Психолого-педагогические исследования
2017. Том 9. № 3. С. 129–138
doi:10.17759/psyedu.2017090313
ISSN: 2587-6139 (online)
Применение профессиональных стандартов специалистов сферы социального обслуживания
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт, организации сферы социального обслуживания, квалификация, дополнительное профессиональное обучение
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090313
Для цитаты: Волошина И.А., Зайцева О.М., Гончарова А.А. Применение профессиональных стандартов специалистов сферы социального обслуживания [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 129–138. DOI: 10.17759/psyedu.2017090313
Полный текст
В целях реализации положений Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации"» для организаций государственного сектора принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее - Постановление) [1].
Действие данного Постановления распространяется и на организации сферы социального обслуживания. Для организаций этой категории Минтрудом России утверждены 11 профессиональных стандартов:
«Психолог в социальной сфере» [3];
«Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы» [4];
«Руководитель организации социального обслуживания» [5];
«Социальный работник» [6];
«Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» [7];
«Специалист по медико-социальной экспертизе» [8];
«Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения» [9];
«Специалист по работе с семьей» [10];
«Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» [11];
«Специалист по социальной работе» [12];
«Тифлосурдопереводчик» [13].
В целях мониторинга применения указанных профессиональных стандартов Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научноисследовательский институт труда» Минтруда России проведен опрос работников организаций социальной сферы, таких как центры социального обслуживания населения, центры социальной адаптации населения, центры социальной поддержки населения, дома- интернаты для престарелых и инвалидов, геронтологические центры, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно отсталых детей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания.
Всего в опросе приняли участие 4 892 респондента, которые представляют организации сферы социального обслуживания из 82 субъектов Российской Федерации.
В большинстве организаций сферы социального обслуживания приняты нормативные документы, регулирующие вопросы применения профессиональных стандартов, и нормативные документы, регулирующие вопросы межведомственного взаимодействия по оказанию социальных и образовательных услуг (77,8 % и 66,0 % соответственно).
Больше половины (55,8 %) респондентов отметили участие своих организаций в реализации межведомственных моделей оказания социальных и образовательных услуг населению.
По мнению респондентов, межведомственному взаимодействию способствуют: принятые регионами нормативные правовые акты о межведомственном взаимодействии; заключенные договоры о социальном партнерстве, межведомственном взаимодействии; проектная деятельность на уровне региона, организации. Также респонденты привели примеры лучших практик межведомственного взаимодействия. К таким практикам были отнесены: волонтерское движение; распространение передового опыта (семинары, круглые столы и др.); мобильные бригады, состоящие из врачей, психологов, социальных работников, сотрудников пенсионного фонда, службы социальной поддержки населения; межведомственные рабочие группы для обеспечения согласованных действий, связанных с оказанием социальных услуг; благотворительные мероприятия, проводимые организациями социальной сферы; межрайонные и межрегиональные мероприятия, приуроченные к праздничным датам; практика студентов высших учебных заведений в организациях социальной сферы.
В большинстве организаций, как отметили респонденты, проводится работа по применению профессиональных стандартов. Внесены изменения (или запланировано внесение изменений) в должностные инструкции в соответствии с положениями профессиональных стандартов в 92,3 % организаций. Только 7,4 % респондентов указали на отсутствие необходимости изменения указанных документов. Подобная ситуация сложилась и с внесением изменений в трудовые договоры (86,0 % и 14,0 % соответственно; рис. 1).
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос об обновлении должностных инструкций и трудовых договоров в соответствии с положениями профессиональных стандартов: – нет необходимости в обновлении; – запланировано обновление; – обновили
Общая информация о необходимости приведения квалификации работников организаций в соответствие требованиям профессиональных стандартов работников социальной сферы представлена на рис. 2.
Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопросы о проверке соответствия и о повышении квалификации работников организаций сферы социального обслуживания с учетом положений профессиональных стандартов: – запланированы;
– не планируются; – проводились
Как видно из приведенных данных, существенная доля организаций не планирует мероприятия по повышению квалификации своих работников с учетом положений профессиональных стандартов, а также проверку соответствия этой квалификации положениям профессиональных стандартов, в том числе путем аттестации работников.
К применяемым в организациях сферы социального обслуживания мерам по устранению несоответствия квалификации работников положениям профессиональных стандартов респонденты отнесли: организацию обучения, в том числе дистанционного; профессиональную переподготовку; повышение квалификации; систему внутриорганизационного повышения квалификации (разъяснительная работа, изучение методической литературы, наставничество); изучение опыта работы других организаций сферы социального обслуживания.
Одновременно с этим к работе по устранению несоответствия квалификации работников положениям профессиональных стандартов были отнесены следующие меры: перевод работника на другую должность, предложение пройти обучение за счет собственных средств, увольнение работника. Доля респондентов, указавших названные меры, незначительна - 0,81 % опрошенных.
Результаты проведенного опроса показали, что большинство респондентов не ответили на вопрос о конкретных программах дополнительного профессионального образования, необходимых для приведения в соответствие квалификации работников требованиям профессиональных стандартов.
Основные проблемы, с которыми, по мнению респондентов, столкнулись организации сферы социального обслуживания при применении профессиональных стандартов, могут быть сгруппированы в несколько блоков:
1) проблемы нормативного и методического характера, в частности:
■ несоответствие федерального законодательства в области профессиональных стандартов и законодательства субъекта Российской Федерации;
■ несоответствие некоторых функциональных позиций профессиональных стандартов фактически выполняемым работником трудовым функциям;
■ перечень утвержденных профессиональных стандартов не является исчерпывающим и не охватывает все сферы оказания социальных услуг;
2) проблемы организационного характера, в частности:
■ сложность в приведении в соответствие локальных актов организации положениям профессиональных стандартов;
■ трудность в определении, какой профессиональный стандарт следует применять в отношении конкретного работника;
3) проблемы недостаточной квалификации работников, в частности:
■ несоответствие работников квалификационным требованиям профессиональных стандартов;
■ отказ работников предпенсионного возраста проходить обучение;
■ отсутствие на рынке труда соискателей необходимой квалификации;
4) проблемы дополнительного профессионального образования с учетом положений профессиональных стандартов, в частности:
■ высокая стоимость программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации при недостаточном финансировании из бюджетов различного уровня; переподготовка специалистов зачастую осуществляется за счет собственных средств;
■отсутствие в регионе образовательных организаций, способных проводить обучение по соответствующим программам;
■ отсутствие преподавателей, готовых проводить соответствующее обучение, и разработанных программ;
■ для организаций социальной сферы, находящихся в сельской местности, проблемой также является отсутствие доступа к сети Интернет, который позволил бы работникам пройти обучение дистанционно;
5) недостаточное информационное обеспечение мероприятий по внедрению профессиональных стандартов, в частности:
■недостаточность информационно-консультативной помощи при внедрении профессиональных стандартов;
■отсутствие методических рекомендаций для организаций сферы социального обслуживания по применению профессиональных стандартов;
■ противоречивая информация или недостаток информации о внедрении профессиональных стандартов в сфере социального обслуживания.
На вопрос, какая помощь необходима для внедрения профессиональных стандартов, респонденты указали на необходимость:
■ разработать недостающие и актуализировать утвержденные профессиональные стандарты с позиций активного диалога между разработчиками стандартов и практиками;
■ разработать методические рекомендации по применению профессиональных стандартов;
■разработать примерные нормативные документы, соответствующие специфике организации социальной сферы;
■ создать региональные стажировочные площадки для работников организаций сферы социального обслуживания, методический центр по повышению квалификации работников этой сферы;
■ обобщить передовой опыт внедрения профессиональных стандартов в регионах;
■ обеспечить методическое сопровождение, разъяснительную работу по применению профессиональных стандартов (проведение семинаров, круглых столов, вебинаров).
В части повышения квалификации специалистов сферы социального обслуживания респонденты отметили, что регионам, помимо дополнительного финансового обеспечения, необходимы:
■ организация совместной работы экспертов, научного сообщества, представителей организаций профессионального образования в целях определения потребности регионов в кадрах в сфере социального обслуживания и, как следствие, организация подготовки требуемых специалистов;
■ совершенствование программ дополнительного профессионального образования с учетом практики работы организаций социального обслуживания;
■ формирование реестра образовательных организаций, осуществляющих обучение в соответствии с положениями профессиональных стандартов.
Для успешного внедрения профессиональных стандартов респонденты на сайте Минтруда России (либо на сайтах региональных министерств) в разделе «Профессиональные стандарты» выдвинули следующие предложения:
■ разместить диалоговое окно (форум), где будет возможно задавать вопросы по данной тематике в формате «вопрос - ответ»;
■ разместить примеры положительного опыта внедрения профессиональных стандартов;
■ создать единую горячую линию по вопросам применения профессиональных стандартов.
Одновременно с мероприятиями практической направленности респонденты отметили необходимость повышения в обществе статуса социального работника в широком смысле этого слова.
Таким образом, по результатам опроса можно сделать вывод, что большинство организаций сферы социального обслуживания в регионах Российской Федерации ведут работу в соответствии с Постановлением. Однако при применении профессиональных стандартов обнаружился ряд проблем, решению которых будет способствовать формирование в регионах Российской Федерации системы консультирования и методической поддержки применения профессиональных стандартов как работников этих организаций, так и работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственную политику в социальной сфере. Формирование такой системы позволит повысить эффективность, качество предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания населения и в целом будет способствовать развитию национальной системы квалификаций.
Литература
- Волошина И.А., Зайцева О.М. Применение профессиональных стандартов в сфере труда // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 7–12.
- Забродин Ю.М. Профессиональные стандарты работников социальной сферы, имеющие межведомственный характер, – их роль в повышении качества профессионального труда // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 119–129. doi: 10.17759/pse.2016210110.
- Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 682н «Об утверждении профессионального стандарта ”Психолог в социальной сфере”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=58272 (дата обращения: 31.06.2017).
- Приказ Минтруда России от 5 декабря 2013 г. № 714н «Об утверждении профессионального стандарта ”Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=62091 (дата обращения: 31.06.2017).
- Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 678н «Об утверждении профессионального стандарта ”Руководитель организации социального обслуживания”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=60016 (дата обращения: 31.06.2017).
- Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 677н «Об утверждении профессионального стандарта ”Социальный работник”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57972 (дата обращения: 31.06.2017).
- Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 680н «Об утверждении профессионального стандарта ”Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=50956 (дата обращения: 31.06.2017).
- Приказ Минтруда России от 5 декабря 2013 г. № 715н «Об утверждении профессионального стандарта ”Специалист по медико-социальной экспертизе”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57973 (дата обращения: 31.06.2017).
- Приказ Минтруда России от 28 ноября 2016 г. № 676н «Об утверждении профессионального стандарта ”Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=63871 (дата обращения: 31.06.2017).
- Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 683н «Об утверждении профессионального стандарта ”Специалист по работе с семьей”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=60008 (дата обращения: 31.06.2017).
- Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 681н «Об утверждении профессионального стандарта ”Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=60005 (дата обращения: 31.06.2017).
- Приказ Минтруда России от 22 декабря 2013 г. № 571н «Об утверждении профессионального стандарта ”Специалист по социальной работе”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=60015 (дата обращения: 31.06.2017).
- Приказ Минтруда России от 17 октября 2016 г. № 575н «Об утверждении профессионального стандарта ”Тифлосурдопереводчик”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=63575 (дата обращения: 31.06.2017).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1505
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 338
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0