Психологические аспекты трудоустройства современных выпускников ВУЗов (Круглый стол «Партнерство в сфере подготовки кадров», Елец, 26 июня 2018)

541

Аннотация

Настоящий материал представляет собой краткий отчет о прошедшем 26 июня 2018 года в г. Ельце круглом столе «Партнерство в сфере подготовки кадров», организованном в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Адаптация к рынку труда молодых специалистов и содействие их трудоустройству». В работе круглого стола приняли участие более 50 человек, в том числе из Ливана, Болгарии, Германии и других стран. Представлены основные направления обсуждения заявленной проблемы и наиболее важные элементы, вызвавшие дискуссии в ходе обмена мнениями на заседании круглого стола. Акцент сделан на психолого-педагогических аспектах рассматриваемых вопросов. Вопросы круглого стола носили междисциплинарный характер, однако основной линией дискуссий стали психологические проблемы современного рынка труда, трудоустройства, занятости населения и партнерства в этой сфере. В частности, предметом обсуждения стали вопросы формирования качеств личности выпускника, способствующие его успешному трудоустройству, психологические аспекты трудовой адаптации выпускников вузов, психология самопрезентации при трудоустройстве и др. С докладами-презентациями выступили ученые, проводящие психолого-педагогические и социально-психологические исследования в области человеческих ресурсов и занятости населения, а также работодатели (представители работодателей), руководители и сотрудники государственных служб занятости населения. В ходе дискуссий были выявлены существующие пробелы и недостатки в решении проблем трудоустройства выпускников, а также высказаны предложения по совершенствованию механизмов решения проблем занятости населения в России с использованием потенциала психологической науки.

Общая информация

Ключевые слова: рынок труда, подготовка кадров в вузе, психологические качества выпускников, партнерство , психологические требования работодателя, трудоустройство

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100314

Для цитаты: Будякова Т.П., Полякова Т.А. Психологические аспекты трудоустройства современных выпускников ВУЗов (Круглый стол «Партнерство в сфере подготовки кадров», Елец, 26 июня 2018) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 160–165. DOI: 10.17759/psyedu.2018100314

Полный текст

 

Настоящий материал представляет собой краткий отчет о прошедшем 26 июня 2018 года в г. Ельце круглом столе «Партнерство в сфере подготовки кадров», организованном в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Адаптация к рынку труда молодых специалистов и содействие их трудоустройству». В работе круглого стола приняли участие более 50 человек, в том числе из Ливана, Болгарии, Германии и других стран. Представлены основные направления обсуждения заявленной проблемы и наиболее важные элементы, вызвавшие дискуссии в ходе обмена мнениями на заседании круглого стола. Акцент сделан на психолого-педагогических аспектах рассматриваемых вопросов. Вопросы круглого стола носили междисциплинарный характер, однако основной линией дискуссий стали психологические проблемы современного рынка труда, трудоустройства, занятости населения и партнерства в этой сфере. В частности, предметом обсуждения стали вопросы формирования качеств личности выпускника, способствующие его успешному трудоустройству, психологические аспекты трудовой адаптации выпускников вузов, психология самопрезентации при трудоустройстве и др. С докладами-презентациями выступили ученые, проводящие психолого-педагогические и социально-психологические исследования в области человеческих ресурсов и занятости населения, а также работодатели (представители работодателей), руководители и сотрудники государственных служб занятости населения. В ходе дискуссий были выявлены существующие пробелы и недостатки в решении проблем трудоустройства выпускников, а также высказаны предложения по совершенствованию механизмов решения проблем занятости населения в России с использованием потенциала психологической науки.

 

Круглый стол «Партнерство в сфере подготовки кадров» состоялся в Ельце 26 июня 2018 г. как одно из ведущих мероприятий Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Адаптация к рынку труда молодых специалистов и содействие их трудоустройству». Организатор круглого стола — отдел организации практик и содействия трудоустройству ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина».

Основные цели круглого стола: обобщение опыта сотрудничества государственных органов власти, учебных заведений, профильных предприятий и организаций, негосударственных организаций в сфере содействия трудоустройству студентов и выпускников в плане выработки стратегии по совершенствованию работы в данной области.

В работе круглого стола приняли участие более 50 человек: в том числе представители Ливана, Болгарии, Германии и других стран. Особенностью круглого стола стало расширенное, благодаря современным средствам общения, пространство. В онлайн-режиме в обсуждении проблем круглого стола приняли участие преподаватели и сотрудники Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, Самарского государственного экономического университета и Ивановского государственного химико-технологического университета.

Вопросы круглого стола носили междисциплинарный характер, однако одной из основных линий дискуссий стали психологические проблемы современного рынка труда, трудоустройства и партнерства в этой сфере. В частности, предметом обсуждения стали вопросы качеств личности выпускника, способствующие его успешному трудоустройству, психологические аспекты трудовой адаптации выпускников вузов, психология самопрезентации при трудоустройстве и др. С докладами-презентациями выступили ученые, проводящие психолого-педагогические исследования по проблемам круглого стола, а также работодатели (представители работодателей), руководители и сотрудники государственных служб занятости населения.

Проблема оптимальных личностных качеств выпускника, обеспечивающих его профессиональную успешность, была затронута в нескольких докладах. Заведующая отделом по трудоустройству студентов и выпускников Луганского национального университета имени Тараса Шевченко Н.Е. Полтавская в своем докладе акцентировала внимание на том, что особенностью профессиональной адаптации современных выпускников является необходимость приспособления личности к рыночным отношениям, носящим стихийный, случайный характер, хотя в процессе обучения доминируют упорядоченные, предсказуемые отношения. В силу этого психологическим структурам личности выпускника, отвечающим за адаптацию к новым условиям жизнедеятельности, следует перестраиваться, должны формироваться новые поведенческие установки и ценностные ориентации. Докладчик сделала вывод о том, что у выпускника надо формировать не только профессиональную компетентность и профессиональные интересы, но и профессиональную самооценку и стремление к саморазвитию.

Данные выводы были поддержаны кандидатом педагогических наук Благой Джоровой, директором Центра карьерного развития факультета педагогики Юго-западного университета имени Н. Рильского (г. Благоевград, Болгария). Тема ее доклада: «Профессиональная подготовка и реализация профессионалов, подготовленных в Юго-западном университете “Неофит Рильски”». Б. Джоровой были приведены результаты психологического исследования удовлетворенности своей карьерой у выпускников вуза. Было выявлено, что наиболее важным критерием профессиональной и личностной самореализации современных выпускников является материальный доход. Работа в другой области, но хорошо оплачиваемая, воспринимается как успешная профессиональная реализация. Напротив, низкооплачиваемая работа по специальности психологически оценивается как профессиональный неуспех. По мнению докладчика, одним из способов повышения удовлетворенности собственной профессией является формирование специальных личностных установок, в частности: «Нет ничего невозможного, все достижимо!»;

«Кто хочет сделать что-то, тот находит способы и силы, чтобы справиться»; «Продолжайте учиться и совершенствуйтесь на протяжении всей жизни»; «Просто верьте в себя и полагайтесь только на себя» и др.

В докладе «Личностная зрелость как условие конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений» кандидат психологических наук С.В. Маркова (ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина») отметила, что личностный компонент конкурентоспособности определяется стремлением к инновациям, самообразованию, предприимчивостью, инициативностью, умением принимать нестандартные решения, коммуникабельностью, эмоциональной устойчивостью. Напротив, фрустрированная, «незрелая» личность, ориентированная прежде всего на внешние признаки благополучия, обладающая пассивностью, низким уровнем креативности, закрытостью в общении, не конкурентоспособна.

Обобщая дискуссию о личностных качествах выпускников вузов, способствующих их успешному трудоустройству и профессиональной адаптации, кандидат психологических наук, профессор Т.П. Будякова (ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина») подчеркнула, что мало просто выявлять качества, необходимые для профессиональной успешности выпускника, надо определить и обосновать их психологическую природу. В докладе «Толерантность к неопределенности — характерологическая черта выпускника, необходимая для трудоустройства» было отмечено, что ведущим личностным качеством выпускника, позволяющим ему успешно преодолеть трудности профессионального становления, является толерантность к неопределенности. Термин «толерантность к неопределенности» был введен Э. Френкель-Брунсвик и трактуется как способность справляться со сложностью окружающего мира и получать импульс к развитию. Докладчик на примере анализа концепции профессионального выбора американского исследователя Д. Холланда обосновала, что среди типов личностей, выделенных Д. Холландом, наиболее продуктивным, с точки зрения сформированности толерантности к неопределенности, является конвенциональный тип. Формирование именно этого типа личности будет способствовать успешному трудоустройству, а также профессиональной социализации личности.

Содокладчик Т.П. Будяковой доктор педагогических наук С.Н. Дворяткина презентовала разработанную систему профессионально-учебных заданий по формированию толерантности к неопределенности у студентов-юристов. Программа формирует готовность принимать неопределенность жизненных и профессиональных ситуаций для того, чтобы выдержать конкуренцию, соответствовать требованиям, предъявляемым работодателями, и успешно трудоустроиться.

Директором Елецкого городского центра занятости населения, кандидатом юридических наук В.Н. Щепетильниковым была поднята проблема правильной самопрезентации личности выпускника (тема доклада: «Старт в профессию»). Подход автора вызвал споры. Большинство согласились с тем, что выпускнику надо научиться позиционировать себя на рынке труда, продвигать свой личный брэнд, постоянно концентрироваться на том, что в нем ценного, в чем его сильная сторона, его конкретное преимущество. Любые сильные качества — чувство юмора, умение разрешать конфликтные ситуации между коллегами — могут быть полезны в русле решения основной задачи. Однако не все согласились с тем, что не имеет значения, насколько действительно хороши имеемые качества, что главное — продать на рынке свой брэнд. Высказывались суждения о том, что лжепрезентация может привести к разочарованию работодателя и конфликтам с ним.

В выступлении проректора по научно-методической работе ФГБОУ ДПО «Липецкий институт переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса», кандидата педагогических наук В.Б. Золотарева (г. Липецк, Россия) был затронут вопрос диссонанса между требованиями работодателей к качеству и содержанию профессиональной подготовки выпускника и реальными профессиональными компетенциями и личностными характеристиками выпускника (тема доклада: «Требование работодателей — основной ориентир для формирования профессионально-компетентного и конкурентоспособного на рынке труда выпускника»). Докладчик выдвинул тезис о том, что современному выпускнику-бакалавру не нужны компетенции, позволяющие вести научную работу, поскольку реальный сектор экономики требует совсем иного, например, оперативно решать практические вопросы, возникающие на производстве.

В дискуссию с ним вступил доктор технических наук Е.В. Сливинский (ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина»). По мнению Е.В. Сливинского, напротив, именно глубокая научная подготовка бакалавра позволяет ему грамотно оценивать эффективность работы предприятия и делать предложения, повышающие производительность труда и рентабельность производства. В докладе «Подготовка специалистов для машиностроения на основе привлечения студентов и школьников к научно-техническому творчеству» были приведены факты, свидетельствующие о том, что именно те выпускники инженерных направлений подготовки, которые еще в ходе обучения в ЕГУ имени И.А. Бунина оформили патенты на изобретения, оказались наиболее успешными в профессиональном становлении и карьерном росте. Вторым аргументом стал довод о том, что выпускник-инженер, не способный модернизировать производство, делать научные прогнозы, не может стать опорой для технического перевооружения страны.

Особый интерес вызвали выступления представителей работодателей. В частности, в выступлении Эль Хажд «Международное партнерство в подготовке кадров для предприятий легкой промышленности» (Ливан) внимание было сосредоточено на проблемах партнерства вуза и предприятия в сфере трудоустройства и трудовой адаптации выпускников, выбравших в качестве профессиональной сферу обслуживания и торговли. Именно в этой сфере в Ливане создается более половины годового национального дохода, там накоплен большой опыт работы с персоналом. Ливанская кампания BLANK, частное предприятие по производству домашнего текстиля и текстиля для гостиничного бизнеса, активно сотрудничает с кафедрой дизайна и народной художественной культуры Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина. Ежегодно предприятие проводит профессиональную стажировку для специалистов кафедры, организовываются вебинары, международные мероприятия (конференции). Такие формы сотрудничества позволили качественно сравнить требования к персоналу ливанских и российских компаний, проанализировать причины текучести кадров в текстильной промышленности и сформулировать пути совершенствования подготовки кадров для этой отрасли.

В совместном докладе фрау Зигрид Крамер (г. Вернигероде, Германия), выступавшей как представитель работодателя, и кандидата педагогических наук И.В. Зайцевой (ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина») обобщался опыт участия студентов отделения иностранных языков ЕГУ имени И.А. Бунина в программе обмена студентами в Германии. Докладчики отметили, что обмен педагогическим опытом, проведение опытно­экспериментальной работы, осуществление межкультурного диалога позволяют студентам повысить свой профессиональный уровень и уверенно чувствовать себя на современном рынке труда. Интерес присутствующих вызвал метод профессиональных проектов, использующийся в школах Германии. Его основная цель — научить обучающихся критически мыслить, точно формулировать свои мысли, убедительно выступать в ходе дискуссии в роли ее активных участников: экспертов, аналитиков или журналистов. Это способствует и развитию коммуникативных умений, и расширению профессионального кругозора школьников, поскольку проектная деятельность направлена на ориентировку в профессиональном мире.

Острую дискуссию вызвала проблема гарантий обязательного трудоустройства выпускников государственных вузов, поднятая в докладе директора ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» О.А. Фирсова «Современное состояние рынка труда и проблемы  трудоустройства молодых специалистов в г. Липецке». Докладчик высказал убеждение, что государство должно вернуться к советской системе распределения выпускников с обязательной отработкой ими определенного обязательного срока без права уволиться. Этот порядок, по мнению докладчика, позволит снизить процент нетрудоустроенных выпускников, количество которых в среднем по стране варьируется от 20 до 50% от ежегодного выпуска.

В дискуссии с О.А. Фирсовым было высказано мнение о том, что обязательная система отработки молодыми специалистами затрат на их обучение в вузе, действовавшая в Советском Союзе, кроме плюсов имела и негативные последствия, как для молодого специалиста, так и для предприятия. Предприятие не могло уволить молодого специалиста даже в случае, когда было очевидно, что ни его профессиональные, ни его личностные качества не соответствуют требованиям организации, а иногда даже приносят и прямые убытки. Молодой специалист, в свою очередь, не мог уволиться в случае, когда мог найти работу «по душе» в другом месте, и «страдал», отбывая время на нелюбимой работе.

В итоге дискуссии было высказано консолидированное мнение о том, что в случае отказа молодого специалиста отрабатывать затраченные на него государственные средства, он должен — вернуть эти средства государству. В случае же несоответствия молодого специалиста требованиям организации решение о его дальнейшей работе должно приниматься на основе специального договора между предприятием и молодым специалистом.

Т.А. Полякова, начальник отдела организации практик и содействия трудоустройству Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина, модератор круглого стола, в своем выступлении «Партнерство в системе образовательное учреждение—работодатель: опыт и перспективы» обозначила ряд основных направлений эффективного взаимодействия вуза и работодателей, которые предпринимаются коллективом университета для улучшения ситуации с трудоустройством выпускников: 1) развитие партнерских отношений с предприятиями города; 2) подготовка образовательным учреждением кадров для регионального рынка труда, в том числе молодых специалистов по договору о целевом обучении; 3) организация и развитие системы дополнительного профессионального образования и т. д. Особое внимание было уделено проблеме прогноза и учета вузом перспективных потребностей предприятий в конкретных профессиях.

Круглый стол в рамках конференции послужил платформой для диалога и взаимодействия всех заинтересованных сторон с целью обмена опытом по содействию трудоустройству выпускников вузов и их профессиональной адаптации, а также выявления наиболее перспективных и востребованных практикой проблем для организации научных психологических исследований.

Информация об авторах

Будякова Татьяна Петровна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий, института психологии и педагогики, Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина (ФГБОУ ВО «ЕГУ имени И.А. Бунина»), Елец, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1739-837X, e-mail: budyakovaelez@mail.ru

Полякова Татьяна Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, начальник отдела организации практик и содействия трудоустройству, управление образовательной политики, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет, Елец, Россия, e-mail: tpolyakova1@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1429
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 541
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0