Субъектный подход в изучении профессиональной самореализации

2765

Аннотация

В статье обоснованы актуальность и перспективы изучения самореализации субъекта. Предложена уровневая структура профессиональной самореализации и ее основные личностные и субъектные детерминанты. Адаптация человека к профессиональным условиям и стремление к самореализации основываются на взаимных изменениях личности и ее окружения и нередко описываются как процесс, направленный на эффективное преодоление трудностей с помощью успешного принятия решений, проявления инициативы, ответственности и способностей к предсказанию последствий принятых решений. Исследование самореализации во многих сферах позволяет объединить достижения общей психологии, психологии личности, а также достижения психологической практики и предложить уровневую модель профессиональной самореализации.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная самореализация, уровневая структура, личностные и субъективные свойства

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Для цитаты: Максименко С.Д., Осёдло В.И. Субъектный подход в изучении профессиональной самореализации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n1/39330 (дата обращения: 13.12.2024)

Полный текст

Человек обречен на поиск сущности, смысла жизни, потому что тот, кто чувствует свою жизнь без смысла, не только несчастливый, но и вряд ли жизнеспособный.

А. Эйнштейн

Современность предъявляет к субъекту деятельности повышенные требования относительно наличия у него творческой активности, умения находить новые пути решения проблем, уметь по-новому подходить к ним, находить новые формы работы с персоналом, уметь влиять на людей. За последние годы в жизни страны произошли серьезные изменения, которые касаются моральных, этических, жизненных, профессиональных норм поведения и т. п. Все это требует новых подходов к исследованию психосоциальных процессов в обществе, и в первую очередь в изучении феномена профессиональной самореализации личности.

При изучении профессиональной самореализации следует обратить внимание на существенные моменты, которые смогут помочь определить сущность ее феномена.

Во-первых, профессиональная самореализация является чрезвычайно важной на пути профессионального становления личности, поскольку именно профессиональная деятельность служит основным критерием, который дает человеку возможность выяснить, удалась его жизнь или нет.

Относительно профессиональной составляющей жизненного пути личности приоритет в психологических исследованиях отдается выбору профессии. Однако вопрос последующего построения перспективы профессионального пути, психологические механизмы профессионального роста и успеваемости в профессии остаются вне поля зрения исследователей. Это предопределяет необходимость уточнения понятия профессиональной самореализации личности и исследования личностных детерминант этого процесса.

Во-вторых, в имеющихся исследованиях анализ феномена профессиональной самореализации осуществляется в тесной взаимосвязи с изучением способностей личности к творческому преобразованию разных аспектов ее Я. Поэтому важно проанализировать основные положения отмеченного направления в контексте профессиональной самореализации личности. Ключевой здесь является проблема определения причинной детерминации процессов самореализации. С методологической точки зрения проблема заключается в существовании двух взглядов на детерминанты развития личности, отсюда и расхождение во взглядах на саму проблему: считать ли самореализацию врожденным свойством, заранее определенной способностью человека (как настаивают гуманисты), признать ли ее процессуальную детерминацию, т. е. согласиться с мыслью, что все начинается «здесь и теперь».

В-третьих, основу эффективной профессиональной деятельности личности составляет возможность реализовать себя в творческом труде. Но, к сожалению, мотивами трудовой деятельности человека часто является не стремление к самоактуализации через творческий труд, а стремление удовлетворить свои биогенные и социогенные потребности низшего порядка. Поэтому очень важно обнаружить психологические условия профессиональной самореализации личности, т. е. насколько человек видит личностный смысл в своей профессиональной деятельности.

В-четвертых, важность феномена профессиональной самореализации проявляется не только в процессе поступательного личностного и профессионального развития, самосовершенствования, достижения гармонии, но и играет важную роль во всех других формах реализации личности – социальной, личностной и пр.

В-пятых, профессиональная самореализация в любых формах позволяет задать конкретному человеку достаточно четкие пределы и ориентиры возможного и желаемого (его действий и поступков, деятельности и поведения, активности в целом). С помощью профессиональной самореализации практически задается социально-психологическое пространство пребывания (существование) субъекта в профессии, профессиональные смыслы и принципы, ценности и идеалы, нормы и правила.

Профессиональное будущее, которое человек представляет как потенциально возможное, выполняет функции субъектной регуляции и, будучи целью профессионального пути, влияет на жизненные выборы, поступки и деятельность субъекта, на вектор его профессионального развития и реализацию профессионального потенциала. Это позволяет охарактеризовать субъективную перспективу профессионального пути человека как необходимую предпосылку профессиональной самореализации личности и предопределяет потребность ее последующего изучения. В то же время, профессиональная составляющая жизненного пути личности и профессиональная самореализация личности выступают как наиболее возможное воплощение человеком его внутреннего бытийного потенциала в профессиональной деятельности.

В-шестых, сконструированное субъектом пространство включает наиболее значимые события и явления деятельности, которые являются выражением собственной индивидуальности как значимой и нужной для себя и других (самовыражение), самоосуществлением (реализация своих потенций), самоутверждением, самостоятельностью (способность к планированию, регуляции целенаправленности собственной деятельности, к рефлексии и саморефлексии), творчеством (способность к автономному поведению, саморегуляции и межсубъектному взаимодействию), самообразованием, уверенностью в себе, последовательностью в достижении целей, умением отстаивать свои права и т. п. Высокий уровень самореализации является результатом становления осознанной субъектной позиции личности на пути выявления, раскрытия и опредмечивания ее сущностных сил.

Многие ученые рассматривают самореализацию как преимущественно сознательный, целенаправленный процесс раскрытия собственного потенциала и опредмечивания сущностных сил личности в ее разнообразной практической деятельности. Несмотря на существование представлений о самореализации как реализации человеком его потенциала, последняя непосредственно не изучалась, хотя определенное понимание этого феномена так или иначе в литературе встречается. К понятию потенциала личности обращались многие психологи [1; 6; 7; 9; 10], которые включали в него развитие человека как личности и как субъекта деятельности. Стремление к реализации своих возможностей заложено в каждом человеке и, по мнению представителей разных психологических школ, является ее важнейшим качеством, необходимым атрибутом жизнедеятельности здоровой, зрелой личности.

Изучая развитие представлений о самореализации личности, мы можем сделать вывод, что последняя чаще всего рассматривается в контексте философско-социологических и психологических подходов [13; 14; 15]. В рамках первого подхода ученых привлекает мировоззренческая природа самореализации, культурологические модели жизненного пути и жизненные перспективы личности. Основная часть вопросов, которые касаются самореализации в пределах второго подхода, может быть отнесена к смысложизненным и ценностным ориентациям, их динамике и развитию самосознания личности. Очевидно, что психологическое исследование профессиональной самореализации личности должно содержать в себе учет жизненных принципов и смыслов, жизненных ценностей, идеалов, возможностей, достижений личности, а также изучение разных компонентов структуры профессионального самосознания на основе психологической теории деятельности, которая допускает изучение таких компонентов системы деятельности, как мотивы, цели, профессионально важные качества и т. п. Наличие отдельных исследований в рамках отмеченных подходов требует сформировать целостное представление о феномене профессиональной самореализации, что невозможно без раскрытия ее смысловой и процессуальной составляющих, определение структуры и личностных детерминант профессиональной самореализации субъекта.

В соответствии с вышеупомянутым целью статьи является предложение нового взгляда на понимание профессиональной самореализации субъекта, обоснования ее структуры и личностных детерминант.

Основные характеристики профессиональной самореализации субъекта

Для раскрытия сущности профессиональной самореализации субъекта необходимо проанализировать ее содержание и основные характеристики. Базой для теоретического анализа и обоснования наличия разных уровней самореализации послужили теоретические разработки о регуляторном характере хода психических процессов, взаимосвязи психики с внешней средой (И. М. Сеченов, 1894); саморегуляции (П. К. Анохин, 1971), концепции индивидуальных отличий (А. Ф. Лазурский, 1916), динамическом подходе к изучению личности (Л. И. Анциферова, 2005; К. А. Абульханова, 1991), положении о системном подходе (Б. Ф. Ломов, 1984), психологии смысла и деятельности (Г. А. Балл, 2005; Д. А. Леонтьев, 2001), психологических детерминантах жизненного самоосуществления человека (С. Д. Максименко, 2006) и др.

Профессиональную самореализацию как способ функционирования и развития личности можно одновременно отнести к трем основным классам психических явлений, т. е. она может выступать как процесс, состояние (срез на определенном этапе) и свойство субъекта. Самореализация как процесс является ведущим классом психических явлений и позволяет комплексно и системно изучать жизнедеятельность человека. В соответствии с этим самореализация субъекта включает осознание, выбор и реализацию тех аспектов индивидуальности, которые способствуют его самовыражению, реализации потенций, формированию субъектом собственной системы смыслов, ценностей, мотивов, представлений о себе, постановке целей и определению способов их достижения.

Главным психологическим процессом самореализации является поиск субъектом своего способа жизнедеятельности. За изменчивостью личности стоит динамизм ее жизненных отношений, который наглядно проявляется в то время, когда личность трансформирует собственную идентичность, поднимая планку собственных достижений. И от того как интерпретируется этот феномен, в значительной мере будет зависеть понимание самореализации в целом. Под поиском мы будем понимать сложный комплекс действий, которые имеют место во внутреннем мире индивида, направленных на создание, формирование, конструирование и построение своего способа и пути собственной жизни.

Сопоставив с определенной мерой приближения известные иерархические модели отдельных психологических феноменов [3; 4; 5; 7], рассмотрим возможную структуру профессиональной самореализации. Для обеспечения корректности выделения уровней профессиональной самореализации следует сосредоточиться на сущностной природе самореализации, выделив, как минимум, две группы характеристик этого феномена: смысловые и формально динамические.

Сущность оценки формально динамических характеристик (осознанность, целостность, гетерогенность/гомогенность, система принципов, ценностей, идеалов, целей, мотивов, ожиданий; чувствительность к случайным внешним влияниям; характер динамики самореализации; успеваемость, эффективность, результативность, адекватность профессиональной самореализации и др.) заключается в ориентации на качественные изменения личности, которая является автором (инициатором) собственных изменений, превращений и форм развития. Развитие личности мы рассматриваем как последовательное развертывание собственных превращений, когда у человека становится больше интересов, а соответственно, и стимулов к жизни – смысловое наполнение жизни; возможности анализировать – отличать одно от другого; возможности синтезировать – видеть взаимосвязи событий и явлений; понимания людей; внутренней свободы и независимости; ответственности, взятой на себя добровольно; доверия к миру и к людям, в том числе и к себе.

Формально динамические характеристики самореализации являются чрезвычайно важными для проведения эмпирических исследований и определения результативных характеристик самореализации. При рассмотрении смысловой составляющей самореализации целесообразно выделить в ней интегральные и частичные характеристики. К интегральным, в свою очередь, следует отнести мировоззрение, образ мира и отношения к нему, представление о себе, самосознание, идентичность, направленность личности.

В основе самореализации лежит актуализация психических образований, которые обеспечивают осуществление потенций личности. Уровень самореализации в первую очередь предопределен степенью развития интегральных образований, сформированностью личностно-смысловых механизмов, что актуа­лизирует такие образования и используется субъективными стратегиями самореализации [5]. Близкую к отмеченной позиции выражает и К. А. Абульханова-Славская [1], которая определяет, что личность как субъект жизни постоянно направлен на самосовершенствование, достижение идеала. Такая активность дает возможность личности осознать себя как субъекта, относиться к себе как к источнику жизненных изменений, причине событий и поступков.

Частичными содержательными элементами выступают основные ценности субъекта, принципы, цели, мотивы, представления о жизненных перспективах и этапах жизни, оценка своих возможностей и способностей, ожидания субъекта, связанные со своей собственной активностью, и т. п. Перечисленные феномены в известной мере могут быть отнесены к результативным смысловым элементам самореализации [11].

Рассматривая самореализацию как процесс в ее содержании, можно выделить комплексные процессуальные элементы: стратегия жизни, стиль жизни, образ жизни, жизненные сценарии и др. Перечисленные комплексные феномены образуются более частными. К ним относятся: допустимые (недопустимые) способы достижения поставленных целей (связанные с направленностью личности, отношением к социальным и моральным нормам и др.); представления о правилах принятия решений; принципы сбора и анализа информации, отношение к разным ее источникам; представления о необходимых и предельно допустимых затратах времени, материальных и психологических ресурсах; представления о необходимых и предельно допустимых уровнях и циклах активности.

Следовательно, категория самореализации позволяет комплексно и системно изучать жизнедеятельность субъекта. Поскольку многие авторы связывают субъектность с высокими уровнями личностного развития, очевидно, что теоретическая и эмпирическая разработка этого вопроса требует разработки адекватных критериев самореализации. Исследуя самореализацию как процесс и результат в профессиональной сфере, мы можем сформулировать обобщенные показатели ее критериев:

  • организационный – характер целей, мотивов, ценностных ориентаций и условий развития карьерного роста, их осознанность, уровень достижений, отношение к избранной профессии, желание завладеть необходимыми знаниями, умениями, навыками и пр.;
  • деятельностно-творческий – преобладающие средства и способы реализации профессиональной деятельности, профессиональная компетентность; профессиональная направленность, самоконтроль, степень выраженности профессиональной этики; характер творческой активности и умения творчески решать профессиональные задачи; степень реализации творческого потенциала личности;
  • субъектно-личностный – уровень сформированности субъектных качеств и личностно-профессионального развития; 
  •  результативно-профессиональный – уровень результативности профессиональной деятельности, в том числе реализации профессиональных знаний, умений, навыков и практических профессиональных действий.

Изучение проблемы самореализации предусматривает выделение возможных ее уровней. Уровень самореализации может быть непосредственно детерминирован развитием личности и выражать меру адекватности прикладыванию усилий по самому осуществлению в деятельности и творчестве [5]. Для решения жизненных задач субъект может изменять свою внутреннюю целостность на разных уровнях, начиная с психофизического и заканчивая ценностно-смысловым развитием. Как отмечает Л. И. Анциферова [2], в таких ситуациях происходит перестройка потребностно-мотивационных, функционально-энергетических, инструментально-операциональных, установочно-диспозиционных и прочих характеристик личности.

Перечисленные смысловые элементы самореализации отличаются по своему значению для жизнедеятельности субъекта связями и взаимовлияниями, т. е. образуют некоторую структуру. Во время изучения и разработки понятия «самореализация», за незначительным исключением [10], мы практически не встретили предложенную структуру этого феномена. Несмотря на относительную полноту разработки модели профессиональной самореализации, предложенную Л. А. Коростылевой [5], специфика динамики самореализации именно в профессиональной деятельности вызывает потребность в разработке дополнительной модели самореализации.

Профессиональная среда, к которой принадлежит личность, развивается не только за рамками универсальных, но и своих собственных законов. Какой способ жизнедеятельности выберет субъект деятельности в динамических условиях, будет зависеть от основного вектора развития самореализации – конкретной личности. В этом контексте структурные элементы самореализации субъекта также приобретают изменение на протяжении его жизни.

В дальнейшем важно определить, какие элементы изменяются больше всего, характер их изменений и взаимосвязь с особенностями функционирования и развития субъекта в целом, особенностями изменения среды. На эти и некоторые другие вопросы, по нашему мнению, может ответить предложенный ниже вариант структуры профессиональной самореализации.

Система уровней представляет собой иерархическую упорядоченную структуру, построенную на определенных теоретических принципах и экспериментальных данных. К таким принципам в первую очередь следует отнести разновидности механизмов самореализации, которые представлены в контексте теории мотиваций (А. Маслоу, 1999), смысла жизни (Д. А. Леонтьев, 1997), онтогенетического развития (С. Д. Максименко, 2006), жизненных переживаний (Ф. Е. Василюк, 1984; Ю. М. Швалб, 2010), стратегий жизни (К. А. Абульханова, 1991) и др. В соответствии с перечисленными возможными смысловыми элементами самореализации, которые отличаются между собой своей значимостью для жизнедеятельности субъекта, нами определено три уровня профессиональной самореализации: адаптационно-репродуктивный (воссоздание соответствующих образцов поведения), деятельностно-творческий (уровень выполнения социальных ролей) и субъектно-личностный (уровень смысложизненной и ценностной самореализации).

В такой структуре элементы самореализации, которые составляют ее психологическую основу, иерархически организованы и образуют соответствующие уровни. Деятельность являет собой основной способ существования человека, познания им мира и самовыражения в обществе. С этой точки зрения самореализация может быть понята как динамическое развертывание личности, как особенный тип последовательности личностных превращений, как закономерное изменение ее функциональных состояний. Согласно закону трансформации этапов развития какого-либо явления в структурные уровни его организации можно прийти к выводу, что эти уровни воспроизводят также уровни профессионализма и профессиональной самореализации.

В соответствии с отмеченными уровнями самореализации мы можем утверждать, что существует совокупность личностных и субъектных свойств, которые определяют специфику самореализации личности. Большинство из них упорядочены, в то же время тесно взаимосвязанные свойства могут влиять на содержательные и формально динамические характеристики самореализации. Учитывая определенную стабильность личностных свойств, мы можем прогнозировать успешность самореализации, особенно в нестабильных условиях. Опираясь на полученные результаты теоретического исследования проблемы профессиональной самореализации, было бы уместно выстроить иерархическую структуру этих свойств и определить их связки с разными компонентами и характеристиками самореализации. Подобная структура личностных детерминант самореализации могла бы содействовать принципиальному развитию представлений о профессиональной самореализации субъекта.

Литература

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  2. Анциферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии/ Л. И. Анциферова. М., 2006.
  3. Вірна Ж. П. Мотиваційно-смислова регуляція у професіоналізації психолога: Монографія. Луцьк, 2003.
  4. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Структура и личностные детерминанты экономического самоопределения субъекта//Психологический журн. 2008. Т. 29. №2.
  5. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб., 2005.
  6. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека/Д. А. Леонтьев// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997.
  7. Маноха І. П. Професійний потенціал особистості: досвід онтологічного дослідження. Автореф. Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Нац. ун-т імені Тараса Шевченка. К., 1993.
  8. Максименко С. Д. Генеза здійснення особистості/ С. Д. Максименко К., 2006.
  9. Максименко С. Д. Особистість: прогноз розвитку і життєвий шлях: [Про пробл. прогнозування псих. розвитку]/ Психолог. 2006. № 7.
  10. Максименко С. Д. Механізми трансформації структурних компонентів діяльності у професійному розвитку особистості в сучасних умовах/Матеріали Міжрегіонального наукового семінару [«Актуальні проблеми становлення особистості професіонала в ризиконебезпечних професіях»], (Київ 25 березня 2010 р.)/Мін-во оборони України. Національний університет оборони України. К., 2010.
  11. Осьодло В. І. Когнітивні та екзистенційні феномени психіки в контексті самодетермінації/В. І. Осьодло//Вісник НАОУ. 2009. № 4(12).
  12. Рибалка В. В. Теорії особистості у вітчизняній психології та педагогіці: Навчальний посібник. Одеса, 2009.
  13. Титаренко Т. М. Життєві домагання і професійне становлення особистості практичного психолога//Практична психологія та соціальна робота. К., 2003. №4.
  14. Фрейджер Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения/Фрейджер Р., Фейдимен Д. СПб., 2001.
  15. Швалб Ю. М. Свідомість як відношення людини до світу//Психологія і суспільство. 2004. № 4.

Информация об авторах

Максименко Сергей Дмитриевич, доктор психологических наук, директор Институт психологии им. Г. С. Костюка НАПН Украины, Украина

Осёдло Василий Иванович, кандидат психологических наук, начальник кафедры психологии и педагогики Национального университета обороны Украины, Украина, e-mail: joker2128@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 7442
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 2765
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3