
3,25 |
1,91 |
0,62 |
0,40 |
0,12 |
Условные обозначения: M — среднее, SD — стандартное отклонение, Skew. — коэффициент асимметрии, Kurt. — коэффициент эксцесса.
Таблица 4
Особенности социокультурной адаптации студентов из арабских стран
Шкалы |
Min |
Max |
M |
SD |
Skew. |
Kurt. |
Социокультурная адаптация (альфа Кронбаха=0,813) |
1,00 |
2,85 |
1,96 |
0,57 |
-0,23 |
-1,05 |
Заводить друзей |
1,00 |
5,00 |
2,15 |
1,18 |
1,27 |
0,69 |
Покупать продукты |
1,00 |
5,00 |
2,36 |
1,30 |
0,80 |
-0,65 |
Следовать правилам и распоряжениям |
1,00 |
5,00 |
2,02 |
1,23 |
1,21 |
0,63 |
Иметь дело с представителями власти |
1,00 |
4,00 |
2,47 |
1,23 |
-0,07 |
-1,60 |
Пользоваться транспортом |
1,00 |
3,00 |
1,36 |
0,64 |
1,53 |
1,03 |
Взаимодействовать с чиновниками |
1,00 |
4,00 |
2,36 |
1,30 |
0,05 |
-1,75 |
Добиться понимания |
1,00 |
4,00 |
2,36 |
1,06 |
0,12 |
-1,22 |
Делать покупки |
1,00 |
3,00 |
1,45 |
0,65 |
1,14 |
0,11 |
Понимать шутки и юмор |
1,00 |
4,00 |
2,26 |
1,14 |
0,19 |
-1,42 |
Находить жилье |
1,00 |
2,00 |
1,35 |
0,48 |
0,59 |
-1,66 |
Находиться в общественных местах |
1,00 |
3,00 |
1,90 |
0,79 |
0,17 |
-1,39 |
Общаться с людьми разных национальностей |
1,00 |
2,00 |
1,35 |
0,47 |
0,60 |
-1,64 |
Понимать этнические и культурные различия |
1,00 |
4,00 |
1,97 |
1,27 |
0,82 |
-1,10 |
Соблюдать свою религию |
1,00 |
2,00 |
1,27 |
0,44 |
1,00 |
-0,99 |
Строить взаимоотношения с противоположным полом |
1,00 |
4,00 |
1,90 |
1,15 |
0,86 |
-0,80 |
Найти свой путь в жизни |
1,00 |
5,00 |
2,23 |
1,27 |
0,80 |
-0,41 |
Говорить о себе с другими людьми |
1,00 |
5,00 |
2,33 |
1,22 |
0,47 |
-0,45 |
Жить в этом климате |
1,00 |
4,00 |
2,54 |
1,15 |
-0,11 |
-1,42 |
Взаимоотношения в семье |
1,00 |
3,00 |
1,35 |
0,63 |
1,59 |
1,27 |
Темп жизни |
1,00 |
5,00 |
2,16 |
1,09 |
1,23 |
1,27 |
Условные обозначения: M — среднее, SD — стандартное отклонение, Skew. — коэффициент асимметрии, Kurt. — коэффициент эксцесса.
Таблица 5
Различия в социокультурной адаптации и
воспринимаемой культурной
дистанции: результаты дисперсионного анализа
Шкалы |
Страны |
N |
Mean |
95%-й доверительный интервал |
Min |
Max |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
||||||
Культурная дистанция |
Сирия |
56 |
2,42 |
2,39 |
2,44 |
2,25 |
2,58 |
Египет |
84 |
2,05 |
1,93 |
2,18 |
1,58 |
2,50 |
|
Марокко |
108 |
2,71 |
2,57 |
2,84 |
1,92 |
3,42 |
|
Социокультурная адаптация |
Сирия |
56 |
2,08 |
1,97 |
2,19 |
1,70 |
2,50 |
Египет |
84 |
1,77 |
1,73 |
1,80 |
1,55 |
1,95 |
|
Марокко |
108 |
2,51 |
2,47 |
2,56 |
2,30 |
2,85 |
Эмпирические исследования
Таблица 6
Различия в социокультурной адаптации и воспринимаемой культурной дистанции: результаты дисперсионного анализа
Шкалы |
Cумма квадратов |
Ст. св |
Средний квадрат |
F |
p |
|
Культурная дистанция |
Между группами |
53,75 |
4 |
13,43 |
86,83 |
<,001 |
Внутри группы |
46,26 |
299 |
0,15 |
|||
Общий |
100,01 |
303 |
||||
Социокультурная адаптация |
Между группами |
83,96 |
4 |
20,99 |
386,84 |
<,001 |
Внутри группы |
16,22 |
299 |
0,054 |
|||
Общий |
100,19 |
303 |
Таблица 7
Влияние этнической идентичности, культурной
дистанции
и стратегий аккультурации на социокультурную адаптацию:
результаты регрессионного анализа
Независимые |
Зависимые переменные |
|||
Этническая идентичность |
Культурная дистанция |
Интеграция |
Ассимиляция |
|
Социокультурная адаптация |
0,09 |
-0,18 |
-0,38 |
0,01 |
R2 |
0,37 |
0,33 |
0,43 |
0,43 |
F |
5,84 |
10,29** |
2,64 |
2,20 |
Условные обозначения: *p<0.05, **p<0.01, ***p<0.001.
Литература
- Кудряшова И.В. Мусульманская политическая идентичность в современную эпоху: священный текст и социальный опыт // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2017. № 4. С. 349—365.
- Павлюкова Ю.В., Дрягалова Е.А. Особенности социально-педагогической адаптации иностранных студентов в вузе (на примере арабских студентов в центре предвузовской подготовки) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 499—504.
- Черкас В.В., Турк С.Н. Дискриминация женщин в арабских странах // E-SCIO. 2019. № 10(37). С. 287—290.
- Чупова А.А., Турк С.Н. Женское образование в арабских странах // Colloquium-Journal. 2019. № 8(32). С. 46—47.
- Adelman M.B. Cross-cultural adjustment: A theoretical perspective on social support // International Journal of Intercultural Relations. 1988. Vol. 12(3). P. 183—204.
- Berry J.W. Acculturation: living successfully in two cultures // International Journal of Intercultural Relations. 2005. Vol. 29. P. 697—712.
- Berry J.W. Immigration, acculturation, and adaptation // Applied Psychology: An International Review. 1997. Vol. 46. P. 5—68.
- Вerry J. W. Mutual Intercultural Relations In Plural Societies (MIRIPS 2014) Questionnaire [Электронныйресурс]. URL: https://www.wgtn.ac.nz/cacr/research/mirips (дата обращения: 25.08.2021).
- Berry J.W., Sabatier C. Variations in the assessment of acculturation attitudes: Their relationships with psychological wellbeing // International Journal of Intercultural Relations. 2011. Vol. 35. P. 658—669.
- Berry J.W., Annis R.C. Acculturative stress: The role of ecology, culture, and differentiation // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1974. Vol. 5(4). P. 382—406.
- Hirai R., Frazier P., Syed M. Psychological and sociocultural adjustment of first-year international students: Trajectories and predictors // Journal of Counseling Psychology. 2015. Vol. 62(3). P. 438—452.
- Hovey J.D., King C.A. Acculturative stress, depression, and suicidal ideation among immigrant and second-generation Latino adolescents // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1996. Vol. 35. P. 1183—1192.
- Hunley H.A. Students’ functioning while studying abroad: The impact of psychological distress and loneliness // International Journal of Intercultural Relations. 2010. Vol. 34(4). P. 386—392.
- Kim Y.Y. Communication and cross-cultural adaptation: An integrative theory // International Journal of Intercultural Relations. 1998. Vol. 12. P. 291—293.
- Liebkind K., Larja L., Brylka A. Ethnic and Gender Discrimination in Recruitment: Experimental Evidence From Finland // Journal of Social and Political Psychology. 2016. Vol. 4. P. 403—426.
- Mui A.C., Kang S. Acculturation stress and depression among // Asian immigrant elders. Social Work. 2006. Vol. 51. P. 243—255.
- Nguyen A.D., Benet-Martínez V. Biculturalism and adjustment: A meta-analysis // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2013. Vol. 44. P. 122—159.
- Phinney J. The Multigroup Ethnic Identity Measure: A new scale for use with diverse groups // Journal of Adolescent Research. 1992. Vol. 7. P. 156—176.
- Phinney J., Ong A. Conceptualization and Measurement of Ethnic Identity: Current Status and Future Directions // Journal of Counseling Psychology. 2007. Vol. 54. P. 271—281.
- Poyrazli S., Lopez M.D. An exploratory study of perceived discrimination and homesickness: A comparison of international students and American students // The Journal of Psychology. 2007. Vol. 141(3). P. 263—280.
- Rahman O., Rollock D. Acculturation, competence, and mental health among South Asian students in the United States // Journal of Multicultural Counselling and Development. 2004. Vol. 32. P. 130—140.
- Rienties B., Tempelaar D. The role of cultural dimensions of international and Dutch students on academic and social integration and academic performance in the Netherlands // International Journal of Intercultural Relations. 2013. Vol. 37. P. 188—201.
- Szabo A., Ward C., Jose P.E. Uprooting stress, coping, and anxiety: A longitudinal study of international students // International Journal of Stress Management. 2016. Vol. 23(2). P. 190— 208.
- Ward C., Kennedy A. Acculturatio. n and Cross-Cultural Adaptation of British residents in Hong Kong // Journal of Social Psychology. 1993. Vol. 133(3). P. 395—397.
- Ward C., Geeraert N. Advancing acculturation theory and research: The acculturation process in its ecological context // Current Opinion in Psychology. 2016. Vol. 8. P. 98—104.
- Wark C., Galliher J. Emory Bogardus and the Origins of the Social Distance Scale // The American Sociologist. 2007. Vol. 38. P. 383—395.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 674
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 277
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3