Современная зарубежная психология
2023. Том 12. № 4. С. 62–76
doi:10.17759/jmfp.2023120406
ISSN: 2304-4977 (online)
Трудоустройство молодежи с инвалидностью: решение проблемы в Европе и США
Аннотация
Решения о карьере и образовании — одни из самых важных решений, которые принимают молодые люди. Профориентация является как индивидуальным, так и социальным бенефитом: она не только помогает людям добиться прогресса в учебе и работе, но также помогает эффективному функционированию рынков труда и обучения, а также способствует достижению ряда целей социальной политики. Это оправдывает государственные инвестиции в профориентационную деятельность. Программы по профориентации — в школе и за ее пределами — оказывают формирующее влияние на понимание молодыми людьми себя и мира труда и часто могут улучшить результаты в области образовательных и социальных услуг, а также в экономике в целом. Поскольку молодые люди дольше продолжают получать образование и профессиональную подготовку, а рынок труда становится более сложным, необходимость в профориентации возрастает. В статье предлагается общий обзор подходов и методов в профориентации молодых людей с инвалидностью в Европейском союзе и США, существующих в настоящее время. Приводятся демографические характеристики и данные о трудовой занятости населения с инвалидностью в исследуемых регионах. Подробно рассматриваются инструменты («Индивидуальный план перехода/образования»), используемые для облегчения перехода из образовательной деятельности (школы) в трудовую, в контексте ожиданий и требований законодательных актов. Описываются роли и задачи, которые должны выполнять все вовлеченные стороны на различных этапах разработки Индивидуальных планов перехода/образования. Отдельное внимание уделяется оценке профессионально важных качеств личности, необходимых для начала успешной трудовой деятельности. Также обозначаются векторы для совершенствования подходов к профориентации с целью ее успешной реализации, подчеркиваются необходимость более раннего начала подготовки к профессиональной деятельности и важная роль знакомства с миром труда.
Общая информация
Ключевые слова: люди с инвалидностью, профориентация, трудоустройство
Рубрика издания: Психология труда и инженерная психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120406
Получена: 25.09.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Щербакова А.М., Виноградова Е.С. Трудоустройство молодежи с инвалидностью: решение проблемы в Европе и США [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 4. С. 62–76. DOI: 10.17759/jmfp.2023120406
Полный текст
Введение
Методология
- законодательные аспекты по переходу молодежи с инвалидностью от образовательной деятельности (школы) к трудовой;
- характер вспомогательных услуг для обеспечения успешного перехода.
Результаты исследования
Рис. 1. Процент людей с инвалидностью по государствам-членам ЕС[1], 2019 и 2020 гг., в процентах от той же возрастной группы; возраст: 16+[2][3]
Рис. 3. Уровень занятости для всех лиц в возрасте 20—64 лет по статусу наличия/отсутствия инвалидности[7], [8]
- переход — это процесс, который должен поддерживаться наличием и реализацией законодательства и политических мер;
- переход должен обеспечить участие молодого человека и уважение его личного выбора. Молодой человек, его/ее семья и специалисты должны работать вместе, чтобы сформулировать индивидуальный план;
- составной частью переходного процесса должна быть разработка индивидуального образовательного плана, ориентированного на успеваемость молодого человека и на любые изменения, которые необходимо внести в школьную деятельность;
- переход должен основываться на прямом участии и сотрудничестве всех заинтересованных сторон;
- переход требует тесного сотрудничества между школой и рынком труда, чтобы молодые люди могли погрузиться в реальные условия труда;
- переход является частью длительного и сложного процесса подготовки молодых людей к вступлению в экономическую и взрослую жизнь и содействия им в этом.
- повысить шансы молодого человека получить стабильную работу;
- соответствовать интересам, желаниям, компетенциям, навыкам и способностям молодого человека требованиям профессии, рабочей среды и компании;
- повысить самостоятельность, мотивацию, самовосприятие и уверенность молодого человека в себе;
- создать взаимовыгодную ситуацию для молодого человека и работодателя.
- характеристики молодых людей (навыки, способности, компетенции и ожидания);
- требования со стороны сектора труда и занятости населения;
- постоянный пересмотр плана действий.
Участники |
Информация, наблюдение и ориентация |
Обучение и квалификация |
Расширение прав и возможностей |
Молодой человек с инвалидностью |
Получить информацию. Определить сильные и слабые стороны и обозначить пожелания. Приобрести опыт работы, чтобы сделать окончательный выбор. Участвовать в подготовке и подписании договора |
Пройти процесс релевантного обучения согласно индивидуальному темпу. На основании полученных комментариев оценить собственные успехи в школе |
Сохранить трудовой договор и заработную плату. Добиться успехов в период адаптации на рабочем месте. Чувствовать себя частью трудового коллектива |
Родители молодого человека с инвалидностью |
Быть постоянно включенным в проект. Обозначить собственные ожидания |
Быть включенным в организацию поддерживающей окружающей среды |
Поддерживать собственного ребенка, при этом уважая его независимость |
Представитель школы (1) |
Координировать процесс. Знать и оценивать возможности молодого человека. Мотивировать, помогать, направлять и готовить семью и молодого человека с инвалидностью. Разрабатывать план обучения. Назначить контактное лицо. Участвовать в подготовке и подписании договора |
Координировать процесс. Разрабатывать план обучения. Брать на себя все необходимые организационные вопросы, связанные с «выходом» на рынок труда. Назначить (и если необходимо заменить) контактное лицо. Оценивать прогресс |
Координировать процесс. Проводить необходимые мероприятия по знакомству с рынком профессий и договариваться с работодателями. Назначить (и если необходимо заменить) контактное лицо |
Представители посреднических услуг (2) |
Информировать других о потребностях на рынке труда и востребованных профессий |
Помощь молодому человеку с инвалидностью и школе в поиске обучающих программ |
Поиск работы (подходящих вакансий) |
Представитель работодателя (3) |
Получать и передавать информацию. Предоставлять возможности для краткосрочной практики. Участие в подготовке и подписании трудового договора |
Предлагать возможности по обучению. Участвовать в оценке профессионально важных компетенций |
Предлагать работу. Сопровождать в процессе работы |
- человек с особыми потребностями должен активно участвовать в планировании своего ITP;
- семьи должны быть вовлечены в процесс планирования;
- планирование должно включать межведомственное сотрудничество;
- планирование должно быть гибким, реагирующим на изменения ценностей и опыта.
- возможность профессионального образования, которая должна быть предложена учащемуся к началу девятого класса или за год до того, как учащийся перейдет в класс, в котором предлагается профессиональное образование;
- к 14 годам учащийся должен иметь план перехода, включенный в его Индивидуальный план развития (IEP), в котором указывается, какие услуги необходимы учащемуся для успешного перехода от старшей школы к работе и общественной жизни, какую профессиональную деятельность он должен взять на себя и кто будет предоставлять требуемые услуги.
- оценки интересов, способностей и особых потребностей, а также другие специальные услуги, призванные помочь учащимся, зачисленным в профессиональные учебные заведения, перейти к послешкольной работе или обучению;
- услуг по оценке карьеры, планированию, обучению и переходу от учебы к работе. IDEA требует, чтобы школы предоставляли учащимся с ограниченными возможностями услуги, которые помогут им успешно перейти от школьной деятельности к внешкольной, такой как работа, непрерывное обучение или образование, а также к другим аспектам жизни в сообществе.
- консультации по профессиональной реабилитации;
- дополнительное обучение и получение высшего образования;
- помощь в трудоустройстве (поиск работы, обучение и т. д.);
- поддерживаемое трудоустройство, в том числе индивидуальное трудоустройство;
- обучение на рабочих местах;
- услуги по организации рабочего места.
- Обзор подхода к конкурентоспособному трудоустройству. В этом разделе приведены определения CIE, обозначенные в WIOA и IDEA. В разделе «Обзор» содержится также информация о важности совместной работы Образовательных и VR-агентств над предоставлением услуг по подготовке к трудовой деятельности (Pre-employment transition services- Pre-ETS) и услуг по «переходу» (сопровождению) к трудовой деятельности в соответствии с IDEA.
- Услуги по переходу (сопровождению): понимание того, что требуется для перехода до приема на работу, в чем заключаются услуги, включенные в WIOA, а также требования, обозначенные в IDEA, которые позволяют учреждениям образования и агентствам по профессиональной реабилитации (VR) понять их задачи в предоставлении этих услуг учащимся с ограниченными возможностями.
- консультирование по ситуации на рынке труда и профессиям;
- предоставление возможности обучения на рабочих местах;
- подбор подходящей программы для высшего образования;
- обучение навыкам, необходимым для трудоустройства;
- предоставление инструкции по самоадвокации (самозащите, самопониманию), включая менторинг (кураторство).
- Межведомственное сотрудничество: определение ролей и обязанностей организаций, участвующих в предоставлении сопроводительных услуг. В этом разделе представлены стратегии и методы, которые используются в работе межведомственных, государственных, общественных, школьных и студенческих групп по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями.
- Профессиональное развитие: в этом разделе представлены обзор некоторых ключевых компетенций, необходимых сотрудникам, работающим в «сопровождении», а также информация и ресурсы, полезные для дополнительного профессионального развития, как для специалистов образовательных учреждений, так и для специалистов агентств по профессиональной реабилитации (VR), с целью повышения их квалификации.
- академические способности;
- повседневные жизненные навыки;
- личностные и социальные навыки;
- профессиональные навыки (могут использоваться тесты производительности, которые оценивают способность учащегося выполнять определенные рабочие задачи; примеры рабочих ситуаций, возлагающих на студента должностные обязанности; ситуационные центры оценки, которые измеряют интересы, способности и рабочие привычки учащегося в реальной и/или искусственно созданной рабочей среде);
- карьерная зрелость (степень, в которой студент обладает адекватным пониманием себя, адекватным пониманием профессиональной среды и адекватными навыками принятия решений);
- профессиональные интересы (инструменты оценки включают: Self-Directed Search [SDS], the Strong Interest Inventory (Тест профессиональных предпочтений Дж. Холланда); Career Key («Ключ к карьере» — психометрический тест, который помогает пользователям выбрать тот карьерный путь, который им больше всего подходит. Инструмент, разработанный доктором Лоуренсом Джонсом (Lawrence Jones), основан на теории Дж. Холланда, которая описывает шесть типов личности, соответствующих шести рабочим условиям); the Occupational Aptitude Survey and Interest Schedule [OASIS III] (Опросник оценки интересов и профессиональных способностей. Предназначен для оказания помощи в выборе профессии учащимся с ограниченными возможностями, без инвалидности и из малообеспеченных семей в возрасте 14—18 лет. Опросник учитывает 12 типов интересов, непосредственно связанных с профессиями.
- профессиональные способности (инструменты оценки включают: the Differential Aptitude Test [DAT] (Тест на способности. Данный инструмент используется для определения и измерения способности человека приобрести в ходе будущего обучения определенный набор навыков. Этот тест охватывает несколько областей, включая вербальное мышление, вычислительные способности, абстрактное мышление, скорость и точность восприятия, механическое мышление, пространственные отношения, правописание), the Armed Services Vocational Aptitude Battery [ASVAB] (Батарея профессиональных способностей вооруженных сил — это батарея субтестов, которые измеряют развитые способности и помогают прогнозировать будущие академические и профессиональные успехи в армии. Способности измеряются в четырех областях: вербальной, математической, научно-технической и пространственной), the Occupational Aptitude Survey and Interest Schedule [OASIS III] (Опросник оценки интересов и профессиональных способностей).
- чтение и письмо (например, словарный запас, правописание, почерк, набор текста);
- математика (например, базовые вычисления, обращение с деньгами, измерения);
- решение проблем;
- умение слышать;
- умение говорить;
- основы компьютерной грамотности;
- владение иностранным языком будет плюсом.
- точно следовать инструкциям и давать указания;
- передавать информацию;
- понимать и обрабатывать информацию;
- уметь просить или предлагать помощь.
- отвечать на телефонные звонки и принимать сообщения;
- совершать необходимые телефонные звонки работодателям и другим специалистам в целях поиска и обсуждения работы;
- демонстрировать надлежащее поведение на рабочем месте и этикет;
- знать подходящие темы для обсуждения в рабочем коллективе;
- знать, когда и как можно, а когда и как нельзя общаться на работе;
- уметь защитить себя от виктимизации;
- уметь решать социальные проблемы.
- использование рабочего пропуска;
- приходить на работу вовремя;
- предупреждать о болезни;
- запрашивать отпуск;
- использовать соответствующий тон и громкость голоса;
- принимать инструкции и замечания;
- знать, как взаимодействовать с коллегами (т. е. решать социальные проблемы, заводить друзей и признавать личные, профессиональные и сексуальные границы).
- поиск работы (объявления в Интернете, объявления о поиске помощи по соседству, поиск работы по рекомендациям и использование других подходящих ресурсов);
- составление откликов на вакансию;
- конструирование резюме и сопроводительных писем;
- получение необходимого удостоверения личности (удостоверение личности с фотографией, свидетельство о рождении и т. п.);
- заполнение документов (формы для трудоустройства и т. п.);
- навыки прохождения интервью.
- совершенствование услуг по поддержке перехода из школы в трудовую среду;
- подготовка персонала, участвующего в предоставлении данных услуг;
- оценка профессионально важных качеств личности людей с инвалидностью;
- обучение навыкам и ориентация в мире профессий;
- вовлечение родителей;
- осведомленность окружающих об особенностях взаимодействия с людьми с инвалидностью;
- подготовка представителей работодателей для создания рабочих мест для людей с инвалидностью.
Заключение и выводы
Литература
- Бажин К.С., Симонова Г.И., Башмакова С.Б. Формирование профессиональной траектории студентов с инвалидностью в вузе [Электронный ресурс] // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сб. статей / Под ред. В.В. Рубцова. М.: МГППУ, 2018. С. 47—54. (Библиотека журнала «Психологическая наука и образование»). URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/inclusdev_2018/contents/inclusdev_2018_Bazhin_Simonova_Bashmakova.pdf (дата обращения: 28.12.2023).
- Быстрова Ю.А. Возможности психологической поддержки и сопровождения молодых людей с интеллектуальными нарушениями при трудоустройстве // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Том 30. № 4. C. 143—162. DOI:10.17759/cpp.2022300408
- Быстрова Ю.А. Подготовка к профессионально-трудовой деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 2. C. 54—61. DOI:10.17759/chp.2022180206
- Готовность преподавателей высшей школы к инклюзивному образованию / Д.В. Афанасьев, О.А. Денисова, О.Л. Леханова, В.Н. Поникарова // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. С. 128—142. DOI:10.17759/psyedu.2019110311
- Грандин Т., Эдельсон С.М. «Если вы не откроете детям мир, они ничем не заинтересуются». Интервью с Темпл Грандин // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 3. C. 64—67. DOI:10.17759/autdd.2020180307
- Николас Д. Трудоустройство людей с РАС. Анализ исследований и шаги для дальнейшего развития // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 3. C. 5—11. DOI:10.17759/autdd.2020180301
- A transition guide to postsecondary education and employment for students and youth with disabilities [Электронный ресурс] / US Departament of education. Washington: US Departament of education, 2020. 60 p. URL: https://web.archive.org/web/20231216173418/https://sites.ed.gov/idea/files/postsecondary-transition-guide-august-2020.pdf (дата обращения: 28.12.2023).
- Brewer G., Urwin E., Witham B. Disabled student experiences of Higher Education // Disability & Society. 2023. 20 p. DOI:10.1080/09687599.2023.2263633
- Can Self-Efficacy Mediate Between Knowledge of Policy, School Support and Teacher Attitudes Towards Inclusive Education? / S. Werner, T.P. Gumpel, J. Koller, V. Wiesenthal, N. Weintraub // PLoS ONE. 2021. Vol. 16. № 9. Article ID e0257657. 17 p. DOI:10.1371/journal.pone.0257657
- Competitive Integrated Employment: Toolkit [Электронный ресурс] / R. Allison, J. Hyatt, L. Owens, K.A. Clark, D.W. Test // National Technical Assistance Center on Transition. Charlotte: University of North Carolina, 2017. 66 p. URL: https://transitionta.org/wp-content/uploads/docs/toolkit_CIE.pdf (дата обращения: 28.12.2023).
- Disabled student ambassadors promote inclusion in Norwegian higher education: building competencies and strategies for the future / A.B. Bjørnerås, E. Langørgen, A.E. Witsø, L. Kvam, D. Myhr, J.M.R. Andersen, G. Goodall, S. Horghagen // Disability & Society. 2023. 25 p. DOI:10.1080/09687599.2023.2279490
- European comparative data on Europe 2020 and persons with disabilities: labour market, education, poverty and health analysis and trends [Электронный ресурс] / European Commission. Brussel: European Commission, 2021. 189 p. URL: https://data.europa.eu/doi/10.2767/745317 (дата обращения: 28.12.2023).
- European Union — Statistics on Income and Living Conditions: Dataset // EU Statistics on Income and Living Conditions microdata 2004—2019, release 2 in 2020 / Eurostat. 2020. 4 p. DOI:10.2907/EUSILC2004-2019V.1
- Experience of university life by disabled undergraduate students: The need to consider extra-curricular opportunities / S.Y. Chipchase, A. Seddon, H. Tyers, S. Thomas // Disability & Society. 2023. 18 p. DOI:10.1080/09687599.2023.2233687
- Fabian E.S. Urban youth with disabilities: Factors affecting transition employment // Rehabilitation Counseling Bulletin. 2007. Vol. 50. № 3. P. 130—138. DOI:10.1177/00343552070500030101
- Individual Transition Plans. Supporting the Move from School to Employment [Электронный ресурс] / Ed. V. Soriano. Brussel: European Agency for Development in Special Needs Education, 2006. 44 p. URL: https://www.european-agency.org/sites/default/files/individual-transition-plans_itp_en.pdf (дата обращения: 28.12.2023).
- Intellectual disability literacy and its connection to stigma: A multinational comparison study in three European countries / E.L. Zeilinger, K.A.M. Stiehl, H. Bagnall, K. Scior // PLoS ONE. 2020. Vol. 15. № 10. Article ID e0239936. 14 p. DOI:10.1371/journal.pone.0239936
- Ioerger M., Machia L.V., Turk M.A. Self-other overlap: A unique predictor of willingness to work with people with disability as part of one’s career // PLoS ONE. 2019. Vol. 14(8). Article ID e0220722. 27 p. DOI:10.1371/journal.pone.0220722
- Know the rights that protect individuals with disabilities from discrimination [Электронный ресурс] / U.S. Department of Health and Human Services // U.S. Department of Health and Human Services: Enhancing the health and well-being of all Americans. Washington, [б. г.]. 2 p. URL: https://www.hhs.gov/sites/default/files/knowyourrights504adafactsheet.pdf (дата обращения: 28.12.2023).
- Levinson E.M., Palmer E.J. Preparing Students With Disabilities for School-to-Work Transition and Postschool Life [Электронный ресурс] // Counseling 101. 2005. P. 11—15. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Preparing-Students-With-Disabilities-for-Transition-Levinson-Palmer/a82076aae44d70651a9fb5d7db593717ee8648e3?utm_source=direct_link (дата обращения: 28.12.2023).
- Musset P., Kurekova L.M. Working it out: Career Guidance and Employer Engagement // OECD Education Working Papers. № 175. Paris: OECD Publishing, 2018. 92 p. DOI:10.1787/51c9d18d-en
- Mynatt B.S., Gibbons M.M. Preparing Students With Disabilities for Their Future Careers [Электронный ресурс] // American Counseling Association. 2011. 7 p. URL: https://www.counseling.org/resources/library/vistas/2011-v-online/Article_08.pdf (дата обращения: 28.12.2023).
- Olsen J. Employers: influencing disabled people’s employment through responses to reasonable adjustments // Disability & Society. 2022. 20 p. DOI:10.1080/09687599.2022.2099251
- Persons with (dis)abilities / D.C. Baldridge, J. Beatty, S.A. Böhm, M. Kulkarni, M. Moore // The Oxford handbook of workplace discrimination // Eds. A. Colella & E. King. N.Y: Oxford University Press, 2018. P. 111—127. DOI:10.1093/oxford-hb/9780199363643.013.9
- Persons with a disability: labor force characteristics — 2022 [Электронный ресурс]. Washington: Bureau of labor statistics, 2022. 11 p. URL: https://adasoutheast.org/new-data-persons-with-a-disability-labor-force-characteristics-2022 (дата обращения: 28.12.2023).
- Prioritizing barriers and solutions to improve employment for persons with developmental disabilities / A. Khayatzadeh-Mahani, K. Wittevrongel, D.B. Nicholas, J.D. Zwicker // Disability and Rehabilitation. 2020. Vol. 42. № 19. P. 2696—2706. DOI:10.1080/09638288.2019.1570356
- Russell C. Education, Employment and Training Policies and programmes for Youth with Disabilities in four European Countries. Geneva: ILO, 1998. 46 p. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/documents/publication/wcms_120230.pdf (дата обращения: 28.12.2023).
- Schloemer-Jarvis A., Bader B., Böhm S.A. The role of human resource practices for including persons with disabilities in the workforce: a systematic literature review // The International Journal of Human Resource Management. 2022. Vol. 33. № 1. P. 45—98. DOI:10.1080/09585192.2021.1996433
- Social interventions to support people with disability: A systematic review of economic evaluation studies / B.H. Ma, S. Badji, D. Petrie, G. Llewellyn, G. Chen // PLoS ONE. 2023. Vol. 18(1). Article ID e0278930. 18 p. DOI:10.1371/journal.pone.0278930
- Strindlund L., Abrandt-Dahlgren M., Ståhl C. Employers’ views on disability, employability, and labor market inclusion: a phenomenographic study // Disability and Rehabilitation. 2019. Vol. 41. № 24. P. 2910—2917. DOI:10.1080/09638288.2018.1481150
- The Individuals with Disabilities Act (IDEA) [Электронный ресурс] / U.S. Department of Education. 2004. URL: https://web.archive.org/web/20240107213526/https://sites.ed.gov/idea/about-idea/ (дата обращения: 28.12.2023).
- The journey to work of young adults with mobility disability: a qualitative study on the digital technologies that support mobility / C. Amaral, M. Chamorro-Koc, A. Beatson, U. Gottlieb, S. Tuzovic, N. Bowring // Disability & Society. 2023. 22 p. DOI:10.1080/09687599.2023.2275521
- The secretary's commission on achieving necessary skillsm [Электронный ресурс] / M. Kane, S. Berryman, D. Goslin, A. Meltzer. Washington: Pelavin associates inc, 1990. 48 p. URL: https://wdr.doleta.gov/SCANS/idsrw/idsrw.pdf (дата обращения: 28.12.2023).
- Transition from School to Employment. Main problems, issues and options faced by students with special educational needs in 16 European countries: Summary Report [Электронный ресурс] / Ed. V. Soriano. Brussel: European Agency for Development in Special Needs Education, 2002. 46 p. URL: https://www.european-agency.org/sites/default/files/transition-from-school-to-employment_Transition-en.pdf (дата обращения: 28.12.2023).
- Vedeler J.S. How is disability addressed in a job interview? // Disability & Society. 2023. 20 p. DOI:10.1080/09687599.2022.2162860
- Wasburn-Moses L. Obstacles to Program Effectiveness in Secondary Special Education // Preventing School Failure: Alternative Education for Children and Youth. 2006. Vol. 50. № 3. P. 21—30. DOI:10.3200/PSFL.50.3.21-30
- Williams-Diehm K.L., Lynch P.S. Student knowledge and perceptions of individual transition planning and its process [Электронный ресурс] // The Journal for Vocational Special Needs Education. 2007. Vol. 29. № 3. P. 13—21. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ841378.pdf (дата обращения: 28.12.2023).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 230
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 82
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 2