Полифункциональность перцептивного отображения различных компонентов образа мира у студентов

736

Аннотация

Анализируются продукты художественно-графической и вербальной деятельности, объективные показатели актуализации образа мира у студентов разных специальностей и курсов Киевского национального университета культуры и искусств на основе выделения доминирующих дихотомных признаков, критериев взаимосвязанных составляющих образа мира (физическая, когнитивная, психосоматическая, эмоциональная и социальная). Количественно сопоставлена представленность обозначенных характеристик во всех рисунках (группа 1  1438 студентов) и в выделенной группе рисунков студентов, доминирующим каналом вербальной репрезентации образа мира которых является перцептивный (группа 2  145 студентов). Выявлены показатели полифункциональности перцептивной репрезентации, категории композиции в отображении различных компонентов образа мира: органичность, целостность и согласованность формы, пропорциональность и пластичность, структурированность. Замечено, что перцептивный образ мира как эталонный образ отображается в виде композиционной целостности, корректирует все другие образы, сказывается на особенностях их проявлений в изобразительной деятельности, имеет личностный смысл, характеризующий отношение индивида к миру.

Общая информация

Ключевые слова: образ мира, перцепция, перцептивные составляющие, полифункциональность

Рубрика издания: Психология развития

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070207

Для цитаты: Костюченко Е.В. Полифункциональность перцептивного отображения различных компонентов образа мира у студентов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 2. С. 72–82. DOI: 10.17759/psyedu.2015070207

Литература

  1. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 73–85.
  2. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики.  М.: Смысл, 1999. 350 с.
  3. Гостев А.А. Актуальные проблемы изучения образного мышления // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 114-119.
  4. Дружинин В.И. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.
  5. Кричевский А. Образ Абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга. М.: ИФ РАН, 2009. 199 с.
  6. Ротенберг В.С. Две стороны одного мозга // Интуиция, логика, творчество / Под ред. М.И. Панова. М.: Наука, 1987. С. 36-54.
  7. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителей. М.: Наука, 1989. 239 с.
  8. Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., Еникеев Д.А. Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной ассиметрии полушарий // Современные проблемы физиологии и медицины.  Уфа: Башкирский Гос. мед. университет, 1997. С. 44-63.
  9. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. 216 с.
  10. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 231 с.
  11. Костюченко О.В. Перцептивна репрезентація образу світу у вербальній продукції студентів // Актуальні проблеми психології: Зб. наук. пр. Інституту психології імені Г.С.Костюка НАПН України. К.: Фенікс, 2012. Т.ХІІ. Психологія творчості.  Вип. 15. Частина І.   С. 195-203.
  12. Костюченко О.В. Перцептивна репрезентація світу як психологічна проблема // Актуальні проблеми  психології: Проблеми психології творчості: Зб. наук. пр. / За ред. В.О. Моляко.  Т. 12. Вип. 13. К.: Фенікс, 2011.  С. 237-245.

Информация об авторах

Костюченко Е.В., доктор психологических наук, доцент, доцент кафедры индустрии моды, Киевский национальный университет культуры и искусств, Киев, Украина, e-mail: fiton1@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1686
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 736
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0