Применение профессиональных стандартов специалистов сферы социального обслуживания

338

Аннотация

Рассматриваются первые итоги применения в регионах Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства профессиональных стандартов сферы социального обслуживания: «Психолог в социальной сфере», «Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы», «Руководитель организации социального обслуживания», «Социальный работник», «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», «Специалист по медико-социальной экспертизе», «Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения», «Специалист по работе с семьей», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Специалист по социальной работе», «Тифлосурдопереводчик». Представлен обобщенный опыт применения профессиональных стандартов в организациях сферы социального обслуживания на основании результатов мониторинга, организованного Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России. Обсуждаются основные проблемы применения профессиональных стандартов и пути их решения.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, организации сферы социального обслуживания, квалификация, дополнительное профессиональное обучение

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090313

Для цитаты: Волошина И.А., Зайцева О.М., Гончарова А.А. Применение профессиональных стандартов специалистов сферы социального обслуживания [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 129–138. DOI: 10.17759/psyedu.2017090313

Полный текст

 

В целях реализации положений Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации"» для организаций государственного сектора принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее - Постановление) [1].

Действие данного Постановления распространяется и на организации сферы социального обслуживания. Для организаций этой категории Минтрудом России утверждены 11 профессиональных стандартов:

«Психолог в социальной сфере» [3];

«Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы» [4];

«Руководитель организации социального обслуживания» [5];

«Социальный работник» [6];

«Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» [7];

«Специалист по медико-социальной экспертизе» [8];

«Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения» [9];

«Специалист по работе с семьей» [10];

«Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» [11];

«Специалист по социальной работе» [12];

«Тифлосурдопереводчик» [13].

В целях мониторинга применения указанных профессиональных стандартов Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно­исследовательский институт труда» Минтруда России проведен опрос работников организаций социальной сферы, таких как центры социального обслуживания населения, центры социальной адаптации населения, центры социальной поддержки населения, дома- интернаты для престарелых и инвалидов, геронтологические центры, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно отсталых детей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания.

Всего в опросе приняли участие 4 892 респондента, которые представляют организации сферы социального обслуживания из 82 субъектов Российской Федерации.

В большинстве организаций сферы социального обслуживания приняты нормативные документы, регулирующие вопросы применения профессиональных стандартов, и нормативные документы, регулирующие вопросы межведомственного взаимодействия по оказанию социальных и образовательных услуг (77,8 % и 66,0 % соответственно).

Больше половины (55,8 %) респондентов отметили участие своих организаций в реализации межведомственных моделей оказания социальных и образовательных услуг населению.

По мнению респондентов, межведомственному взаимодействию способствуют: принятые регионами нормативные правовые акты о межведомственном взаимодействии; заключенные договоры о социальном партнерстве, межведомственном взаимодействии; проектная деятельность на уровне региона, организации. Также респонденты привели примеры лучших практик межведомственного взаимодействия. К таким практикам были отнесены: волонтерское движение; распространение передового опыта (семинары, круглые столы и др.); мобильные бригады, состоящие из врачей, психологов, социальных работников, сотрудников пенсионного фонда, службы социальной поддержки населения; межведомственные рабочие группы для обеспечения согласованных действий, связанных с оказанием социальных услуг; благотворительные мероприятия, проводимые организациями социальной сферы; межрайонные и межрегиональные мероприятия, приуроченные к праздничным датам; практика студентов высших учебных заведений в организациях социальной сферы.

В большинстве организаций, как отметили респонденты, проводится работа по применению профессиональных стандартов. Внесены изменения (или запланировано внесение изменений) в должностные инструкции в соответствии с положениями профессиональных стандартов в 92,3 % организаций. Только 7,4 % респондентов указали на отсутствие необходимости изменения указанных документов. Подобная ситуация сложилась и с внесением изменений в трудовые договоры (86,0 % и 14,0 % соответственно; рис. 1).


Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос об обновлении должностных инструкций и трудовых договоров в соответствии с положениями профессиональных стандартов:  – нет необходимости в обновлении;   – запланировано обновление;   – обновили 

Общая информация о необходимости приведения квалификации работников организаций в соответствие требованиям профессиональных стандартов работников социальной сферы представлена на рис. 2.

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопросы о проверке соответствия и о повышении квалификации работников организаций сферы социального обслуживания с учетом положений профессиональных стандартов:  – запланированы;
– не планируются;   – проводились

Как видно из приведенных данных, существенная доля организаций не планирует мероприятия по повышению квалификации своих работников с учетом положений профессиональных стандартов, а также проверку соответствия этой квалификации положениям профессиональных стандартов, в том числе путем аттестации работников.

К применяемым в организациях сферы социального обслуживания мерам по устранению несоответствия квалификации работников положениям профессиональных стандартов респонденты отнесли: организацию обучения, в том числе дистанционного; профессиональную переподготовку; повышение квалификации; систему внутриорганизационного повышения квалификации (разъяснительная работа, изучение методической литературы, наставничество); изучение опыта работы других организаций сферы социального обслуживания.

Одновременно с этим к работе по устранению несоответствия квалификации работников положениям профессиональных стандартов были отнесены следующие меры: перевод работника на другую должность, предложение пройти обучение за счет собственных средств, увольнение работника. Доля респондентов, указавших названные меры, незначительна - 0,81 % опрошенных.

Результаты проведенного опроса показали, что большинство респондентов не ответили на вопрос о конкретных программах дополнительного профессионального образования, необходимых для приведения в соответствие квалификации работников требованиям профессиональных стандартов.

Основные проблемы, с которыми, по мнению респондентов, столкнулись организации сферы социального обслуживания при применении профессиональных стандартов, могут быть сгруппированы в несколько блоков:

1)  проблемы нормативного и методического характера, в частности:

■ несоответствие федерального законодательства в области профессиональных стандартов и законодательства субъекта Российской Федерации;

■  несоответствие некоторых функциональных позиций профессиональных стандартов фактически выполняемым работником трудовым функциям;

■   перечень утвержденных профессиональных стандартов не является исчерпывающим и не охватывает все сферы оказания социальных услуг;

2)    проблемы организационного характера, в частности:

■  сложность в приведении в соответствие локальных актов организации положениям профессиональных стандартов;

■   трудность в определении, какой профессиональный стандарт следует применять в отношении конкретного работника;

3)    проблемы недостаточной квалификации работников, в частности:

■    несоответствие работников квалификационным требованиям профессиональных стандартов;

■    отказ работников предпенсионного возраста проходить обучение;

■    отсутствие на рынке труда соискателей необходимой квалификации;

4)   проблемы дополнительного профессионального образования с учетом положений профессиональных стандартов, в частности:

■ высокая стоимость программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации при недостаточном финансировании из бюджетов различного уровня; переподготовка специалистов зачастую осуществляется за счет собственных средств;

■отсутствие в регионе образовательных организаций, способных проводить обучение по соответствующим программам;

■ отсутствие преподавателей, готовых проводить соответствующее обучение, и разработанных программ;

■   для организаций социальной сферы, находящихся в сельской местности, проблемой также является отсутствие доступа к сети Интернет, который позволил бы работникам пройти обучение дистанционно;

5) недостаточное информационное обеспечение мероприятий по внедрению профессиональных стандартов, в частности:

■недостаточность информационно-консультативной помощи при внедрении профессиональных стандартов;

■отсутствие методических рекомендаций для организаций сферы социального обслуживания по применению профессиональных стандартов;

■  противоречивая информация или недостаток информации о внедрении профессиональных стандартов в сфере социального обслуживания.

На вопрос, какая помощь необходима для внедрения профессиональных стандартов, респонденты указали на необходимость:

■   разработать недостающие и актуализировать утвержденные профессиональные стандарты с позиций активного диалога между разработчиками стандартов и практиками;

■    разработать методические рекомендации по применению профессиональных стандартов;

■разработать примерные нормативные документы, соответствующие специфике организации социальной сферы;

■  создать региональные стажировочные площадки для работников организаций сферы социального обслуживания, методический центр по повышению квалификации работников этой сферы;

■    обобщить передовой опыт внедрения профессиональных стандартов в регионах;

■  обеспечить методическое сопровождение, разъяснительную работу по применению профессиональных стандартов (проведение семинаров, круглых столов, вебинаров).

В части повышения квалификации специалистов сферы социального обслуживания респонденты отметили, что регионам, помимо дополнительного финансового обеспечения, необходимы:

организация совместной работы экспертов, научного сообщества, представителей организаций профессионального образования в целях определения потребности регионов в кадрах в сфере социального обслуживания и, как следствие, организация подготовки требуемых специалистов;

■    совершенствование программ дополнительного профессионального образования с учетом практики работы организаций социального обслуживания;

■    формирование реестра образовательных организаций, осуществляющих обучение в соответствии с положениями профессиональных стандартов.

Для успешного внедрения профессиональных стандартов респонденты на сайте Минтруда России (либо на сайтах региональных министерств) в разделе «Профессиональные стандарты» выдвинули следующие предложения:

■   разместить диалоговое окно (форум), где будет возможно задавать вопросы по данной тематике в формате «вопрос - ответ»;

■    разместить примеры положительного опыта внедрения профессиональных стандартов;

■    создать единую горячую линию по вопросам применения профессиональных стандартов.

Одновременно с мероприятиями практической направленности респонденты отметили необходимость повышения в обществе статуса социального работника в широком смысле этого слова.

Таким образом, по результатам опроса можно сделать вывод, что большинство организаций сферы социального обслуживания в регионах Российской Федерации ведут работу в соответствии с Постановлением. Однако при применении профессиональных стандартов обнаружился ряд проблем, решению которых будет способствовать формирование в регионах Российской Федерации системы консультирования и методической поддержки применения профессиональных стандартов как работников этих организаций, так и работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственную политику в социальной сфере. Формирование такой системы позволит повысить эффективность, качество предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания населения и в целом будет способствовать развитию национальной системы квалификаций.

Литература

  1. Волошина И.А., Зайцева О.М. Применение профессиональных стандартов в сфере труда // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 7–12.
  2. Забродин Ю.М. Профессиональные стандарты работников социальной сферы, имеющие межведомственный характер, – их роль в повышении качества профессионального труда // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 119–129. doi: 10.17759/pse.2016210110.
  3. Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 682н «Об утверждении профессионального стандарта ”Психолог в социальной сфере”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=58272 (дата обращения: 31.06.2017).
  4. Приказ Минтруда России от 5 декабря 2013 г. № 714н «Об утверждении профессионального стандарта ”Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=62091 (дата обращения: 31.06.2017).
  5. Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 678н «Об утверждении профессионального стандарта ”Руководитель организации социального обслуживания”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=60016 (дата обращения: 31.06.2017).
  6. Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 677н «Об утверждении профессионального стандарта ”Социальный работник”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57972 (дата обращения: 31.06.2017).
  7. Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 680н «Об утверждении профессионального стандарта ”Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=50956 (дата обращения: 31.06.2017).
  8. Приказ Минтруда России от 5 декабря 2013 г. № 715н «Об утверждении профессионального стандарта ”Специалист по медико-социальной экспертизе”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57973 (дата обращения: 31.06.2017).
  9. Приказ Минтруда России от 28 ноября 2016 г. № 676н «Об утверждении профессионального стандарта ”Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=63871 (дата обращения: 31.06.2017).
  10. Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 683н «Об утверждении профессионального стандарта ”Специалист по работе с семьей”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=60008 (дата обращения: 31.06.2017).
  11. Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 681н «Об утверждении профессионального стандарта ”Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=60005 (дата обращения: 31.06.2017).
  12. Приказ Минтруда России от 22 декабря 2013 г. № 571н «Об утверждении профессионального стандарта ”Специалист по социальной работе”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=60015 (дата обращения: 31.06.2017).
  13. Приказ Минтруда России от 17 октября 2016 г. № 575н «Об утверждении профессионального стандарта ”Тифлосурдопереводчик”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=63575 (дата обращения: 31.06.2017).

Информация об авторах

Волошина Ирина Александровна, кандидат психологических наук, Директор по развитию системы профессиональных квалификаций, Научно-исследовательского института труда и социального страхования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Москва, Россия, e-mail: i.voloshina@rspp.ru

Зайцева Ольга Михайловна, кандидат социологических наук, директор центра развития профессиональных квалификаций, ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России, Москва, Россия, e-mail: olzaytseva@mail.ru

Гончарова Алина Александровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, центр развития профессиональных квалификаций, ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3889-2767, e-mail: gonzarova.alina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1505
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 338
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0