Психолого-педагогические исследования
2017. Том 9. № 3. С. 39–47
doi:10.17759/psyedu.2017090305
ISSN: 2587-6139 (online)
О формировании программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: формы дополнительного профессионального образования, программы повышения квалификации педагогов-психологов, анализ квалификационных требований, профессиональный стандарт, технология квалификационного испытания
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090305
Для цитаты: Коновалова И.В. О формировании программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 39–47. DOI: 10.17759/psyedu.2017090305
Полный текст
Модернизация Российского образования в условиях изменения образовательной парадигмы предусматривает развитие компетентностного подхода в системе общего и профессионального образования [3]. Практика применения профессиональных стандартов предполагает развитие компетенций специалистов в соответствии с квалификационными требованиями, содержащимися в профессиональных стандартах. Процесс апробации профессиональных стандартов работников образования с участием региональных экспертов позволил выявить наличие в документах новых требований к функциональным обязанностям специалистов, а также повышение ответственности администрации учреждений и организаций за обеспечение соответствия кадрового состава организаций квалификационным требованиям, содержащимся в профессиональных стандартах.
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [5], утвержденный в 2015 г. и введенный в действие с 1 января 2017 г., включает в себя квалификационные требования, которым должен соответствовать каждый психолог образовательной организации, и задает требования к содержанию программ повышения квалификации, способствующим карьерному росту. Этот документ соответствует задачам, проблемам и потребностям развития современной системы образования России и действует на всей территории Российской Федерации [1; 2].
Инновационные идеи действующих федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагают значительное изменение требований к педагогической деятельности [4] и не предусматривают систему требований к квалификации педагогических работников. Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта предполагает участие педагога-психолога в обеспечении психологического просвещения педагогов, в том числе в вопросах разработки индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Практика показывает, что к своевременному и качественному выполнению этих обязанностей педагоги-психологи не всегда готовы. В связи с этим система дополнительного профессионального образования предлагает широкий выбор программ повышения квалификации для педагогов-психологов.
Необходимо также отметить, что существуют определенные сложности, препятствующие активному внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [5]. Они связаны с отношением психологов к любым стандартам как к навязанным шаблонам, сковывающим проявление творческого подхода в профессии. С момента введения должности педагога-психолога представители данной профессии были достаточно свободны в планировании и осуществлении своей деятельности на протяжении десятилетий. Несмотря на то, что профессиональным сообществом предпринимались попытки ввести унификацию в разнообразие подходов и технологий психологической помощи в системе образования, это удавалось сделать только на региональных уровнях.
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» представляет собой инструмент, который регламентирует состав необходимых профессиональных компетенций специалиста педагога-психолога. Данное единообразие требований отрасли к профессиональной деятельности специалиста ставит вопросы о введении индикаторов качественного предоставления психологических услуг, об эффективном использовании результатов психологических мониторингов в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а также о введении системы определения уровня компетентности педагогов- психологов. В настоящее время отсутствует процедура независимой оценки квалификации, обеспечивающая выявление профессиональных дефицитов для построения индивидуального маршрута профессионального развития. Таким образом, в настоящее время не стандартизированы условия выявления и освоения педагогами-психологами компетенций, заявленных в профессиональном стандарте, в том числе предусматривающие персонифицированный подход к профессиональному развитию специалиста, дополнительному профессиональному образованию [4].
Программы повышения квалификации являются для педагогов-психологов наиболее удобной формой дополнительного профессионального образования и направлены на профессиональное развитие в соответствии с индивидуальными запросами специалистов. Принимая профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» за объектовую систему требований к содержанию работы специалиста в области психологопедагогического сопровождения образования, можно констатировать, что повышение квалификации создает возможность обеспечить развитие компетенций, соответствующих требованиям к профессиональной деятельности специалиста.
Профессиональные запросы по повышению квалификации педагогов-психологов могут быть совершенно разными, что обусловлено такими факторами, как уровень образования специалиста, стаж работы в данной области, специфика его образовательной организации, индивидуальные профессиональные интересы и возможности, поэтому разработчики программ повышения квалификации обращают особое внимание на вариативность и модульность предлагаемых курсов. Но первостепенной задачей программ повышения квалификации должна оставаться необходимость обеспечения профессиональной компетентности специалиста педагога-психолога по направлениям, соответствующим профильному профессиональному стандарту.
Обобщенные трудовые функции и трудовые действия профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» охватывают основные направления практической работы педагога-психолога и в целом включают в себя применение принципов, знаний, моделей и методов психологии в рамках этических и научных требований для содействия развитию, благополучию и эффективности жизнедеятельности участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов [1; 2].
Московским государственным психолого-педагогическим университетом (ведущим разработчиком профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)») была разработана методика и технология квалификационного испытания, которая может стать основой для создания персонифицированного образовательного маршрута специалиста. Методика включает в себя контрольные практикоориентированные задания по оценке деятельности педагога-психолога.
Структура методики основана на международных стандартах лицензирования и сертификации деятельности педагога-психолога и включает в себя два этапа: тест с вопросами закрытого типа и кейс (описание профессиональной деятельности по заданной проблемной ситуации) - задание открытого типа. Такое сочетание контрольных заданий позволяет выявить достоверный уровень профессиональной компетентности в общем и ситуативном планах деятельности. Базовые унифицированные профессиональные компетентности специалистов выделены на основе рабочих задач, которые специалист должен выполнять в любом образовательном учреждении. На современном этапе развития системы образования эти задачи, прежде всего, сопоставимы с требованиями вводимых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и отвечают содержанию компетенций, заявленных в профессиональном стандарте «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)».
Основная задача квалификационного испытания - определить уровень профессиональной компетентности специалиста и, если будут выявлены проблемы, помочь осознать их и построить образовательный маршрут по восполнению пробелов. Методика выявления уровня профессиональной компетентности была апробирована с 2009 г. по 2014 г.
Выборку составили педагоги-психологи образовательных учреждений Москвы и студенты выпускных курсов психологических факультетов:
■ 387 человек - пятикурсники, выпускники психологических факультетов, проходившие практику в образовательных организациях;
■ 3 348 человек - специалисты, работающие в образовательных учреждениях разного типа и вида. В основном - педагоги-психологи общеобразовательных учреждений (70,4 %) - средних
общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, кадетских корпусов, центров образования. Средний стаж работы участников тестирования в должности составлял 7,5 лет. Подавляющее большинство проходивших квалификационное испытание имели стаж более 3 лет (76 %), а 24 % участников относились к группе молодых специалистов. Первое профильное высшее образование имели 74 % специалистов, остальные - второе высшее, заочное или среднее специальное образование. Первую или высшую квалификационную категорию имели менее 50 % специалистов, остальные не имели категории.
Квалификационное испытание показало, что качество работы столь большого количества психологов оказалось ниже требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами общего образования: у специалистов, имевших недостаточное профессиональное образование и небольшой опыт работы, как правило, были проблемы профессионального характера. Результаты апробации прошли статистическую обработку, которая определила надежность и валидность методики.
Рис. Распределение итоговых тестовых баллов участников квалификационного
испытания
Обсуждая результаты проведенного исследования, отметим, что итоговые баллы, полученные участниками квалификационного испытания, имеют нормальное распределение (рис.). Средний процент выполнения теста составил 60,5 %, медиана (делит упорядоченное множество данных пополам) - 61 %, мода (значение, которое встречается наиболее часто) - 66 %. Близкие значения среднего, медианы и моды также говорят о нормальном распределении тестовых баллов и валидности теста.
После обработки данных квалификационного испытания результаты были представлены специалистам, участвовавшим в квалификационном испытании. Информация содержала сведения, показывающие компетентность по основным направлениям деятельности, и рекомендации по повышению квалификации с указанием специализации, направления и тематики. Таким образом, проведенное квалификационное испытание имело прямую связь с системой повышения квалификации. Связь этих двух составляющих образует комплексную модель дополнительного профессионального образования. Имея результаты профессионального квалификационного тестирования, можно создать индивидуальный образовательный маршрут специалиста. Результаты прохождения квалификационного испытания дают возможность определить проблемные зоны в структуре профессиональной компетентности педагога-психолога. Определение компетенций, сформированных на уровне, недостаточном для эффективного осуществления психолого-педагогической деятельности, становится отправной точкой в планировании дальнейшего индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации. Предложение и выбор образовательного маршрута означают структурирование и отбор содержания дополнительного профессионального образования специалиста на индивидуальном уровне.
Индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позицию субъекта выбора в процессе самоопределения и самореализации. Такой подход позволяет рассматривать индивидуальный образовательный маршрут педагога-психолога с двух точек зрения: как один из множества возможных вариантов самоопределения и самоактуализации профессиональных компетентностей личности и как результат взаимодействия обучающегося с образовательной средой с целью выработки компетентной профессиональной деятельности.
Гибкая и комплексная модель повышения квалификации на основе анализа компетентностей может применяться в рамках системы дополнительного профессионального образования в традициях развивающих психологических технологий личностного роста.
Обучение по персонифицированным программам повышения квалификации для преодоления дефицитов профессиональных компетенций может проводиться в различных формах: очной, очно-заочной, дистанционной, смешанной, стажировочной. Далее рассмотрим, чем отличаются данные формы организации системы обучения.
Очное обучение (с отрывом от работы) построено на ежедневном непосредственном, личном общении с преподавателем на лекциях и семинарах. Только малая часть программы выносится на самостоятельное изучение литературных источников и освоение практических навыков. Обучение по такой форме становится все более нерациональным и мало востребованным, так как оно предполагает полную загрузку рабочего дня обучающихся и, соответственно, делает невозможным совмещение обучения по программе с трудовой деятельностью. Эта форма обучения подходит в большей степени для краткосрочных курсов или отдельных коротких модулей (включающих 6 ч, 12 ч, 18 ч), проводимых в интенсивном режиме 1-3 дня подряд.
Обучающиеся по очно-заочной форме имеют возможность совмещать работу и учебу, т. е. могут сразу применять полученные знания и навыки на практике. В отличие от очной формы обучения занятия по очно-заочной форме, как правило, проводятся один или два раза в неделю в рабочие или выходные дни (в зависимости от программы).
Одной из наиболее востребованных в последнее время является дистанционная форма обучения по вариативным программам повышения квалификации. Это - разновидность заочной формы обучения с использованием дистанционных технологий. Особенностью данной формы обучения является осуществление процесса освоения и контроля знаний слушателей с использованием образовательного интернет-портала. Портал может быть создан любой образовательной организацией, реализующей программы повышения квалификации.
Востребована также форма смешанного обучения, когда теоретическая часть предлагается к изучению в удаленном дистанционном доступе, а практические навыки осваиваются на очных занятиях в виде мастер-классов, супервизорских сессий для разборов сложных случаев и т. д.
Дистанционные образовательные технологии выгодно отличают от традиционных технологий следующие особенности:
■ гибкость - возможность для обучающегося заниматься в удобное время, в удобном месте и темпе;
■ параллельность - параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т. е. без отрыва от производства;
■ охват - одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и преподавателями;
■ экономичность - эффективное использование учебных помещений, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней, что снижает затраты на подготовку специалистов;
■ технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.
В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» легитимизировано понятие такой формы обучения, как стажировка (Статья 76. Дополнительное профессиональное образование).
Повышение квалификации в форме стажировки основывается на деятельностном подходе и концепции развивающего обучения. Профессиональные компетенции педагога- психолога при этом успешно формируются именно в результате включения специалиста в практическую деятельность во время прохождения специально организованных занятий под руководством опытного педагога-супервизора. Основное требование к содержанию и формам работы в процессе стажировки - практико-ориентированный характер, практическое использование стажерами приобретенных знаний и сформированных компетенций для решения конкретных профессиональных задач. Важно отметить, что наставники-супервизоры продолжают свою деятельность и после окончания стажировки. Стажеры могут их приглашать в свою образовательную организацию для помощи в разборе сложных случаев и решения профессиональных проблем.
Требованиями к выбору образовательной организации, которая может выполнять функции ресурсного центра, осуществляющего стажировку, являются:
■ сложившаяся педагогическая школа с достижениями в сфере модернизации образования в условиях перехода на ФГОС;
■ высококвалифицированный кадровый состав, в частности эффективная психолого-педагогическая служба;
■ достойные технические и материальные условия.
Важная составляющая стажировки - позиция методиста-организатора, который представляет и удерживает цели программы, ее ресурсы, логику освоения компетенций и владеет методиками супервизорского сопровождения и построения (коррекции) индивидуального маршрута.
Широкое введение модели персонифицированного маршрута в дополнительном профессиональном образовании педагога-психолога будет способствовать эффективному введению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», повышению качества психолого-педагогических услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, адекватности, а также своевременности управленческих решений в системе менеджмента социально-психологической службы, эффективности использования финансовых и кадровых ресурсов
Литература
- Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Zabrodin_Leonova_Voloshina.phtml (дата обращения: 27.06.2017).
- Забродин Ю.М., Леонова О.И., Мелентьева О.С., Перепеченова О.М. О разработке профессионального стандарта педагога-психолога, психолога в образовании (пояснительная записка к профессиональному стандарту) // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. № 2. С. 21–41.
- Марголис А.А. О подготовке кадров для психолого-педагогического сопровождения новых стандартов// Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2012. № 2. С. 26–28.
- Модернизация психолого-педагогического образования в РФ: проблемы, направления и механизмы: Материалы проблемного семинара «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ» 22 марта 2012 года // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2012. № 2. С. 9–32.
- Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта ”Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 27.06.2017).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1395
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 352
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0